Летом 98го года мне вдруг стало интересно - как будут звучать старые песни вроде "Электрического Пса", если играть их сегодня.
Весь предыдущий сезон мы с Сашей Ляпиным и постепенно выросшим вокруг наших двух гитар коллективом ездили с песнями из альбома "Лилит", то есть музыка у нас была - традиционней некуда и, видимо, душа запросила чего-то совсем другого.
Идеей "старых песен сегодня" было - сыграть их не так, как раньше; легко и ритмично. Захотелось даже попробовать впервые выйти на сцену без бас-гитары.
Осенью собрался необычный состав - я с акустической гитарой, два перкуссиониста (Олег Шар и рекомендованный им Дима Веселов), клавишник (впервые после Курёхина в Аквариуме появился клавишник - Боря Рубекин), Олег Сакмаров с саксофоном, синтезатором и флейтой и электрический гитарист - это ритуально-важное место занял милейший человек, ветеран "Восточного Синдрома" и "Алисы" Саша Пономарев. И, уже в процессе концертов, перкуссионная группа пополнилась мастером переноса аппаратуры Колей Кошкиным, который дополнял весь этот каравансарай энергичными танцевально-спортивными движениями на сцене.
Излишне говорить, что весь звук на концертах делался и записывался Северным Индейцем Олегом Гончаровым.
Поскольку все устроители концертов обязательно просили "название концерта", то я решил назвать программу "Новый Электрический Пёс". В быту это быстро переросло в "БГ и Его Электрические Псы", а потом и просто "собачки". Именно тогда, в припадке эйфории после одного из концертов, мы торжественно договорились, что если запись этой программы когда-нибудь будет издана, то она будет называться "Зомбияйц". Только не спрашивайте - почему.
В итоге за сезон 98-99 "Новый Электрический Пёс" прокатился по большей части России и окружающих ее стран, вводя слушателей в умоисступление непростой смесью симфонической электроники и новоорлеанского веселья, сыгранной с явным костромским акцентом.
Наша необычная и дружная компания просуществовала до лета 99го года; ну, а потом пришло время играть совсем другую музыку. Но время было замечательное; и, хотя в программе почти не было новых песен, нетрадиционный подход к старым делает запись этого состава уникальной частью нашей истории.
БГ.
Январь 2009
Содержание:
Пластинка 1
Сторона A
01. Трамвай
02. Никто из нас
03. Змея
04. Очарованный тобой
Сторона B
05. Мочалкин блюз
06. Немое кино
07. Королевское утро
08. Электрический пёс
Пластинка 2
Сторона C
09. Моей звезде
10. Скорбец
11. Девушки танцуют одни
12. Сны о чём-то большем
Сторона D
13. Небо становится ближе
14. С утра шёл снег
Продолжительность: 00:35:22 + 00:38:21
Оцифровал mitay
Носитель: Vinyl LP (double)
Год выхода: 2013
№ по каталогу SLR LP 0392
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 177.5 Мб
Аквариум - Зомбияйц (2LP) (2013).rar
Альбом выпущен в 2009 году по восстановленной записи с концерта 1 ноября 1998 года в Пензенском областном драматическом театре, однако место и дата записи не указаны в буклете.
Партия бас-гитары на альбоме исполнена на клавишных инструментах. Особо отмечается энергичная трактовка песни «Электрический пёс».
В 2013 году альбом был переиздан SoLyd Records при участии фирмы Bomba Music на двух виниловых пластинках.
Этим альбомом открывается давно обещанная серия релизов ранее не издававшихся уникальных живых концертов «Аквариума» разных лет. На самом альбоме, впрочем, об этом ни слова, видимо, издатель вовсе не уверен в постоянстве намерений БГ.
Уникальность этой записи определяется непродолжительностью жизни программы «Новый электрический пёс», которая игралась на концертах в 1998—1999 годах и так и не вышла в студийном звучании.
По причине, как объяснял БГ, кризиса в стране. Теперь новый кризис, и самое время издать концерт в Пензенском областном драмтеатре 1 ноября 1998 года (о месте и дате записи тоже почему-то ни слова в буклете). Ярым поклонникам «Аквариума» эта пультовая запись известна уже года четыре. Её подчистили, отлакировали и убрали все мимоходные реплики меж песнями.
Итак, 1998-й. Уже вышел «Лилит» (1997), но ещё нет «Пси» (1999). «Летом 98-го года мне вдруг стало интересно, как будут звучать старые песни вроде «Электрического пса», если их играть сегодня», — вспоминает Гребенщиков.
Так собрался состав, который многие помнят до сих пор: Шар, Рубекин, Сакмаров, экс-гитарист «Алисы» Александр Пономарёв, МС Кошкин и перкуссионист Веселов.
Их задачей стало концертное воплощение мечтаний Бориса Гребенщикова о том, чтобы записать ранние хиты именно так, как они должны были бы звучать, но не звучали.
Можно было бы выстроить ироническую параллель с Макаревичем, недавно решившим перезаписать свой золотой фонд с джазовым оркестриком и примерно с той же мотивировкой. Но не будем, потому что БГ подошёл к делу не столь революционно.
Да, бас-гитары нет. Точнее, её роль выполняют клавиши. Хрестоматийный «Мочалкин блюз» стал сибаритнее, респектабельнее с этой салонно-джазовой рояльной сладостью. Но вступает губная гармошка — и всё встаёт на свои демократические места.
Магическая «Змея» стала блюзовее с этим гитарным запилом после каждого куплета и рок-н-ролльным стандартом на клавишах. Но БГ по-прежнему вкрадчив и по-прежнему красноречиво выдыхает на концах фраз. У Гребенщикова явно нет цели представить свои юношеские сполохи энергий эдаким буржуазным распиванием кофию под толстую сигару.
Наиболее красноречива трактовка «Электрического пса». Всё тот же рисунок перкуссии, всё тот же задыхающийся и рваный голос Гребенщикова. Поневоле задумываешься, не было ли всё задумано только для того, чтобы появился повод вернуть на новом витке жизни «Аквариума» «Пса» и «мочалок» в концертный сет-лист. Изящно обставить самые логичные решения — БГ всегда умел делать это красиво.
В будущем ждёт рождения «Пси» с утяжелёнными «Пока несут сакэ» и «Маша и медведь». Вектор склоняется всё-таки не в сторону акустики и джаза. Но период 1998—1999 годов остался в памяти периодом «новоорлеанского веселья, сыгранного с явным костромским акцентом». Со свойственной БГ педантичностью запротоколирован теперь и он.
Комментариев нет:
Отправить комментарий