Начиналось всё достаточно давно: в Уфе существовал мощный джазовый коллектив с простым и очень тёплым названием «Дустар» (в переводе с башкирского – друзья). Но случилось так, что ныне «Дустар» – это, пусть и славная, но уже история нашей музыкальной культуры: много лет назад они уехали в Таиланд, где судьба их сложилась весьма удачно. Мой собеседник – руководитель «Дустара» – уже почти легенда уфимского джаза, народный артист Республики Башкортостан, саксофонист Марат Юлдыбаев. Работа в Таиланде у мэтра весьма напряжённая – каждый вечер, семь дней в неделю… Единственная возможность для него получить небольшой отпуск возникает при одном условии – если найдёт себе замену, что случается совсем нечасто. Чем не показатель колоссальной востребованности музыканта? И всё же он старается хоть ненадолго приезжать в Уфу, поскольку здесь и родные, и друзья, да и нередко Марата Юлдыбаева приглашают участвовать в самых разных джазовых концертах и фестивалях.
— Где лучше – в Таиланде или здесь?
— Однозначно не отвечу…
— Что привлекло в 1993 году, когда Вы решились уехать в Таиланд?
В Таиланд уехали случайно. «Дустар» пригласили просто попробовать освоить этот регион, на фоне той неразберихи в 1990-х, которая была у нас в стране. Нам понравилось, и мы сразу нашли работу, поначалу может быть не такую интересную, но, по крайней мере, не зависимую от политики. Самостоятельные контракты, которые зависели только от профессионального качества музыкантов. Так что вместо Таиланда могла быть любая другая страна. Джазовая музыка существует сейчас в любом уголке земного шара, тем более король Таиланда – сам джазовый музыкант и композитор. Здесь много иностранных туристов и, естественно, среди них немало любителей и знатоков этой музыки.
— А что могло бы, чисто гипотетически, привлечь Вас вернуться сейчас в Уфу?
— Я бы с удовольствием вернулся в Башкирию, если бы музыкальный джазовый бизнес здесь был так же развит, как там.
— Марат Хадыевич, для Вас, для Вашего профессионального роста чем были полезны эти 17 лет, проведённые в Бангкоке?
— Период работы в Таиланде для меня ценен тем, что на этой сцене требуется изучение мировых джазовых стандартов в большом объёме. В России мы изучали их по собственному желанию, а здесь, где это действительно требуется, репертуар намного расширился.
— Каким был Ваш первоначальный и нынешний состав?
— Мы приехали сюда группой «Дустар», но условия работы оказались такими, что мы разбрелись по различным музыкальным коллективам. Сейчас из прежнего состава «Дустар» со мной играет только басист и скрипач Саша Сергиенко, остальные музыканты: барабанщик Слава Шумилов и два пианиста, которые сменяют друг друга в определённые дни – Игорь Сучков и таец Дарин «Джо» Пантумкомол. Состав квартета сохраняется много лет, а вокалисты, работающие с нами, меняются каждые 4 месяца. И, кстати, в основном они приезжают из США.
— Направление в джазе, в котором Вы сейчас работаете, можно назвать world music или же это скорее mainstream?
— Стиль, в котором мы сейчас играем, это скорее всего hard-bop. Хотя трудно разобраться во многочисленных терминах, которые сейчас используются в оценке джазовых стилей. Можно сказать, что это и мейнстрим, в смысле основного течения джаза, которое играют большинство хороших музыкантов. Кстати, разные музыканты из России и Башкирии приезжали сюда по нашим следам, и мы работали в различных составах и разных стилях. Многие любят называть это «акустический джаз», то есть минимум микрофонов, только для тихих инструментов, благо акустика «Bamboo bar» (ресторан, где нынешний состав Юлдыбаева играет уже на протяжении нескольких лет – А.С.) это позволяет, и без электронных инструментов.
— Сравните, какова джазовая Уфа сейчас, что изменилось в отношении публики?
Или может быть что-то изменилось и в административном ресурсе?
— Что касается джазовой аудитории в Уфе, то она всегда была, есть и сейчас, отчасти это потому, что в Уфе мощное музыкальное образование. Конечно, приток музыкальной информации сейчас вырос, и поэтому вкусы и знания музыки у людей и музыкантов расширились. К тому же много хороших мировых музыкантов гастролирует сейчас в Уфе.
— Вы, наверное, знаете, что советником по культуре Президента РБ Рустэма Хамитова сейчас назначен Олег Киреев. Что Вы думаете по этому поводу или, возможно, чего-то ожидаете особенного, значительного, позитивного?
— Я считаю очень хорошо, что Олег Киреев стал советником президента. Он джазовый музыкант, и это должно развить статус этой музыки в Уфе в целом.
— Скажите, а была ли между вами – между «Дустаром» и «Орланом» – когда-то конкуренция, может, некое творческое соперничество?
— Никогда не было соперничества, а уж тем более конкуренции между коллективами «Орлан» и «Дустар»! Более того, после многодневного пребывания в Уфе я по приглашению Олега Киреева отыграл концерт в Москве, в его клубе «Союз Композиторов».
— Знаю, что Вам довелось поиграть с самыми разными музыкантами мирового уровня. Курьёзы случались?
— Да, однажды вышел забавный случай на джэм-сэйшне с легендарными музыкантами – пианистом Херби Хэнкоком и саксофонистом Уэйном Шортером. Я подошел к Хэнкоку и предложил им сыграть композицию «Wich Hunt» (её автор – сам Шортер). Поначалу он бойко согласился, а потом понял, что не помнит. Мы с Геной Калининым играли не по нотам, просто случайно на сцене оказалась книга «Real book», её открыл тайский гитарист, который не знал эту вещь, и Хэнкок стал заглядывать к нему в ноты, чтобы вспомнить. Эта композиция когда-то была записана Хэнкоком и Шортером на их совместном альбоме с не менее знаменитым трубачом Фредди Хаббардом, после этого они, очевидно, её больше и не играли, и забыли конечно. После джэм-сэйшна Шортер подошел к Хэнкоку, и они вместе посмеялись над этим курьёзом.
— Марат Хадыевич, конечно, ещё хотелось бы узнать, когда Вы вновь порадуете уфимских любителей джаза своим потрясающим искусством?
— В последний свой приезд в Уфе я встречался с Олегом Касимовым, он планирует пригласить меня на очередной фестиваль «Розовая пантера», если это получится – я был бы рад. К тому же в это время должен проходить детский джазовый фестиваль «Жёлтые ботинки», возможно я буду в жюри. А о творческих планах – сыграть побольше красивых нот, в какой бы точке земного шара я не находился. И, возможно, – записать новый альбом.
Автор статьи — музыковед Алиса Сабирова
Статья печатается с некоторыми сокращениями
в журнале «Рампа» за ноябрь 2010 года
На фото: Геннадий Калинин (труба)
Марат Юлдыбаев (саксофон)
Уэйн Шортер (саксофон)
Херби Хенкок(фортепиано)
T.C. Junior Монк (ударные)
Тим Хауф (контрабас)
Танапат (гитара, Таиланд)
Комментариев нет :
Отправить комментарий