среда, 25 января 2012 г.

Дмитрий Скирюк - Настольные игры: Мельница


















Среди настольных игр, которые незаслуженно забыты в России, особое место занимает мельница. Трудно понять, как игра, в которую столько веков играют Европа и Азия, у нас оказалась на задворках. Видимо, городская жизнь на всём готовом настолько испортила людей, что когда по причине войны и прочих неурядиц фабрики перестали выпускать наборы для игры, она исчезла сама собой.

Между тем, совершенно зря: мельница проста, увлекательна, и у неё очень необычная тактика.

Мельница – дальняя родственница крестиков-ноликов. В Армении её называют «рез», в Туркмении – «дызым» или «дюз-дюм», в Молдавии – «куран», а в Европе – «моррис», «мерельс» или «миллс». Родом она из Египта – самая древняя доска найдена на плитах крыши храма в Курне (ок. 1400-1333 гг. до н.э.). Археологи нашли сотни досок для мельниц в Греции, Италии, Китае, на Цейлоне и в Исландии.

В Туркмении ткут ковры с рисунком в виде игрового поля, а в 60-е года там даже проводились республиканские турниры по этой игре.



















Игральные доски для мельницы вырезаны на скамьях английских соборов в Кентербери, Глостере, Солсбери и Вестминстере – монахи тайком играли на них во время долгих проповедей.


Средневековая Европа заигрывалась мельницей – она упоминается в «Книге игр» короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1240 г.) и во фламандском манускрипте «Роман об Александре» (1338 г.).

А название «Nine Men’s Morris» – «Танец девяти мужчин» пошло гулять по миру с лёгкой руки Шекспира, в пьесе которого «Сон в летную ночь» Титания говорит: «The nine mens Morris is fild up with mud» («Дёрн, где играют в мельницу, затоплен», пер. М.Лозинского). Хотя в танце действительно есть термин «moorish», слово «morris» происходит от латинского «merellus» – «фишки». Игра была популярна у римских солдат, которые вряд ли любили танцевать, зато пронесли её через весь континент.


















ПРАВИЛА ИГРЫ

Разновидностей мельниц много, но различия касаются только формы поля и количеством фишек, правила же одинаковые.

В игре три этапа:

1. Доска пуста. Игроки по очереди выставляют фишки по одной на поле – на перекрестья и в углы, стремясь выстроить три фишки в ряд – «мельницу». Если это удалось, игрок может «смолоть» любую фишку противника, убрать её с доски. Срубленная фишка больше в игру не возвращается.

2. Фишки расставлены и начинают двигаться. Ходить можно только по линиям на соседний перекрёсток и прыгать друг через друга (но не с линии на линию). Цель прежняя – выстроить три фишки в ряд, что позволит «смолоть» фишку противника.

3. Когда у игрока остаются всего три фишки, он получает право переносить фишку на любое перекрестье, независимо от начерченных линий. Второй игрок при этом ходит по обычным правилам, пока у него тоже не останется три фишки. В варианте с 11 или 12 фишками третий этап начинается, когда остаётся 4 фишки.

Ходы обязательны, если они возможны.

При взятии игрок может снять любую фишку противника, кроме тех, которые уже образовали «мельницу».

Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, фишка соперника при этом всякий раз подлежит взятию.

Если игрок одним ходом строит сразу две «мельницы», он снимает две фишки соперника.

Проигрывает тот, у кого осталось только две фишки или все фишки заперты – в обеих случаях он не может построить «мельницу».


Разновидности полей

В простейшей мельнице у игрока всего 3 фишки (в африканской «Аши» – 4). В ней нет захвата – игрок, первым поставивший «мельницу», сразу выигрывает. Увы, анализ показывает, что при умной игре всегда будет ничья, как в крестиках-ноликах.













Это не мешало древним римлянам: «Рота» или «Tabula Lusoria» была весьма популярна: на руинах Вечного Города повсюду выбиты в камне «доски» в виде колеса с восемью ступицами. Эта игра встречается на всех трёх континентах Старого Света, и непонятно, где она была придумана впервые.

Доска на 5 или 6 фишек – это два квадрата, один в другом. Здесь возможностей больше, хотя игра тоже часто кончается ничьей.
























На такой доске невозможно сделать «мельницу» на линиях, соединяющих квадраты, поэтому нередко добавляют ещё один перекрёсток в центре (а фишек становится 7) – это не считается нарушением, но и не приветствуется, ибо первый, кто занимает центр, выигрывает.

Занятный вариант мельницы на 6 фишек – «Sixpenny Maddell» существовал в Уилтшире в Англии. Такое поле из трёх треугольников, хоть невелико, позволяет строить «мельницу» на соединительных линиях.











Самые захватывающие – большие мельницы с 9 и 12 фишками. Доски для них чаще всего представляют собой три квадрата, вписанные один в другой (вопрос, как и сколько линий их соединяют).


























Вообще, главная изюминка этой игры – множество придуманных для неё разнообразных досок: они отличаются количеством перекрестий и «мельниц», которые на них можно построить. На простом поле только прямые углы. «Паутинка» и «Сетка» с диагоналями дают больше комбинаций для построения «мельниц».

В конце XX века появились новые доски: «Улитка» и Пятиугольная (12 фишек), и Шестиугольная (13).























Начните с простой мельницы, и если она наскучит, можно расчертить другую. Шашки, два альбомных листа, фломастер, линейка, клей и старая картонная шахматная доска – вот всё необходимое, чтобы сделать набор для этой невероятно увлекательной игры.

Дмитрий Скирюк, 29 декабря, 2011
Источник здесь.

Комментариев нет :

Отправить комментарий