Составляя сборник, я заранее знал, что возникнут сомнения — принадлежит ли представленная здесь музыка к стилю NEW AGE. Но вообразите большой фирменный магазин, где музыка распределена по разным отделам и классифицирована в зависимости от стиля. Куда вы сможете поместить данный CD, в какой отдел: ПОП? РОК? ДЭНС? ФОЛК? ДЖАЗ? КЛАССИКА? Вы непременно поместите его в отдел под названием NEW AGE, т.к. под NEW AGE подразумевается любая современная (в смысле технологии) инструментальная музыка, не имеющая прикладного значения. Здесь соседствует самый радикальный авангард с самыми сладкими, самыми липкими "красотами" для релаксации.
Я назвал данный CD "Русским нью эйджем" с полным на то правом, потому что неверно думать, что в России нет совершенной компьютерной музыкальной техники или нет хороших студий. Есть и то и другое! Есть и коллекции стандартных для NEW AGE фирменных тембров, и самые лучшие сэмплеры, и прекрасная многоканальная звукозаписывающая аппаратура! Чего же не хватает, чтобы сделать "высокотехнологичный" продукт?
Не хватает спроса на данную музыку! Нет рынка NEW AGE в России!
До сих пор в России (в отличие от Запада) NEW AGE принимается как нечто элитарное и коллекционное, и если в Америке или Европе NEW AGE это музыка домохозяек, то в России ее пока понимают исключительно как музыку для "новых русских" - умных и богатых. Поэтому само словосочетание NEW AGE (новая эра) несет в себе некий сакрально-эзотерический смысл. В России это музыка для посвященных, элиты, для интеллектуалов, не принимающих вкусы "массового" слушателя, и всякое посягательство на святыню без сомнения грозит обвинением в непонимани и профанстве. На самом деле NEW AGE такая же массовая музыка, как и техно. Но в России она не популяризовалась и не рекламировалась, а наши домохозяйки не знают пока, что для них создана музыка. Людям нужна музыка для релаксации, для психологического отдыха, для медитации. Поэтому рынок NEW AGE будет формироваться. Как только начнут вкладывать деньги в данное направление,NEW AGE в России станет более технологичен и стандартен. Ведь легче найти исполнителя в Москве, готового воспроизвести штампы "красивой" музыки для отдыха, чем покупать дорогостоящие лицензии на Западе, а результат в обоих случаях будет одинаков: домохозяйки получат комфортный фон для мытья посуды, студенты будут, не отвлекаясь, читать под эту музыку книги, а коллекционеры стиля злобно сравнивать доморощенный NEW AGE с западным, не уставая хвалить последний и ругать первый. Но это все в будущем. А сейчас мы имеем сборник музыки "раннего" и "незрелого" (но этим и ценного) русского NEW AGE.
Иван Соколовский
***
РЕКА, ОЗЕРО, МОРЕ (NEW AGE в России)
К концу семидесятых три базовых направления респектабельной популярной музыки оказались в тупике: джаз-рок (или фьюжен) превратился в музыку для музыкантов, повод для демонстрации формальной техники исполнителей и возможностей их инструментов и оборудования; арт-рок, когда-то называвшийся интелектуальным и прогрессивным, выродился в рутинный и помпезный рок, а кое-где и в хэви-метал, в рамках которого, наконец-то, удалось довести до полного абсурда и навсегда скомпрометировать в глазах серьёзных слушателей сказочно-фантастическую и мистико-религиозную тематику; электронная музыка, после ряда весьма смелых экспериментов, быстро мутировала в нескончаемую вереницу клише и самоповторов, скрыть которые не удавалось при помощи концептуальных манифестов и замысловатых пояснений.
В то же время камерная музыка, фольклор и джаз тоже переживали не лучшие дни. Видимо, многослойный кризис и привёл к появлению NEW AGE - музыки новой эры, задачей которой является создание идеальной звуковой среды для интеллектуального и физиологического существования человека разумного. Свободная полистилическая форма нового жанра окончательно примирила акустику и электронику, новый джаз и фольклор, минимализм и полифонию. К тому же появление NEW AGE дало возможность многим музыкантам и композиторам без особого энтузиазма встретившим нашествие панка, хип-хопа и хард'н'хэви, обрести своё место под натиском новой моды музыкальной иерархии.
Формирование нового стиля совпало по времени с общей компьютеризацией музыкального оборудования и студийной техники, широким распространением цифровой звукозаписывающей аппаратуры и миди-систем, что существенно расширило возможности музыкантов.
К началу 90-х годов в России сложилась ситуация при которой, с одной стороны, появились музыканты, чьи идеи и исполнительское мастерство не укладывались в прокрустово ложе отечественного рока, трёхаккордного панка и набившего оскомину джаза; с другой стороны образовалась аудитория, состоящая из просвещённых, образованных слушателей, чей развитый интеллект требовал чего-то большего, чем социально-бытовой рок'н'ролл, слезливо-романтические баллады и сатанинско-музыкальные игры подростков из ПТУ.
К сожалению, а, может быть, и к счастью, у российского нью эйджа есть одно существенное отличие - техническая оснащённость наших музыкантов. Зная, какими инструментами и обработками звука они пользуются, где репетируют и сочиняют, в каких домашних и "профессиональных" студиях они записываются, меня всё время подмывает окрестить наш русский нью эёдж "гаражным" по аналогии с сырым неотшлифованным "гаражным" роком.
Впрочем у такого положения вещей есть и определённые преимущества - недостатки "древних" инструментов и примитивной студийной техники компенсируют наличие свежих идей, использование необычных "грязных" и "грубых" тембров, смелое внедрение нового гармонического и ритмического мышления, этнических и импровизационных элементов. Наш доморощенный "гаражный" нью эйдж похож на своего лощёного, высотехнологичного западного собрата примерно также, как картины импрессионистов на глянцевые цветные фотографии. Именно отсутствие шикарного суперсовременного оборудования делает музыку отечественных исполнителей более одушевлённой, искренней, оставляет место для фантазии и воображения слушателя.
В этом я вижу некоторую гарантию того, что нью эйдж в России не превратится, подобно продукции многих западных фирм в безукоризненную стерильную "музыку повышенной красивости", а останется творческим полигоном для самых необычных парадоксальных идей и беспрецедентных экспериментов.
Название сборника "Нью эйдж в России" достаточно условно и быть может, борцам за чистоту стиля некоторые композиции покажутся неподходящими для этого CD. Можно долго спорить о критериях отбора и художественной состоятельности включенных произведений, но предлагаю быть снисходительными, ведь это всего лишь интеллигентная музыка для интеллигентных людей. А её так мало.
Андрей Борисов, ассоциация "Экзотика". Май, 1994г.
***
ТЕОРИЯ СНОВИДЕНИЙ В РОССИИ
Это еще не "нью эйдж". Нью эйдж (покой?) нам только снится, русские музыканты пока лишь мечтают о нем: от профессиональных поп-рокеров и экспертов по сэмплерной технологии до безнадежных хиппи-авангардистов и пост-панк-интеллектуалов. По музыке нетрудно догадаться, кто есть кто. Но в любом случае сновидения "Река, Озеро, Море..." из круга рок-н-рола. Конечно, в России "нью эйдж" может присниться и джазменам (саксофонист А. Козлов), и авторам киномузыки (Б. Мурашкин), и академическим исполнителям (скрипачка В. Гончарова), но и в своих сновидениях рок оказывается решительнее. В том, например, что одни ("ТВД") видят в себя в снах хасселами и ашемами, другие ("Хранители") мечтают о технологической экзотике Китаро, третьи ("Ят-ха") идут дальше Пола Уинтера, перевоплощаясь в собственные тотемы из мира животных, четвертые (В. Рацкевич) и во сне остаются холодными профессионалами, выполняющими заказ.
Как всякие сны, сны о"нью эйдже", могут быть и кошмарными ("Химера"), и навязчивыми ("Дыры"), и суггестивно-медитативными (у Ивана Соколовского), и психоаналитическими (у "Восьмого Дня"). Если тихо сесть рядом со спящими и прислушаться.., то окажется, что кое-кто во сне разговаривает (иногда даже на языках, которыми не владеет в состоянии бодрствования), а кое-кто даже напевает, хотя для практики "нью эйджа", и для теории сновидений это нехарактерно.
Но вспомним о рок-эго большинства представленных музыкантов.
Теоретически и в России, "новый век" можно увидеть во сне таким же, каким он видится в экзотической Калифорнии или Гамбурге. Но ведь в снах мы так или иначе интерпретируем окружающую нас реальность. В снах о "нью эйдже" постоянно присутствует напряжение нервной дрожи постсоветской действительности, которую не спутать с пульсом "новой всемирной музыки" ("new world beat") или рокотом шаманских бубнов, тем более, что техника "нового века" для нас и в самом деле - в лучшем случае сон наяву.
Мечтать о красивой жизни, как и видеть сны вообще, не запретишь. Пересказывать сны тоже не запретишь: одни делают это, чтобы лучше их запомнить, другие - чтобы раз и навсегда избавиться от навязчивых образов.
Река, озеро, море... - хотя бы однажды они снились каждому из нас.
Дмитрий Ухов
Москва, июнь 1994 г.
Содержание:
01. ТВД - Река, озеро, море...
02. Вл. Поляков и гр. «Восьмой день» - Ем бадаета
03. Хранители - Китайский чай
04. Дью-Ом - Гаргантюа
05. Ят-Ха - Завтрак Медведя
06. ТВД - Из жизни Ботаника
07. Хранители - Тени старого Пекина
08. Рацкевич - Пусто
09. Иван Соколовский - Сумерки
10. Мягкие Звери - Химеры индустриального мира
11. Алексей Борисов - Дыры
12. Иван Соколовский - Послеполуденный отдых хана
Продолжительность: 01:12:27
***
Tracklist
01. TvD - River, Lake, Sea... (7:51)
02. Vladimir Polyakov & The Eight's Day - Em-Badaeta (4:48)
03. The Keepers - Chinese Tea (5:21)
04. Dzu-Om - Gargantua (4:03)
05. Yat-Kha - Bear's Breakfast (6:08)
06. TvD - Something About the Life of Botanist (4:58)
07. The Keepers - Shadows of Ancient Peking (7:07)
08. Ratzkevitch - Nothing (4:41)
09. Ivan Sokolovsky - Twilight (7:16)
10. Soft Animals - Chimera of the Industrial World (8:35)
11. Alexei Borisov - Holes (2:37)
12. Ivan Sokolovsky - Khan's Noon Rest
***
Составитель и продюсер Иван Соколовский
Принимали участие:
Юрий Иванов: гитара (1,4) гармоника(4), вокал (4)
Впащимир Поляков: гитара, клавишные, драм-компьютер (2)
Ги Бетини (Швейцария): труба (2)
Александр Лучков: скрипка (2)
Сергей Пахомов: перкуссия(1,4,6), драм-компьютер (4)
Константин Михеев: труба (1, 6, 10)
Алексей Борисов: гитара, вокал, клавишные (8)
Алексей Соловьев: бас (11)
Владимир Рацкевич: миди-гитара, гитара, клавишные (8)
Олег Литвишко: клавишные, компьютеры (8)
Евгений Тихомиров: бас (6)
Сергей Сабинин: гитара (6)
Олег Корнев: шумовой дизайн (11)
Иван Соколовский: клавишные (1,5,6,9,10,12), цитра (9)
Юрий Разумовский: баян (10)
Альберт Кувезин (Тува): горловое пение: бызанчи, гонг, центральноазиатская перкуссия (5)
Виктор Лукьянов: гитара (1,12)
Константин Баранов: гитара (3,7)
Джавад: барабаны, перкуссия, гонг( 3,7)
Владимир Осинский: клавишные, компьютеры (3,7)
Геннадий Герасименко: шумы (3,7)
Дмитрий Кутергин: электро-скрипка (6)
Сергей Павлов: акустические ударные (1,6,12)
Павел Яриповец: текст (4)
Носитель: Audio CD
Год выхода: 1994
Издатель: BSA Records
№ по каталогу: OM 02-026
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 184.6 Мб
Река, Озеро, Море (1994).rar
+lossless
Комментариев нет:
Отправить комментарий