понедельник, 27 сентября 2021 г.

Фёдор Шаляпин - Искусство Ф.И.Шаляпина

Все меньше остается вокруг нас современников, которым посчастливилось слышать и видеть Шаляпина на сцене и на концертной эстраде. И тем не менее его создания не входят в историю, не становятся достоянием немногих, Слава его не убывает. Слава растет. Все, что обнимает собою имя Шаляпина в пении, продолжает оставаться живым фактом искусства, Ничто не устарело в его исполнении, ничто но требует исторической коррекции, снисхождения ко вкусам времени, которое его выдвинуло, ни объяснений, что техника ныне ушла далеко вперед. Нет! Все современно и все совершенно в его искусстве, поистине легендарном, ибо оно являет собою высочайшее слияние в одном лице талантов певца, музыканта, актера... 

—Позвольте, — скажете вы. —Об искусстве Шаляпина-певца, Шаляпина-музыканта можно судить н по пластинкам. Но актерское искусство (если не считать кинофильма о Дон Кихоте, к тому же, как говорят, не составляющем его высшего достижения)— актерское искусство ушло! 

Да, в той части, которая выражалась в спектаклях, в сценическом воплощении. Но Шаляпин создает характеры в пении — и в романсах, и в ариях. Не говоря уже о целых сценах из опер, в которых мы «слышим», как он играет, как лепит могучие образы.

Широко распространено мнение, будто секрет шаляпинского воздействия на слушателей — в небывалой мощи и красоте его певучего баса. Это не совсем верно. И мировая, и русская сцена знали голоса куда более мощные, чем шаляпинский. И немала было очень «расовых басов. Но не было в мире голоса, который был бы наделен таким разнообразием тембров и красок. «Мощь шаляпинского голоса,— пишет певец С. Ю. Левик, неоднократно выступавший в спектакля« вместе с Шаляпиным, — была не природной, а следствием его умения распределять свет и тени…» Иначе говоря — менять и разнообразить тембры. «Чисто физиологически голос Шаляпина не был феноменом, но как художественный феномен этот голос неповторим»,.

Свой голос Шаляпин подчинил себе до пределов возможностей. Вот почему он звучал у него и мощнее, и звучнее, и шире, чем у других певцов, населенных от природы более мощными голосами. И воспринимался как голос небывалый, неповторимый, единственный. 

Говорили о школе, которую он прошел в Тифлисе у своего первого и, по существу, единственного учителя Д. А. Усатова. Однако это не может вполне объяснить локального совершенства Шаляпина, ибо он усвоил все лучшее из того, что ему приходилось слышать, — элементы всех школ — и растворил их в «горниле своего пения» до такой степени, что они даже и не угадывались в его исполнении. 

Шаляпин не мог бы достигнуть этого, если бы не был наделен даром гениального музыканта. Этот дар заключался в умении передавать не один линь музыкальный текст, а заложенное внутри его содержание.

Ираклий Андроников

Содержание:

Пластинка 1

Сторона 1

01. Ах ты, солнце красное (М.Слонов - П.Мочалов)
02. Ария Руслана (фрагмент, «Руслан и Людмила» - М.Глинка)
03. Стансы Нилаканты («Лакме», 2 д. - Л.Делиб)
04. Ой, у лузi (украинская нар. песня) - на украинском языке
05. Из-под дуба, из-под вяза
06. Не осенний мелкий дождичек
07. Лучинушка
(русские народные песни)

Сторона 2

08. Солнце всходит и заходит (русская нар. песня)
09. Зашумела, разгулялась (В.Соколов - И.Никитин)
10. Монолог Пимена («Борис Годунов», 1 д. - М.Мусоргский)
11. Рассказ Пимена («Борис Годунов», 2 д. - М.Мусоргский)
12. Романс Демона «Не плачь, дитя» («Демон» - А.Рубинштейн)
13. Романс Демона «На воздушном океане» («Демон» - А.Рубинштейн)

Записи 1901 г. (1), 1907 г. (2, 3), 1910—1912 гг. (4-13)

Продолжительность: 00:45:29

Пластинка 2

Сторона 3

01. Вакхическая песня (А.Глазунов - А.Пушкин)
02. Марсельеза (муз и сл. К. Руже де Лиля)
03. Заклинание цветов («Фауст», 2 д. - Ш.Гуно)
04. Сцена у церкви («Фауст», 3 д. - Ш.Гуно)
05. Ария Филиппа («Дон Карлос», 3 д. - Дж.Верди)
06. Речитатив и каватина Дон Сильвы («Эрнани», 1 д. - Дж.Верди)
07. Ария Оровезо («Норма», 1 д. - В.Беллини)

Сторона 4

08. Каватина и ария Дон Альфонсо («Лукреция Борджа», 1 д. - Г.Доницетти)
09. Воззвание Бертрама («Роберт-Дьявол», 3 д. - Дж.Мейербер)
10. Былина о царе Иване Васильевиче Грозном (С.Ляпунов - сл. нар.)
11. Былина об Илье Муромце (музыка и слова народные)
12. Было у тёщеньки семеро зятьёв (русская нар. песня)
13. Ой, зелений дубе и Комарище (украинские нар. песни)
14. Прощальное слово (М.Слонов - С.Скиталец)
15. Ода Сафо (И.Брамс - Г.Шмидт)

Записи 1910–1914 гг.
На французском (1, 2) и итальянском (5-9) языках

Продолжительность: 00:51:04

Пластинка 3

Сторона 5

01. Последний рейс моряка (Э.Альнес - Г.Фергеланд, рус. пер. М.Слонова)
02. О, если б мог выразить в звуке (Л.Малашкин - Г.Лишин)
03. Соловей (П.Чайковский - А.Пушкин)
04. Благословляю вас, леса (П.Чайковский - А.К.Толстой)
05. Каватина Алеко («Алеко» - С.Рахманинов)
06. Ария Сусанина
07. Речитатив и сцена Сусанина
(«Иван Сусанин», 4 д. - М.Глинка);

Сторона 6

08. Ария Игоря
09. Ария Кончака
(«Князь Игорь», 2 Д. - А.Бородин)
10. Монолог Бориса («Борис Годунов», пролог - М.Мусоргский)
11. Прощание с сыном и смерть Бориса («Борис Годунов», 4 д. - М.Мусоргский)

Записи 1921 г. (1-3), 1923 г. (4–6), 1924 г. (7-9), 1925 г. (10), 1926 г. (11)

Продолжительность: 00:48:12

Пластинка 4

Сторона 7

01. Эх ты, Ванька
02. Дубинушка
03. Эй, ухнем
(русские нар. песни)
04. Блоха (М.Мусоргский - И.Гёте, пер. А.Струговщикова)
05. Как король шёл на войну (Ф.Кёнеман - М.Конопницкая)
06. Ночной смотр (М.Глинка - В.Жуковский)
07. Два гренадёра (Р.Шуман - Г.Гейне, пер. М.Михайлова)
08. Под камнем могильным (Л.Бетховен - Дж.Карпани)

Сторона 8

09. Ария Мефистофеля («Мефистофель», пролог - А.Бойто)
10. Ария Мефистофеля («Мефистофель», 1 д. - А.Бойто)
11. Ария Дон Базилио («Севильский цирюльник», 2 д. - Дж.Россини)
12. Сцена смерти Дон Кихота («Дон Кихот», 5 д. - Ж.Массне)
13. Речитатив и каватина Родольфо («Сомнамбула», 1 д. - В.Беллини)
14. Ария Лепорелло («Дон Жуан», 1 д. - В.А.Моцарт)

Записи 1923 (1), 1924 (2), 1925 (9, 10), 1926 (4, 6, 7, 9-11), 1927 (3, 5, 8, 12, 13), 1928 гг. (14)
На французском (12) и итальянском (8-11, 13, 14) языках

Продолжительность: 00:58:02

Пластинка 5

Сторона 9

Из оперы «Борис Годунов» (М. Мусоргский)
01. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти» (2 д.)
02. Сцена Бориса (2 д.)
03. Прощание с сыном и смерть Бориса (4 д.)
(Записано во время спектакля в театре «Ковент Гарден», Лондон, 1928 г.)

Сторона 10

04. Пророк (Н.Римский-Корсаков - А.Пушкин)
05. Рог (А.Флежье) - на французском языке
06. Старый капрал (А.Даргомыжский - П.-Ж.Беранже, пер. В.Курочкина)
07. Двойник (Ф.Шуберт - Г.Гейне)
08. Смерть и девушка (Ф.Шуберт - М.Клаудиус)
09. Сомнение (М.Глинка - Н.Кукольник)

Записи 1927 г. (4), 1928 г. (1-3, 7, 8), 1929 г. (5, 6), 1930 г. (9)

Продолжительность: 00:48:24

Пластинка 6

Сторона 11

01. Слепой пахарь (Р.Кларк) - на английском языке
The Blind Ploughman (R.Clarke)
02. Трепак, из цикла «Песни и пляски смерти» (М.Мусоргский - А.Голенищев-Кутузов)
03. Не велят Маше
04. Прощай, радость
05. Вдоль по Питерской
06. Из-за острова на стрежень
07. Вниз по матушке по Волге
(русские нар. песни)

Сторона 12

08. Песня Варлаама («Борис Годунов», 1 д.- М.Мусоргский)
09. Речитатив и песня Владимира Галицкого («Князь Игорь», 1 д. - А.Бородин)
10. Ария Кончака («Князь Игорь», 2 д. - А.Бородин)
11. Песня Варяжского гостя («Садко», 4 карт. - Н.Римский-Корсаков)
12. Каватина Алеко («Алеко» - С. Рахманинов)
13. Песня Ерёмки («Вражья сила», 3 д. - А.Серов)
14. Рондо Фарлафа («Руслан и Людмила», 2 д. - М.Глинка)

Записи 1927–1932 гг.

Продолжительность: 00:50:39

Пластинка 7

Сторона 13

01. Куплеты Мефистофеля («Фауст», 1 д. - Ш.Гуно)
02. Серенада Мефистофеля («Фауст», 3 д. - Ш.Гуно)
03. Ария Мельника («Русалка», 1 д. - А.Даргомыжский)
04. Сцена Мельника и Князя («Русалка», 3 д. - А.Даргомыжский) - Ф.Шаляпин и Георгий Поземковский

Сторона 14

05. Монолог Бориса
06. Сцена Бориса
(«Борис Годунов», 2 д. - М.Мусоргский)
07. Легенда о двенадцати разбойниках (музыка народная - Н.Некрасов)
08. «Ныне отпущаеши...» (М.Строкин)
09. «Покаяния отверзи ми двери» (А.Ведель)
10. Верую (А.Архангельский)
11. Сугубая ектения (А.Гречанинов)

Записи 1930 (1, 2), 1931 (3-6). 1932 гг. (7-11)
На французском языке (1, 2)

Продолжительность: 00:48:17

Пластинка 8

Сторона 15

Из музыки к к/ф «Дон Кихот» (Ж.Ибер) - на французском языке
01. Песня Герцога
02. Прощальная песня
03. Серенада
04. Смерть Дон Кихота
05. Узник (А.Рубинштейн - А.Пушкин)
06. Клубится волною (А.Рубинштейн - Мирза Шафи Вазех, пер. П.Чайковского)
07. Элегия (Ж.Массне)

Сторона 16

08. Очи чёрные (старинный романс)
09. Она хохотала (Г.Лишин - Г. Гейне, пер. А.Майкова)
10. Ноченька (русская нар. песня)
11. Песня убогого странника (А.Маныкин-Невструев - Н.Некрасов)
12. Ты взойди, солнце красное (русская нар. песня)
13. Блоха (М.Мусоргский - И.Гёте, пер. А.Струговщикова)
14. Эй, ухнем (русская нар. песня)

Записи 1928 (8) 1929 (9), 1930 (10), 1931 (6, 7), 1933 (1–5), 1934 (11, 12) 1936 гг. (13–14)

Продолжительность: 00:50:29

Оцифровал Павел Смирнов

Носитель: Vinyl LP (8 LP)
Год выхода: 1966
Издатель: Мелодия
№ по каталогу: Д-018101-16 (комплект из 8-ми пластинок)
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 921 Мб

Комментариев нет :

Отправить комментарий