Лютня появилась в Европе в средневековье. Первые ее изображения мы находим в церковных книгах Утрехта (IX век) и Штутгарта (XI век). Прямой предок европейской лютни – восточная лютня времени Сасанидов – эль-уд, прославленная лютня «Тысячи и одной ночи». Многочисленные литературные источники, памятники живописи и скульптуры доказывают, что в Средние века лютня была очень распространена на всем европейском континенте. Из этих же источников очевидно, что самым любимым и популярным инструментом средневековья была смычковая виола. Лютня же употреблялась как сопровождающий инструмент в ансамбле со смычковыми, духовыми, ударными инструментами и для сопровождения певческих голосов.
К сожалению, в наши дни невозможно составить точное представление о лютневой музыке средневековья. Нотной литературы того времени для лютни нет (или она еще не найдена). Но в XVI веке все обстояло иначе. Прекрасная музыка Возрождения вытеснила готическую музыку из церкви и из практики светского музицирования. Народная музыка, исполнители которой в Средние века подвергались жестоким гонениям (в Шотландии, например, существовал закон, повелевавший отрезать уши человеку, который будет играть на музыкальном инструменте для увеселения публики, а если после этого он будет вторично пойман за тем же занятием – повесить!), в этот период проникает во все слои общества. Музыканты – прежде бездомные бродяги, скитающиеся по Европе, стали уважаемыми горожанами, имеющими собственные дома, гильдии, они играют во дворцах, в домах именитых граждан, на всех городских праздниках, а в некоторых городах они по специальному указу, ежедневно, между 6 и 8 часами вечера увеселяют публику.
Многочисленные серенады, балы, дворцовые празднества и ритуалы, свадьбы и пирушки в городских домах и сельских тавернах требовали от композиторов и музыкантов-исполнителей музыки светлой и радостной, как мировоззрение Возрождения.
И музыка не замедлила появиться, а изобретение в 1503 году нотопечатного станка содействовало ее быстрому распространению по всему европейскому континенту. Тысячи канцон, мадригалов, танцев для ансамбля из нескольких инструментов рождаются во всех концах Европы ежедневно. Их сочиняли и самые прославленные профессиональные композиторы – такие, как Палестрина, Лассо, и тысячи любителей.
Лютня, судя по количеству изображений и упоминаний в литературе XV – XVI веков, становится самым популярным инструментом: на лютне можно воспроизвести любую музыку любого жанра этого времени; ее можно повесить через плечо и путешествовать с ней в самые отдаленные края. В XVI веке лютню можно было увидеть в любом доме: и во дворце герцога, и у городского ремесленника. Моряки и солдаты брали лютню в походы. Тысячи людей выражали свои настроения и эмоции с ее помощью. Однако больших лютнистов было немного. Каждый король или герцог держал у себя на службе лютниста-виртуоза и композитора, чье искусство игры определило чрезвычайную популярность этого инструмента и усилиями которых создавалась лютневая музыка Возрождения. Судя по сохранившимся счетам отдельных королевских домов и переписке королей, этих музыкантов очень ценили, короли переманивали их друг у друга, или, напротив, в знак особого расположения посылали «своего» лютниста другому монарху. Труд этих музыкантов высоко оплачивался. Начиная с 1507 года, их произведения издавались огромными (по тем временам) тиражами, но этих изданий постоянно не хватало, и книготорговцы заказывали издателям к ярмаркам больше, чем издатели были способны напечатать...
Мадригалы, канцоны и всевозможные танцы – от дворцовых до уличных – перекладывались и пересочинялись для лютни. Кроме того, для лютни сочинялись свои, чисто лютневые, небольшие, а иногда и значительные по размерам пьесы – прелюдии, преамбулы, ричеркары. Эти пьесы наилучшим образом передают дух Возрождения и уносят нас к образам Петрарки, Кавальканти, Боккаччо и Ронсара.
На нашем диске представлены произведения итальянских, французских, английских и немецких композиторов эпохи Возрождения.
Винченцо Галилей (ок. 1520–1591) – отец знаменитого астронома, автор трактатов о музыке, композитор, лютнист-виртуоз, участник «Флорентийской камераты».
Выдающимся лютнистом Италии, прозванным современниками «божественным», был Франческо да Милано (ок. 1497 – ок. 1543) – композитор, автор фантазий, канцонетт, ричеркаров. Его «Семь книг для лютни» приобрели общеевропейское значение. Франческо да Милано был придворным лютнистом герцога Гонзаго в Мантуе, с 1530 по 1535 год служил лютнистом у кардинала Медичи во Флоренции, позднее – личным лютнистом папы Павла III.
Марио Фабрицио Каррозо (ок. 1535 – ок. 1600) был музыкантом и балетмейстером. Всю жизнь он сочинял танцы и пантомимы во дворцах Италии и Франции. Каждый его танец назван именем дамы, которой он посвящен. В конце жизни Каррозо собрал свои танцы в сборник «Благородные дамы» и издал его (для лютни и двух виол) с приложением описания костюмов и движений.
Из немецких лютнистов XVI века известны братья Ганс и Мельхиор Найзидлеры, сочинявшие преамбулы, чаконы, различные танцы. Ганс Найзидлер является также автором лютневых табулатур (система записи звуков для лютни), которые были ценным пособием. В Германии лютневую музыку писали и такие крупнейшие композиторы, как И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Й. Гайдн и др.
Во Франции в XVI веке светская инструментальная музыка развивалась главным образом как придворная. При королевском дворе выступали лучшие гамбисты, лютнисты, клавесинисты. Один из известных французских лютнистов Жан Антуан Байф (1532–1589) – композитор, поэт, драматург, основатель Парижской «Академии поэзии и музыки».
В XVII веке широкую известность приобрели французские лютнисты по фамилии Готье. Среди сочинений Дени Готье (ок. 1603–1672) много придворных танцев с характерными для старинной музыки украшениями.
Песенка «Пока я жив» была одной из любимейших песен этого времени. Легкая, изящная мелодия в сочетании с несколько фривольным текстом – типичная канцона Возрождения, известная во многих переложениях.
На компакт-диск записана и английская народная музыка времен королевы Елизаветы: песня «Зеленые рукава» и популярный танец «Гальярда». Английская лютневая школа XVI–XVII веков пользовалась большим авторитетом в Европе. Хорошо известно имя выдающегося композитора Джона Доуленда (1563–1626). Он был лютнистом королевы Елизаветы и писал музыку к пьесам Шекспира. Его творчество уходит корнями в народную музыку Британских островов, с другой стороны, он развивает уже сложившиеся в Англии национальные музыкальные традиции.
Большое количество лютневой музыки оставили также лютнисты Польши, Венгрии, Чехии и других стран Европы. Эти произведения еще ждут своей расшифровки и исполнителей, которые могли бы воскресить прекрасные образцы старинной музыки для современных слушателей.
Владимир Вавилов
Первую пластинку можно назвать великой мистификацией 20-го столетия. Её удивительной истории, а особенно истории "Канцоны" Франческо да Милано, я коснулся в этой теме.
Содержание:
-----------
Пластинка 1
Сторона 1
01. Франческо да Милано (ок. 1497 - ок. 1543)
Сюита для лютни: канцона и танец
02. Из народной музыки XVI в.
Спандольетта
03. Неизвестный автор XVI в.
Ave Maria
04. Н. Нигрино (XV - XVI в.)
Ричеркар
05. Винченцо Галмлеи (ок. 1520 - 1591)
Сюита для лютни: павана и гальярда
Сторона 2
06. Ганс Найзидлер (1508 - 1563)
Чакона
07. Из английской народной лютневой музыки XVI в.
Песня «Зеленые рукава» и Гальярда
08. Старинный французский танец
Турдьон
09. Жан Антуан Байф (1532 - 1589)
Пастурелла
10. Дени Готье (ок. 1603 - 1672)
Гавот
Владимир Вавилов (лютня)
Виталий Буяновский (валторна, 2)
Надежда Вайнер (меццо-сопрано, 3)
Марк Шахин (орган, 3 и 4; клавесин, 9)
Владимир Курлин (гобой, 7)
Лев Перепелкин (флейта, 8 и 9)
Запись 1970 г.
-----------
Пластинка 2
Сторона 1
М. Ф. Каррозо (ок. 1535 - ок. 1600)
01. Сладчайшая Лаура
Франческо да Милано (1497 - 1543)
02. Три фантазии
Неизвестные авторы XVI века (Италия)
03. Три танца
04. Виланелла и канцона
М. Ф. Каррозо (ок. 1535 - ок. 1600)
05. Паванилья
06. Ее Величество Королева
07. Небесная Джилия
Сторона 2
Ж. Б. Безар (ок. 1567 - 1625)
08. Вольта
Неизвестные авторы XVI века (Франция)
09. Прелюдия
10. Аллеманда
11. Пока я жив
Луи де Моа (ок. 1600 - ?)
12. Балет
Дж. Доуленд (1562 - 1626)
13. Гальярда
14. Павана
15. Гальярда
16. Страдания Доуленда
17. Фортуна
18. Гальярда Короля дании
Шандор Каллош, лютня (1 - 18)
Игорь Багуславский, виола д’амур (1, 5 - 7, 13, 16, 18)
Федор Дружинин, виола д’амур (4, 13, 16, 18)
Михаил Толпыго, виола д’амур (13, 16, 18)
Марк Вайнрот, виола да гамба (1, 5 - 8, 13, 16, 18)
Андрей Демин, виола да гамба (13, 16, 18)
Запись 1975 г.
--------------
Носитель: Vinyl LP (2 пластинки)
Год выхода: 1970-1975
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 215 Мб
Лютневая музыка XVI - XVII веков.rar
К сожалению, в наши дни невозможно составить точное представление о лютневой музыке средневековья. Нотной литературы того времени для лютни нет (или она еще не найдена). Но в XVI веке все обстояло иначе. Прекрасная музыка Возрождения вытеснила готическую музыку из церкви и из практики светского музицирования. Народная музыка, исполнители которой в Средние века подвергались жестоким гонениям (в Шотландии, например, существовал закон, повелевавший отрезать уши человеку, который будет играть на музыкальном инструменте для увеселения публики, а если после этого он будет вторично пойман за тем же занятием – повесить!), в этот период проникает во все слои общества. Музыканты – прежде бездомные бродяги, скитающиеся по Европе, стали уважаемыми горожанами, имеющими собственные дома, гильдии, они играют во дворцах, в домах именитых граждан, на всех городских праздниках, а в некоторых городах они по специальному указу, ежедневно, между 6 и 8 часами вечера увеселяют публику.
Многочисленные серенады, балы, дворцовые празднества и ритуалы, свадьбы и пирушки в городских домах и сельских тавернах требовали от композиторов и музыкантов-исполнителей музыки светлой и радостной, как мировоззрение Возрождения.
И музыка не замедлила появиться, а изобретение в 1503 году нотопечатного станка содействовало ее быстрому распространению по всему европейскому континенту. Тысячи канцон, мадригалов, танцев для ансамбля из нескольких инструментов рождаются во всех концах Европы ежедневно. Их сочиняли и самые прославленные профессиональные композиторы – такие, как Палестрина, Лассо, и тысячи любителей.
Лютня, судя по количеству изображений и упоминаний в литературе XV – XVI веков, становится самым популярным инструментом: на лютне можно воспроизвести любую музыку любого жанра этого времени; ее можно повесить через плечо и путешествовать с ней в самые отдаленные края. В XVI веке лютню можно было увидеть в любом доме: и во дворце герцога, и у городского ремесленника. Моряки и солдаты брали лютню в походы. Тысячи людей выражали свои настроения и эмоции с ее помощью. Однако больших лютнистов было немного. Каждый король или герцог держал у себя на службе лютниста-виртуоза и композитора, чье искусство игры определило чрезвычайную популярность этого инструмента и усилиями которых создавалась лютневая музыка Возрождения. Судя по сохранившимся счетам отдельных королевских домов и переписке королей, этих музыкантов очень ценили, короли переманивали их друг у друга, или, напротив, в знак особого расположения посылали «своего» лютниста другому монарху. Труд этих музыкантов высоко оплачивался. Начиная с 1507 года, их произведения издавались огромными (по тем временам) тиражами, но этих изданий постоянно не хватало, и книготорговцы заказывали издателям к ярмаркам больше, чем издатели были способны напечатать...
Мадригалы, канцоны и всевозможные танцы – от дворцовых до уличных – перекладывались и пересочинялись для лютни. Кроме того, для лютни сочинялись свои, чисто лютневые, небольшие, а иногда и значительные по размерам пьесы – прелюдии, преамбулы, ричеркары. Эти пьесы наилучшим образом передают дух Возрождения и уносят нас к образам Петрарки, Кавальканти, Боккаччо и Ронсара.
На нашем диске представлены произведения итальянских, французских, английских и немецких композиторов эпохи Возрождения.
Винченцо Галилей (ок. 1520–1591) – отец знаменитого астронома, автор трактатов о музыке, композитор, лютнист-виртуоз, участник «Флорентийской камераты».
Выдающимся лютнистом Италии, прозванным современниками «божественным», был Франческо да Милано (ок. 1497 – ок. 1543) – композитор, автор фантазий, канцонетт, ричеркаров. Его «Семь книг для лютни» приобрели общеевропейское значение. Франческо да Милано был придворным лютнистом герцога Гонзаго в Мантуе, с 1530 по 1535 год служил лютнистом у кардинала Медичи во Флоренции, позднее – личным лютнистом папы Павла III.
Марио Фабрицио Каррозо (ок. 1535 – ок. 1600) был музыкантом и балетмейстером. Всю жизнь он сочинял танцы и пантомимы во дворцах Италии и Франции. Каждый его танец назван именем дамы, которой он посвящен. В конце жизни Каррозо собрал свои танцы в сборник «Благородные дамы» и издал его (для лютни и двух виол) с приложением описания костюмов и движений.
Из немецких лютнистов XVI века известны братья Ганс и Мельхиор Найзидлеры, сочинявшие преамбулы, чаконы, различные танцы. Ганс Найзидлер является также автором лютневых табулатур (система записи звуков для лютни), которые были ценным пособием. В Германии лютневую музыку писали и такие крупнейшие композиторы, как И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Й. Гайдн и др.
Во Франции в XVI веке светская инструментальная музыка развивалась главным образом как придворная. При королевском дворе выступали лучшие гамбисты, лютнисты, клавесинисты. Один из известных французских лютнистов Жан Антуан Байф (1532–1589) – композитор, поэт, драматург, основатель Парижской «Академии поэзии и музыки».
В XVII веке широкую известность приобрели французские лютнисты по фамилии Готье. Среди сочинений Дени Готье (ок. 1603–1672) много придворных танцев с характерными для старинной музыки украшениями.
Песенка «Пока я жив» была одной из любимейших песен этого времени. Легкая, изящная мелодия в сочетании с несколько фривольным текстом – типичная канцона Возрождения, известная во многих переложениях.
На компакт-диск записана и английская народная музыка времен королевы Елизаветы: песня «Зеленые рукава» и популярный танец «Гальярда». Английская лютневая школа XVI–XVII веков пользовалась большим авторитетом в Европе. Хорошо известно имя выдающегося композитора Джона Доуленда (1563–1626). Он был лютнистом королевы Елизаветы и писал музыку к пьесам Шекспира. Его творчество уходит корнями в народную музыку Британских островов, с другой стороны, он развивает уже сложившиеся в Англии национальные музыкальные традиции.
Большое количество лютневой музыки оставили также лютнисты Польши, Венгрии, Чехии и других стран Европы. Эти произведения еще ждут своей расшифровки и исполнителей, которые могли бы воскресить прекрасные образцы старинной музыки для современных слушателей.
Владимир Вавилов
Первую пластинку можно назвать великой мистификацией 20-го столетия. Её удивительной истории, а особенно истории "Канцоны" Франческо да Милано, я коснулся в этой теме.
Содержание:
-----------
Пластинка 1
Сторона 1
01. Франческо да Милано (ок. 1497 - ок. 1543)
Сюита для лютни: канцона и танец
02. Из народной музыки XVI в.
Спандольетта
03. Неизвестный автор XVI в.
Ave Maria
04. Н. Нигрино (XV - XVI в.)
Ричеркар
05. Винченцо Галмлеи (ок. 1520 - 1591)
Сюита для лютни: павана и гальярда
Сторона 2
06. Ганс Найзидлер (1508 - 1563)
Чакона
07. Из английской народной лютневой музыки XVI в.
Песня «Зеленые рукава» и Гальярда
08. Старинный французский танец
Турдьон
09. Жан Антуан Байф (1532 - 1589)
Пастурелла
10. Дени Готье (ок. 1603 - 1672)
Гавот
Владимир Вавилов (лютня)
Виталий Буяновский (валторна, 2)
Надежда Вайнер (меццо-сопрано, 3)
Марк Шахин (орган, 3 и 4; клавесин, 9)
Владимир Курлин (гобой, 7)
Лев Перепелкин (флейта, 8 и 9)
Запись 1970 г.
-----------
Пластинка 2
Сторона 1
М. Ф. Каррозо (ок. 1535 - ок. 1600)
01. Сладчайшая Лаура
Франческо да Милано (1497 - 1543)
02. Три фантазии
Неизвестные авторы XVI века (Италия)
03. Три танца
04. Виланелла и канцона
М. Ф. Каррозо (ок. 1535 - ок. 1600)
05. Паванилья
06. Ее Величество Королева
07. Небесная Джилия
Сторона 2
Ж. Б. Безар (ок. 1567 - 1625)
08. Вольта
Неизвестные авторы XVI века (Франция)
09. Прелюдия
10. Аллеманда
11. Пока я жив
Луи де Моа (ок. 1600 - ?)
12. Балет
Дж. Доуленд (1562 - 1626)
13. Гальярда
14. Павана
15. Гальярда
16. Страдания Доуленда
17. Фортуна
18. Гальярда Короля дании
Шандор Каллош, лютня (1 - 18)
Игорь Багуславский, виола д’амур (1, 5 - 7, 13, 16, 18)
Федор Дружинин, виола д’амур (4, 13, 16, 18)
Михаил Толпыго, виола д’амур (13, 16, 18)
Марк Вайнрот, виола да гамба (1, 5 - 8, 13, 16, 18)
Андрей Демин, виола да гамба (13, 16, 18)
Запись 1975 г.
--------------
Носитель: Vinyl LP (2 пластинки)
Год выхода: 1970-1975
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 215 Мб
Лютневая музыка XVI - XVII веков.rar
Комментариев нет :
Отправить комментарий