До Нового года осталось:

суббота, 14 марта 2015 г.

Дмитрий Скирюк. «Воздушный бой» А.Д.Малиновского (1910 г.)



Сегодня будет очень необычный и (я надеюсь) интересный пост. Я давно собирался написать об этой игре, но всё надеялся найти о ней побольше информации. Однако настал этап, когда мои поиски зашли в тупик. Несмотря на то, что игра появилась немногим более ста лет тому назад, она давно и прочно забыта, исчезла, растворилась. Ей не понадобились ни преследования церкви, ни тысячелетия забвения – хватило нескольких десятилетий. В 40-х годах прошлого века она была вычеркнута из истории. Возможно, она эволюционировала, но поиск её потомков оказался ещё более хлопотным делом, чем отыскание корней.
.
Я уже писал о множестве прекрасных, необычных и новаторских игровых систем, которые появились в Европе в начале XX века: сальта, ласка, раумшах и прочие. Практически все они исчезли: всё поколение, игравшее в эти игры, уничтожила война. До наших дней дожили считанные единицы – «Mensch ärgere dich Nicht» (она же «Не сердись!»), «Морской бой», калах, головоломка «15»… Ещё несколько, вроде йотай или сальты, пытаются возродить всякие сумасшедшие гики, вроде меня. Но большинство этих игр вымерли, как лошадь Пржевальского.
Среди них и «Воздушный бой» 1910 года. Игра-загадка, игра-призрак. Игра, которую породила 1-я Мировая война – и которую она же и похоронила.
Большинство моих ровесников сейчас вспомнят невероятно сложную советскую настольную игру-стратегию с большущей картой, фишками-истребителями и фишками-бомбардировщиками (ох, чует моё сердце, ещё лет 10 – и её нам тоже придётся возрождать).



Но конкретно сейчас речь пойдёт не о ней, а о ещё более старом варианте. Та игра позиционировалась создателем как «Игра XX века» и отражала все реалии воздушного боя времён 1-й Мировой – аэропланы, дирижабли, шары-наблюдатели. Не знаю, кому что, а мне сразу вспомнилась культовая сцена из кинофильма «Бумбараш», где герой Золотухина улетает в небо на воздушном шаре, и другая, где он рассказывает об этом приключении («Война… а что ты о ней знаешь? С голой задницей ты над штыками болтался? А из парабелла в тебя пуляли с какавой на подносе?!»). Именно такие события отражала эта игра.



Первое упоминание правил встретилось мне в старом журнале «Наука и Жизнь», в подшивке 70-х годов. Я не запомнил их, но сделал пометку, что такая игра существует. С появлением Интернета, то тут, то там стали всплывать отрывочные сведения – публикации в прессе, воспоминания очевидцев, цитаты из старых журналов. Наконец, совсем недавно – год или два тому назад в Сети появились фотографии роскошно выполненного, чудом сохранившегося игрового набора начала XX века. Весьма возможно что это единственный уцелевший экземпляр игры из первого тиража, в её изначальном виде. Тем более поразительна его сохранность.



«Воздушный бой» (1910) – тот редкий случай, когда мы знаем имя изобретателя игры. Листок с правилами, отпечатанный на веленевой белой бумаге, уцелел (к сожалению, владелец игрового набора отснял только три страницы из восьми), и на нём есть имя создателя: «Составилъ А.Д.Малиновскiй в августѣ 1910 г.». Кто был этот человек – инженер, историк, военный, нам это неизвестно, равно как неизвестно его полное имя и место жительства.



Набор, фото которого выложены в Сети, и который, вероятно, сейчас находится в частной коллекции, выполнен в элитном варианте и прекрасно сохранился. Твёрдая коробка с позолоченным замком, обтянутая красно-коричневой тиснёной кожей, латунные и оловянные фигурки, игровое поле на картоне и мелованной бумаге, костяные кубики и даже красный муаровый вкладыш – всё сохранилось в лучшем виде. Так что, либо на этом поле играли мало и редко, либо обращались с ним чрезвычайно бережно, либо комплект вообще все эти годы пролежал на полке как реликвия и воспоминание.



Игровое поле представляет собой немного изменённую шахматную доску 8х8: на ней нет шашечной разметки, на предпоследней, «высокой» горизонтали нарисованы перистые облака (а на схеме, ещё на двух отдельных клетках – кучевые), серединные (3-я и 4-я) горизонтали выделены отдельно, и в углах доски снизу добавлены «крепости». Два конвертика из плотной бумаги с изображением крепостей призваны закрывать в начале игры картины взрывов и разрушений. Собственно, цель игры в том и состоит, чтобы разбомбить вражескую крепость. Роль бомбардировщиков выполняют цеппелины, роль защитников – аэропланы.
.
Если внимательно рассмотреть снимок чертежей, можно увидеть начальное расположение фигур и примерную схему ходов, а если увеличить листок с правилами, можно прочесть следующий текст (привожу его полностью, опуская заглавие и сохраняя орфографию):



«Игра «Воздушный бой» представляетъ собою сражение двухъ воздушныхъ отрядовъ, находящихся надъ двумя непрiятельскими пограничными крѣпостями.
Крѣпости изображены на особыхъ пластинкахъ, надѣваемых передъ началомъ игры на нижнiе углы карты (на которыхъ изображенъ взрывъ).
Вся верхняя часть поля, изображающая небо, разграфлена черными линiями на клѣтки, по которымъ и передвигаются фигуры: боевые аэропланы, дирижабли и круглые воздушные шары прежней системы.
На нижней части игры изображены: вдали (въ видѣ ландшафта) владенiя двухъ государствъ, раздѣленныя между собою пограничнымъ ручьомъ, а в самомъ низу (на переднемъ планѣ) двѣ раздѣленныя болотомъ крѣпости: правая – с голубымъ, и лѣвая – съ краснымъ флагами. Крѣпости вооружены пушками, которыми обстрѣливаются находящiяся надъ каждой четыре клѣтки, отдѣленныя на планѣ голубой чертой. Внутри каждой крѣпости виденъ входъ въ подземные пороховые погреба.
Каждая играющая сторона имѣет свой воздушный отрядъ, состоящий изъ девяти фигуръ: 4 дирижаблей, 4 аэроплановъ и 1 круглаго воздушнаго шара. Фигуры каждого отряда <…>»
.
Увы, но на этом месте сканированный текст обрывается – владелец игры не соизволил привести его полностью. Схема, приводимая Малиновским, довольно чётко показывает, что на одной клетке могли находиться две фигуры (по крайней мере, аэропланы, и по крайней мере, в начале игры). Также довольно понятна схема движения фишек (по крайней мере, дирижаблей). Следуя логике, самолёты были быстрыми, но менее манёвренными. Фигура могла атаковать вражескую либо снизу, с соседней клетки, либо сверху – с двух соседних.



По-видимому, выход самолёта или дирижабля на дистанцию огня уже обеспечивал поражение цели. Сбитая фигура снималась с доски. Следуя логике реальных условий, шар-корректировщик не мог двигаться в горизонтальной плоскости, а мог только подниматься и опускаться; он не нёс оружия, но при каких-то определённых, пока недостаточно ясных условиях мог корректировать работу крепостных батарей.
Из последней страницы текста узнаём ещё одно правило, вот оно (привожу текст полностью):



«Фигура, ставшая на клѣтку съ облакомъ, считается недоступной для нападенiя непрiятеля, но и сама не можетъ нападать, пока не выйдетъ изъ клѣтки. Стрѣльба черезъ облако внизъ въ находящийся подъ нимъ дирижабль или круглый шаръ считается недѣйствительной».
.
Расположение (или даже передвижение) двух кучевых облачков, видимо, также определяли броски игральных костей. Уголки самих «облачных» карточек видны на основном фото: они выглядывают из-под конвертов с изображением крепостей.
.
В таком варианте «делюкс», с латунью, кожей и муаром, игра выпускалась недолго – вскоре после революции (февральской или октябрьской – не суть важно) предприниматель прекратил выпуск игровых наборов. Однако система оказалась живучей. Среди винтажных советских игр 30-х годов мы находим скан с коробки неизвестного года изготовления, в которой, судя по всему, продавался аналогичный или схожий игровой набор (естественно, не в таком дорогом исполнении, как версия 1910 года).



К сожалению, опять же ничего, кроме рисунка с коробки, мне в Сети найти не удалось. Хотя, вообще советские настольные игры времён индустриализации и первых двух десятилетий советской власти заслуживают отдельного исследования.



Последующие поиски вывели меня на методичку советского культработника (конкретно массовика-затейника), саму по себе достаточно любопытную хотя бы такими вариантами шашек и шашмат, как «Гражданская война (Колчак)», «Красная атака», «Комсомольские шахматы», «Красный перекоп» и «Всегда готов». Методичку эту несложно найти в Сети (есть даже отсканированные рисунки и схемы).
Среди них отыскался модернизированный вариант «Воздушного боя» Малиновского под названием «Сражение в воздухе». Правила, приведённые в методичке, весьма любопытны и несколько проясняют ходы фигур. Привожу их целиком:
.
«Число играющих – двое.
Принадлежности игры. На листе писчей бумаги следует приготовить чертеж согласно рисунку. Помимо рисунка, необходимы 16 шашек – восемь одного цвета и восемь другого. Одни шашки обозначают собой аэропланы, другие – их противников – дирижабли.
Описание игры. Воздушные корабли в начале игры расстанавливаются каждый в своем аэродроме 8 квадратиков на нижней стороне рисунка), после чего игроки начинают передвигать их с клеточки на клеточку.
Цель игры – истребить всех своих противников. Дирижабль считается погибшим, если выше него встанет аэроплан; та же участь постигнет аэроплан, если выше него на клеточку встанет дирижабль. Кроме того, воздушный корабль гибнет, если он окажется между двумя противниками по горизонтальной линии или по диагонали.
Правила игры.
1. Дирижабль может двигаться по всем направлениям – вверх, вниз, в стороны, по диагонали – но не более, как на одну клеточку.
2. Аэроплан передвигается только по диагоналям и в горизонтальном направлении. Подниматься вверх или опускаться вниз он не может. Но зато, у аэроплана имеется то преимущество, что он вдвое быстрее двигается по горизонтали – не на одну клеточку, а сразу на две.
3. Если аэроплан или дирижабль побывает в аэродроме противника, то получают удвоенную скорость. В остальном движение их остается прежним.
4. Всякое воздушное судно, находящееся в аэродроме (своем или чужом, безразлично), не может быть истреблено противником.
5. На одном и том же квадратике не могут стоять одновременно два воздушных судна. В противном случае погибают оба».
.
Внимательно прочитав эти правила и сравнив рисунки игровых полей, нетрудно понять, что хоть одна игра и произошла от другой, по сути это разные игры. В варианте Малиновского сражение ведут два одинаковых отряда, в пролетарском варианте самолёты сражаются против дирижаблей. Кубики в «Сражении» не применяются (из чего делаем вывод, что в варианте 1910 года именно они определяли движение фигур), а поле разрослось до размеров 8х10 и лишилось облачной завесы. Крепости приобрели угловую форму и стали «аэродромами», круглые шары-корректировщики «прежней системы» исчезли, и с ними пропала возможность и крепостям вести защитный артиллерийский огонь. В общем, игра сильно упростилась, хотя осталась по-прежнему оригинальной и узнаваемой.
.
Ну, что ещё сказать… До той поры, пока владелец этого уникального игрового набора не сжалится над нами и не выложит в Сеть полную фотокопию правил (или хотя бы отпечатанный текст), боюсь, мы так и не узнаем все правила этой вымершей, но, безусловно, любопытной игровой системы. Очень жаль, если этого не произойдёт: по-видимому, других экземпляров правил, кроме этого, не сохранилось.
Посмотрите на эту игру. Сейчас таких не делают. Это не древние времена, не сёгуны и раджи с магараджами, это – наша с вами История.
*
© Дмитрий Скирюк
11 мар, 2015
Оригинал статьи здесь

1 комментарий :

  1. http://ptales.holdgold.ru/index.php
    В 2007-м если быть точным.
    А по ссылке Скирюка в 2009-м
    То есть 8 и 6 лет назад

    ОтветитьУдалить