четверг, 9 января 2020 г.

Белый север. Композиция



В детстве я много читал о Севере, об этом суровом заснеженном крае, который находится где-то очень-очень далеко.

Мне снились ПО ночам быстроногие олени, белые медведи и огромные остроконечные айсберги. А еще мне снялись маленькие палатки на холодной дрейфующей льдине и, конечно, лётчики в кожаных куртках и меховых унтах...

Прошли годы. Но мечта побывать на Севере не покидала меня. А ведь любая мечта может сбыться, если очень этого захотеть. Сбылась и моя мечта.

Я пролетел тысячи километров, побывал в Арктике и на Чукотке. Мне даже посчастливилось несколько суток прожить на дрейфующей льдине, на самом-пресамом Северном Полюсе!

В дороге и потом, дома, написал я немало стихов. Некоторые из них вошла в новую книжку «Елка бегает по тундре», а некоторые понравились композитору Геннадию Гладкову, и он превратил их в песни.

А вы, ребята, бывали когда-нибудь в зимней тундре? Нет? Это — настоящее сказочное Снежное Королевство. Оно такое белое, что даже в глазах рябит. Только иногда редкие карликовые сосенки попадаются, да разве мелькнёт где-нибудь хитрый юркий песец.

В тундре разбросано много стойбищ. Стойбище — это несколько круглых, обтянутых оленьими шкурами яранг. В них живут оленеводы-пастухи. Передвигаются стада оленей на новые места, где корму побольше, и стойбища меняют свои адреса. Но почта приходит регулярно. Разумеется, если погода позволяет. И почтальоны в тундре — тоже не совсем обычные. Я видел там летающих почтальонов. Услышат мальчишки в небе знакомый стрекот, выбегают из яранг, наскоро накинув тёплые кухлянки и малахаи, навстречу вертолёту, похожему на большую волшебную стрекозу, и кричат: «Ура! Почта прилетела!»

По тундре как передвигаются? На оленях да на собаках. Но много ли на них увезёшь! Потому и придумали такую замечательную машину — вездеход. Вездеходику ни снег, ни грязь, ни лёд— не преграда. Он даже там пройдет, где никакие олени, никакие собаки не вывезут. Вот какая это машина!

На вездеходе добрался я до одного из северных поселков, затерявшихся посреди таймырских просторов. В небольшом тесноватом клубе собрались охотники, зверобои, пастухи, набилось много мальчишек и девчонок, прибежавших из школы после уроков. Они мне рассказывали, как охотятся на гусей, как делают приманки, как ставят капканы на песцов и как плетут крепкие сети: для ловли рыбы. А я им читал стихи и сказки. Мы расстались очень довольные встречей. А один мальчишка по имени Вилюрка сказал мне: «Хотите на олешках прокатиться?» «Конечно, хочу!» — ответил я ему. Мы сели в легкие быстрые нарты. Вилюрка крикнул оленям «Хор!» — и мы покатились по серебряной бесконечной тундре...

Есть на крайнем Севере птичка. Маленькая. Крошечная. Пуночкой её зовут. Пуночка — это полярный воробей, Он первым приносит на своих крылышках весну в Заполярье. Ещё холодно, ещё морозы, а пуночки уже тут как тут. Чирикают. Поют. «Здравствуйте! — говорят людям веселые пуночки. — Весна не за горами!» Только говорят они, понятно, на своём птичьем языке. Но все их понимают. И сыплют в кормушки зернышки пшена и хлебные крошки. Мол, ешьте на здоровье, храбрые пуночки!

Чудеса я увидел на Севере — да и только! Вышел однажды из гостиницы в арктическом посёлке Амдерма, слышу — мальчишки кричат, спорят о чем-то. Подошел поближе, а они в игру играют, футбольный мяч гоняют. Сами в теплых спортивных, костюмах, а поверх костюмов майки и трусы надеты. Действует центральное нападение. В воротах, как положено, вратари стоят. Только вместо штанг портфели на снегу лежат. «Какой же это футбол? — я думаю. — Эта игра, наверное, иначе называется. Снегобол, что ли!»

А летом в тундре чего только нет! И дичи всякой, и рыб в озерах, и ромашек большущих видимо-невидимо. Но ребятишкам милее всего ягода морошка. Вы хотите знать, вкусная ли она? Ещё бы! Вам об этом любой северный мальчишка, любая северная девчонка скажут. Кто-кто, а они-то знают!

И, наконец, что такое — Полярный круг? Да вы его сами, ребята, на географической карте недели. Обычный кружок. Взяли и нарисовали. А на самом деле — круг этот не простой. И все, что за его чертой находится, называется Заполярье. Не каждый в Заполярье жить сможет, не каждый выдержит. Потому что трудно. Морозы, пурга, холод... Да и вообще — комфорта и уюта маловато. И всё-таки живут там люди. Работают. И помогают своей стране. И любят свой суровый неприветливый Север. Это — сильные люди. Это — смелые и мужественные люди. Это — настоящие романтики.

Я знаком с этими людьми. И вам ребята, желаю быть такими же, как они. И ещё я вам желаю — влюбиться в белый заснеженный Север. Крепко влюбиться. На всю жизнь!

МИХАИЛ ПЛЯЦКОВСКИЙ

Содержание:

Сторона 1
01. Белый север

Сторона 2
02. Белый север (окончание)

Продолжительность: 00:28:42

Стихи Михаила Пляцковского
Музыка Геннадия Гладкова

Исполнители:
Олег Анофриев и Эльмира Жерздева
Инструментальный ансамбль

Носитель: Vinil 10" (Grand)
Год выхода: 1970
Издатель: Мелодия
№ по каталогу Д 29137-8
Формат: MP3 128 kbps
Размер файла: 28 Мб
Белый север (1970).rar

Комментариев нет :

Отправить комментарий