четверг, 1 мая 2014 г.

Андрей Макаревич - Хроника текущих событий

В момент, когда популярный советский драматург и сценарист Александр Аркадьевич Галич превратился в барда-диссидента, ему было чуть-чуть за сорок. Как оказалось, это самый важный поступок в его жизни. Все снятые по сценариям Галича фильмы сейчас по большому счёту никому не нужны - исключение не составляет даже такая классика как "Верные друзья", - а песни продолжают жить и оставаться актуальными. Андрей Вадимович Макаревич совершил свой очередной крутой поворот незадолго до 60-летия. Сможет ли его нынешний скандальный репертуар, уже активно обсуждаемый даже в теленовостях, перебить славу МАШИНЫ ВРЕМЕНИ? Вряд ли. Всё-таки для Галича текущие политические события стали всего лишь поводами рассказать философские притчи, в которых проглядывали цитаты из Библии, мировой и отечественной литературной классики, русского фольклора, - тогда как Макаревич занимается лобовой публицистикой. Информационные поводы, породившие ту или иную песню, слишком очевидны, образы плоски как персонажи плакатов "Окон РОСТА", тексты и музыка временами воспринимаются почти как экспромты. По глубине анализа происходящего это даже не Тальков. Но есть у "Хроники" и обратная сторона. Во-первых, мы-то с вами уже знаем, чем закончились заморозки конца 60-х, и думаем, будто это раз плюнуть - запастись терпением и пережить доброго и смешного дедушку Брежнева, намотавшего на гусеницы танков "пражскую весну". А попробуй выйти на площадь сейчас, не имея возможности заглянуть даже в ближайшее будущее! Во-вторых, в наше время даже попытка писать "несвоевременные песни", не предназначенные для распространения через радиоэфир, уже может считаться актом гражданского мужества. В стране, где запрещают даже сопливую лирику ОКЕАНА ЕЛЬЗИ, которую Юрий Шевчук недавно в интервью "Эху Москвы" презрительно обозвал "итальянской эстрадой", пойти чуть-чуть дальше решится не каждый. Хорошо было отдельным героям смутного времени в самом центре Москвы призывать со сцены "убить жида", "убить мента", "бить буржуя", заранее зная, что за этим не последует никаких репрессивных мер, хорошо было братьям Самойловым распевать про интересы революции, имея в друзьях главного кремлёвского идеолога. И совсем другое дело - вызывать огонь на себя. И, самое главное - много ли наших рок-исполнителей (за исключением представителей маргинального андеграунда), в последние годы радовало нас откликами на новости политической жизни?

Самая известная песня альбома, видимо, ставшая отправной точкой для всего остального цикла - это "К Нам В Холуево". В ней воспроизводится тысячу раз обыгранный в анекдотах и в литературе сюжет, как жизнь провинциального городка нарушается визитом то ли столичного ревизора, то ли первого лица государства. На современном материале картина получается особенно безрадостной, ибо и провинциальные подхалимы вместо того, чтобы хоть бы ненадолго устроить землякам райскую жизнь, ограничились чисто внешними приметами благополучия (типа травы, покрашенной в зелёный цвет), и все их усилия оказались напрасными - ведь барин так и не приехал. Спастись от тоски в атмосфере фальши, показухи и неисправимого бардака можно только благодаря чувству юмора. И Макаревич старается показать все свои таланты сатирика. "Путин И Рыбак" - виртуозно доведённая до абсурда сладкая сказка о добром царе, способном выполнить любое заветное желание лучше Деда Мороза, "Предвыборная" - точное отражение душевного состояния любого нормального человека, замученного назойливой пропагандой, "Иванов Ваня" - переведённая на простой разговорный язык история PUSSY RIOT: никогда не существовавшей, но, тем не менее, давшей в позапрошлом году самый громкий концерт группы. "Колыбельная" - тихий, но горячий привет всем юным пионерам с берегов Селигера. Выступая на уже упомянутом "Эхе Москвы" и рекламируя скорый выход альбома, Артемий Троицкий рекомендовал всем обратить внимание на ещё одну песню - "Переворот", якобы предрекающую правящему режиму печальный конец. Вещь действительно замечательная, но легендарный критик явно не дослушал её до конца - до строчек, полных скепсиса в отношении тех, кто может придти после Путина: "А я сидел на железной шконке и не звал к себе адвоката. Погуляли - чего уж будет? Время - к мамке, сырой земле. И всё думал: бедные люди, вас опять купили на счастье! Вы увидите это счастье в белых тапочках на столе,,," Ощущение себя как зека, уже до скончания века вынужденного жить по принципу "не верь, не бойся, не проси", как мне кажется, является самой главной правдой, которую хотел донести поэт, - и эта правда не нравится ни правым, ни левым, ни своим, ни чужим.

"Рассмеши Меня, Петросян!", восклицает герой одноимённой песенки в отчаянии, когда понимает, что поводов для веселья в окружающей серой действительности уже не осталось. И это уже похоже на пропаганду суицида - иначе ведь попытку просмотра шоу типа "Кривого зеркала" и не назовёшь. Впрочем, не так всё безнадёжно. Есть вещи, которые могут согреть душу в любые смутные времена, и одна из них - искренняя дружба. В "Хронику" включено сразу три посвящения - Михаилу Генделеву, Александру Абдулову и Александру Розенбауму. Поскольку в первых двух случаях речь идёт о людях, уже покинувших наш несовершенный мир, к Макаревичу на время возвращается способность философствовать, размышлять под гитарный перебор о вечном в своей привычной манере, но разговор явно не клеится - получаются в лучшем случае наброски к чему-то так и не спетому МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ. Александр Яковлевич же, как известно, не только жив-здоров, но и с режимом на дружеской ноге, и история о путешествии двух бардов по Амазонке вышла действительно занимательной и местами даже смешной. Милая шутка даёт передышку перед новой порцией негатива. Вот только боюсь, что это будет единственный из шестнадцати треков, который Розенбауму понравится!..

К сожалению, в подборку не вошёл уже написанный позже по впечатлениям от новой украинской революции "Омоновский Вальс", но, может быть, оно и к лучшему - уж слишком там всё прямолинейно, дидактично, даже с налётом религиозной проповеди. Подобных слабых номеров и на диске полно - это и "Сказка Про Законодателей", слишком похожая на подражание раннему Юлию Киму, и "Песенка Про Интернет", где за брюзжанием по поводу сетевого хамства автор забывает о том, что кроме виртуального пространства в стране уже не найдёшь мест для публичного высказывания мнений, неугодных высокому начальству.

Ну, да ладно, будем снисходительными к ветеранам, всё ещё мысленно продолжающим жить в прошлом тысячелетии! Создаваемый ими - а точнее, тридцать лет остававшийся невостребованным, а сейчас возрождаемый жанр песни протеста - для нескольких поколений уже сыграл роль заменителя Интернета и доказал свою живучесть в куда более неблагоприятных условиях. Кстати, в мае этого года МАШИНА ВРЕМЕНИ должна отпраздновать 45-летие. Интересно, дадут ли группе после подобного демарша ее лидера сыграть юбилейный концерт на Красной площади или ещё в каком-нибудь пафосном месте? Или для музыкантов, как тридцать лет назад, столица окажется запретной зоной, где жить ещё можно, а петь нельзя? В нашем мире, конечно, многое меняется, но вряд ли до мая все персонажи "Хроники Текущих Событий" успеют превратиться в "Героев Вчерашних Дней"...

Олег Гальченко
03 Апр 2014

Содержание:

01. Лишь только веки сомкну...
02. Посвящение Михаилу Генделеву
03. Переворот
04. Песенка про Интернет
05. Путин и рыбак
06. Иванов Ваня
07. Посвящение Александру Абдулову
08. Рассмеши меня, Петросян
09. К нам в Холуево...
10. Пути наверх
11. Предвыборная
12. Необычайное приключение Андрея Вадимовича и Александра Яковлевича на реке Кишито, бассейн Амазонки, Бразилия
13. Сказка про законодателей
14. Поэт, поэт!
15. Либо это, либо то
16. Колыбельная

Продолжительность: 00:28:07

Автор музыки и слов Андрей Макаревич

Андрей Макаревич - гитара, вокал
Александр Бакхаус - аккордеон
Александр Антонов - скрипка

Носитель: Audio CD
Год выхода: 2013
№ по каталогу: SRCD 00115
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 64.2 Мб
Андрей Макаревич - Хроника текущих событий (2013).rar

Комментариев нет :

Отправить комментарий