воскресенье, 9 сентября 2012 г.

Жар-птица - Зной (магнитоальбом, реставрация)

ОТ АВТОРА

Ровно 30 лет назад, летом 1982 года, «Жар-птица» закончила работу над своим лучшим, пожалуй, альбомом «Зной».

Основная работа началась в 1981-м, когда всё лето стояла жара в районе 30 градусов, мы уже в апреле ходили в рубашках, и я написал заглавную песню – «Зной». У нас уже был хороший опыт записи альбома «В Городе Желаний, под Радугой мечты», технология тоже не поменялась: сначала записывается инструментальная фонограмма, потом под неё на другой магнитофон пишется вокал, соло и дополнительные инструменты, а потом всё это синхронизируется (нажатием пальцев на кнопки «пуск», вот) и сводится на третий магнитофон. Тогда у нас было три «Кометы 212» с увеличенной скоростью за счёт самодельной насадки на тон-вал, что улучшало качество.

Когда запись была закончена, я в конце под музыку наговорил наш адрес и предложение писать нам. Так как такая информация тогда распостранялась почти со скоростью звука, уже через месяц нас завалило письмами от поклонников, и мы наладили, фактически, маленькое производство катушек «Зноя» в полном оформлении. А чтобы этот процесс имел более или менее легальный характер, я устроился работать в Службу быта, тогда именно она ведала копированием записей на лентах и кассетах.

Это не первая попытка реставрации «Зноя». Самая первая была году в 1990-м, когда у меня ещё была «Комета» с насадкой. Но я тогда зачем-то сблизил каналы – видимо, хотел, чтобы запись выглядела более современно, когда бас и ударные звучат в центре.

Потом, году в 2002-м, реставрацию делал Роман Гуляев, уже на компьютере, но на основе моей попытки. Немного почистили шумы, убрали часть щелчков на склейках плёнки, подкомпрессировали.

То, что я сделал сейчас наиболее близко к оригиналу 1982 года. Каналы я не сближал, поэтому бас, в основном, звучит в правом канале, малый левее, бочка правее, голос посередине, остальное – как нам фантазия тогда подсказывала. Я щадаще убирал шум плёнки, чтобы не давить высокие, очень аккуратно эквализировал, компрессировал и лимитировал результат, и в какой-то момент отчётливо услышал, как мы тогда играли – вот Лёша чуть задержался, вот Слава аккорд не в том обращении сыграл.

Погружение в 1982 год было почти полным.

Саму запись я брал не с копии, а с оригинала, который у меня сохранился: воспроизводил на 38 на «Акаи», потом понижал питчем до нужной тональности, потом делал всё остальное. Конечно, плёнка оказалась не в идеальном состоянии – где-то слышно, как она вытянулась, где-то слегка щёлкают склейки. Но, в любом случае, это максимум, на который я сейчас способен. И вряд ли я возьмусь за это ещё раз – годы. К тому же я доволен результатом, на всех акустических системах, которые были под рукой, результат звучит прилично.

Сергей ПОПОВ

Содержание:

01. Дверь на сцену
02. Зной
03. Не вместе мы
04. Привет!
05. Вне закона
06. Отпусти меня
07. Я рок-н-ролл
08. Когда я нем
09. Мы сумеем всё
10. Танцуем, танцуем
11. Горевать не буду я
12. Ты говоришь
13. Школа любви
14. Пламянем Пламя
15. На Юге
16. Финал

Носитель: Audio MB
Год выхода: 1982
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 128 Мб

Жар-птица - Зной (Реставрация).rar

Оригинал для скачивания выложен ЗДЕСЬ

Аннотации к песням от Сергея Попова

Дверь на сцену
Существует 2 варианта этой песни с разными текстами - один мы играли на танцах, этот - на концертах.
Звуковой коллаж в начале сделан с помощью приёмника "Океан", который я взял у сестры, и записей из фонотеки. Конечно, о том, что по советскому радио тогда транслировали "Воскресение" и "Машину", речи быть не могло - только на Иновещании.

Зной
Этой песней я очень горжусь, особенно вокальными партиями.
Лето 1981 года было очень жарким, уже в середина апреля мы ходили в рубашках. Это и сподвигло меня написать песню.

Не вместе мы
Песня Вячеслава Пономарёва, нашего ритм-гитариста. В Жар-птицу я его пригласил потому. что хотел, чтобы в группе был ещё один автор помимо меня. Но Слава играл у нас недолго, где-то год.
В оригинале у Славы было всего два аккорда, фа-минор, и ми-бемоль-минор, остальное мы придумали во время репетиций. Очень люблю это соло на фоно Лёши Суркова.

Привет!
Песня написана на стихи Семёна Кирсанова из сборника Больничная тетрадь
Записал один.

Вне закона
Песня протеста.
Пользовалась популярностью в начале 80-х в среде зеков, но песня, конечно, не о них.

Отпусти меня
Одна из самых популярных песен Жар-птицы, особенно на дискотеках.
Тщательно продуманная аранжировка, своеобразный бэк-вокал

Я рок-н-ролл
Безбашенный рок-н-ролл, который исполнялся с одинаковым успехом и на танцах, и на концертах.
Чем выше скорость исполнения - тем лучше, вот мы и старались.

Когда я нем
Инструментальная композиция в стиле арт-рок
Одна из немногих инструментальных композиций Жар-птицы. Если послушать внимательно, то можно заметить, что основная часть звучит немного выше, чем вступление. Это получилось из-за разницы в скорости движения ленты на магнитофоне Комета 212, который мы использовали. Скорее всего, это вариант склеен из дублей на разных частях плёнки. При реставрации можно было исправить, но показалось, что так интереснее звучит. И гармония, конечно, хороша

Мы сумеем всё
Песня написана специально для официальных выступлений Жар-птицы и включена в альбом Зной, дабы, если что, к нам не было идеологических придирок. Не помогло.
Куплет построен на блюзовой основе, а припев рассчитан на то, что зал будет подпевать, что случалось.

Танцуем, танцуем
Основана на мелодии песни Купите, купите. Исполнялась как заглавная песня на танцах.
Записали

Горевать не буду я
Самая "битловская" песня "Жар-птицы", написана мною в 1971 году в армии. Игралась, в основном, на танцах.
Видно, что вокалу, многоголосию, мы уделяли большое внимание, распевались на репетициях по 25-30 минут, поэтому мой дуэт с Сашей Никитиным в куплетах звучит очень неплохо.

Ты говоришь
Популярный "белый танец" эпохи выступлений Жар-птицы на танцах. Очень горжусь этой мелодией, которую придумал, когда был в армии.
Прекрасное соло на фоно Лёши Суркова, чувственный вокал Саши Никитина

Школа любви
Рок-н-ролльный стандарт, который мы играли на танцах.
Вокальные партии распределены между мной, Лёшей Сурковым и Славой Пономарёвым. Вокализ с зажатым носом исполняю я.

Пламянем Пламя
Песня написана в 1979 году и была впервые исполнена на комсомольской конференции, после чего меня чуть не уволили из ДК, где я работал руководителем ВИА, за антисоветчину. В вокализе зашифрована фамилия тогдашнего руководителя Гостелерадио Лапина, но в 1979 году об этом никто не догадался, иначе меня точно бы уволили. С тех пор на эстраде мало что изменилось.
Трек я записывал один: 3 гитары, два голоса.

На Юге
Песня написана в 1971 году и чаще всего исполнялась "Жар-птицей" на танцевальных вечерах.
Сначала на записи пел я, но потом решили ради разнообразия отдать песню нашему басисту Саше Никитину. Импровизация на 12-струнной электрогитаре в конце сыграна с одного раза. Сейчас я бы так, наверное, не смог.

Финал
Финальная композиция альбома: фрагмент концерта "Жар-птицы" 1982 года и акустическая баллада. Трудно поверить, но именно так нас встречали на концертах - точно так же, как тогда встречали группы на Западе.
Так как альбом первоначально записывался на катушку плёнки 375 м. длительностью 60 минут, а не стандартные альбомные 45, мы решили в конце сделать такой финал как единое целое.

Комментариев нет :

Отправить комментарий