воскресенье, 28 октября 2012 г.

Советский магнитофон — мягкая вещь!

Музыка в СССР считалась чем-то необязательным для повседневной жизни гражданина, этаким своего рода допустимым излишком (кроме, разумеется, песен, исполняемых хором — на пионерской линейке, в воинском строю и т.п.). А посему устройства для воспроизведения и записи музыки трактовались скорее как вещь, более близкая к предметам роскоши, нежели повседневного обихода.

Покупка магнитофона в советские годы — это было предприятие весьма серьезное! Во-первых, соотносительно зарплат стоили они крайне недешево. Вот, например, этот красавец под названием магнитофон кассетный «Весна 211-1-стерео» вместе с колонками стоил 365 рублей! При обычной зарплате в 120 рублей! Три месячных зарплаты за ординарный девайс для вопроизведения кассет! А какие-нибудь бобинные магнитофоны высшего класса могли стоить и куда дороже.


















Во-вторых, немалой проблемой было купить такую модель, которая не сломается в первый же месяц работы, что случалось весьма нередко. «Советский материал — мягкая вещь» — говорил один из героев Платонова, и к советским магнитофонам это относилось в полной мере.

Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что к середине 80-х в СССР научились выпускать довольно неплохие бобинные магнитофоны. Они нечасто ломались и выдавали хороший звук. Однако кому ж в те годы хотелось бобинный магнитофон? Они были громоздкие, нетранспортабельные, даже сам процесс заправки пленки требовал определенной сноровки. А главное, бобины к тому времени стремительно вытеснялись кассетами. В общем, в подростковой среди бобинный магнитофон считался безнадежным архаизмом. Ну или, по крайней мере, вещью для фанатов радиоэлектроники.



















А вот с кассетными магнитофонами дело обстояло туго. Ладно уж, что они были ужасающего дизайна (см. снимок выше — не правда ли, как изящен этот «чемоданчик» Весна?). Хуже всего было то, что они были до безобразия ненадежны в эксплуатации. Нормальный режим работы советского кассетника — от одного ремонта в сервисном центре до следующего.

О многом говорит такой факт. Производители в гарантии указывали, что если в первый год эксплуатации изделие подвергнется ремонту в сервисном центре определенное число раз (то ли пять, то ли шесть), то покупатель сможет бесплатно обменять его на новую модель. То есть производитель изначально допускал, что его продукт может сломаться пять раз в первый же год! И многие из моих знакомых этим правом воспользовались — их магнитофоны ломались как раз нужное количество раз.

Уточню, что речь не шла о каки-то мелких поломках вроде отвалившейся кнопки. Такую мелочь исправляли в домашних условиях. Надо сказать, что механические кнопки управления, вероятно, проектировались инженерами специально с целью занять досуг потребителя. Они постоянно вываливались, западали, отпадали и т.п. Причем представляли они из себя очень хитрую конструкцию из пружинок, передатачных рычагов, шкивов. Иногда аж диву давался, до чего могла дойти инженерная мысль в стремлении усложнить простое!

Вероятно, чемпионом по поломкам были кошмарные гибриды магнитофона, радиоприемника и проигрывателя грампластинок . Эти громоздкие монстры имели куда больше «узких мест», чем обычные магнитофоны, а потому приносили огромное количество хлопот своим хозяевам. А вот одной из более-менее надежных моделей среднего класса была линейка магнитофонов «Маяк».















Эти кассетные деки стоили без колонок, если не ошибаюсь, рублей 200 с чем-то. Наверное, неправильным будет сказать, что они не ломались. Конечно же, ломались! Но по сравнению со многими другими моделями, они, как бы это сказать, в большей степени поддавались ремонту народными средствами — например, пинками по корпусу. Либо срабатывал нехитрый метод: разобрал, снова собрал и все работает. Иногда приходилось прибегать и к более ухищренным приемам.

Скажем, часто можно было увидеть в домах, как магнитофон стоит под углом, поскольку под его ножку что-то подставили. Оказывалось, что он мог работать только в таком наклонном положении (угол наклона вычислялся эмпирическим путем). Или напротив, магнитофон начинал работать, только если сверху на него нагружали увесистую стопку книг. Но самую поразительную конструкцию я видел у одного товарища.

У него под кассету надо было засунуть ложку, а на ложку положить гирьку для утяжеления. Только при таких костылях манитофон работал. Но тем не менее, если «Маяк» мог хоть как-то работать при всех этих смехотворных способах, то вышеупомянутая «Весна» помирала напрочь и ни на какие припарки не реагировала.












Ну а верхом желания, конечно, были японские магнитофоны — Sharp, Sony, Panasonic. Они горделиво стояли на полках комиссионок, красуясь умопомрачительными ценниками. От советских собратьев они отличались за версту броским дизайном, а главное, многие из них были двухкассетными — необычайная редкость для советской техники, которая очень ценилась в годы перезаписи с кассеты на кассету.

Кстати, советские кассеты были курьезом куда похлеще советских магнитофонов. Более неудачной вещи трудно было сыскать. Но это уже тема для следующей публикации.

По материалам интернет-статей.

7 комментариев :

  1. У меня до недавнего времени МАЯК 233 стоял в рабочем состоянии (см. фото №3). В своё время родители дарили на 18-ть лет ). Рад был безумно...
    Насчёт поломок - при ежедневной и не щадной эксплуатации в течении ~ 15-ти лет ломался всего один раз, перепаивал микросхему шумоподавителя ШП.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я начинал с катушечной приставки "Нота-303". Примитивнейший, от того и надёжный. Нифига не ломался, только один раз лампа сгорела. Вроде до сих пор в гараже на дальней полке лежит. А потом пошли носимые кассетники - Электроника, Весна, Агидель... Их делали для того, чтобы они ломались :D
      Любимым был совмещённый с вертушкой Вега ("комбайн")

      Удалить
    2. Кстати, носимым кассетником до сих пор пользуюсь, только уже современным. Там и диск и флэха поддерживаются.

      Удалить
  2. Надо статью копипостить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Статья не моя правда. Взял на город томск ру, от куда они взяли не знаю :)

      Удалить
  3. Мне везло , мои магнитофоны особо не ломались . Либо после приличного падения с повреждением корпуса , либо мелочи , типа перегоревшей лампочки , или отказ электронного расхода ленты и небольшой регулировки натяжения ленты с заменой управляющей микросхемы . Был даже УМ Орбита , который отказал после гарантии . Мастер вынул из него приличную кучку кусочков олова ( видимо стряхивали с паяльника и попали на платы . После аппарат долго работал , пока не продал .

    ОтветитьУдалить
  4. Маяк 231 брал за 400рублей

    ОтветитьУдалить