суббота, 12 июля 2014 г.

От Байкала до Амура (игра)



Дорогие друзья!

Сейчас вы отправитесь в путешествие по Байкало-Амурской железной дороге имени Ленинского комсомола. Пока это игра. Но, может быть, пройдёт несколько лет, и вы своими глазами увидите эту замечательную магистраль. Пусть же самое первое знакомство с этим легендарным краем пробудит ваш интерес. И вы прочитаете увлекательные книги, посмотрите интересные фильмы о Сибири и
Дальнем Востоке.

В нашей стране есть огромный край - Восточная Сибирь. О его богатствах издавна складывали сказки и легенды. Геологи нашли здесь несметные запасы полезных ископаемых: алмазы, золото, нефть, каменный уголь, медную и железную руду. А наземные богатства: таёжные леса, пушные звери, промысловая рыба! И что очень важно - удачное сочетание природных богатств: руда и уголь, лес и гидроэнергия...

Но всё это до поры до времени было недоступно: там почти не было людей.

Для добычи природных богатств требовалась прежде всего мощная промышленность. А чтобы доставить необходимое оборудование, а потом вывозить добытое, требовалась железная дорога.

Всем понятно: пойдут поезда, приедут люди, вырастут города. Безлюдный край будет обжит. Превратится в современный, обжитый.

И вот весной 1974 года, в дни работы XVII съезда ВЛКСМ, было принято решение Коммунистической партии и правительства строить Байкало-Амурскую магистраль (БАМ).

Прямо из Кремлёвского Дворца съездов, где проходил этот съезд, отправился на строительство БАМа первый строительный отряд - 600 комсомольцев.

В непроходимой тайге прокладывали просеки. Сквозь неприступные горные хребты пробивали многокилометровые тоннели. Через сотни рек возводились мосты. Зимой мороз достигал пятидесяти градусов, летом донимал гнус, забираясь даже под накомарники.

На помощь строителям БАМа со всех концов страны пошла самая современная техника. Специальные бульдозеры валили столетние деревья. Сверхмощные снегоочистители за один час убирали почти тысячу тонн снега. Путеукладчики укладывали 25-метровые рельсовые звенья (рельсы, уже прикреплённые к шпалам). Через реки устанавливали уже готовые железнодорожные мосты. Колонны вездеходов, самосвалов, тракторов, грузоподъёмников впервые поехали по вечной мерзлоте.

Сейчас на трассе более двухсот станций и разъездов, около шестидесяти городов и посёлков. Таюра, Киренга, Улькан, Ния, Зея, Бурея... Не правда ли, какие необычные названия? Изыскатели БАМа, как правило, называли будущие посёлки именами местных рек. Посёлков уже много, а будет ещё больше. Строят всё новые и новые. И строят их все республики нашей страны: Нию - Грузия, Кунерму - Дагестан, Ургал - Украина, Золотинку - Белоруссия, Кичеру - Эстония, Алонку - Молдавия...

Москвичи собирали многоэтажные дома на улице Красная Пресня в Тынде. Свердловчане строили посёлок при станции Кувыкта, а вокзал станции украсили художественным пано из уральских камней-самоцветов.

Десять лет, в любую погоду, шли строители навстречу друг другу - с запада и востока: от Усть-Кута и от Комсомольска-на-Амуре. И 1 октября 1984 года встретились в Куанде. Положено последнее рельсовое звено, в него вбит последний, "золотой", костыль! Рельсы сомкнулись: дорога построена. В Куанде установлен монумент трудовой славы строителей магистрали.

А в празднично украшенную столицу БАМа - Тынду - прибыли первые пассажирские поезда. Один пришёл из Усть-Кута, другой из Комсомольска-на Амуре. В этих поездах приехали лучшие строители на праздник - день победы на БАМе. Движение по всей 3145-километровой магистрали открыто!

ЦК КПСС направил всем строителям БАМа приветствие. На торжественном митинге говорилось о том, что завершён трудовой подвиг, который войдёт славной страницей в историю нашей страны.

БАМ - всенародная стройка. Нет ни одной отрасли народного хозяйства, которая не принимала бы участия в этом строительстве. Вот почему удаётся в короткие сроки в небывало сложных природно-климатических условиях успешно строить магистраль, которая ни по объёму работ, ни по сложности и разнообразию инженерных сооружений не имеет себе равных во всей мировой практике железнодорожного строительства.

Когда пионеры узнали о новой великой стройке, они решили собрать металлолом на пионерские рельсы для БАМа. И собрали. Газета "Пионерская правда" сообщила, например, о пионерской дружине имени Героя Советского Союза Константина Заслонова школы № 20 города Вяземский Хабаровского края. Пионеры собрали более ста тонн металлолома. На Восточном участке БАМа уложен "заслоновский" километр. Пошёл по БАМу и "заслоновский" тепловоз, построенный из собранного этими ребятами металла. Мост через реку Герби тоже носит имя Константина Заслонова.

На БАМе много детей: в каждом посёлке - детские сады и школы. В этих школах всё, что нужно для ребят: отличные кабинеты, мастерские, спортивные залы, плавательные бассейны. Многие учителя приехали на БАМ с первыми десантами, учили ребят во временных школах и трудились вместе со строителями. Их труд отмечен правительственной наградой - медалью "За строительство Байкало-Амурской магистрали".

Школьники не только учатся, но и стараются помогать взрослым. Например, выращивают овощи. А это не так просто, если очень короткой лето и очень бедные почвы, а то и камень и вечная мерзлота. В своих школьных теплицах ребята выращивают картофель, капусту, морковь, лук, огурцы, помидоры. Даже дыни и арбузы!

Есть на БАМе и школьные агрогородки. В них школьники собирают овощей так много, что хватает и для своей столовой, и для магазинов посёлка.

Геологи считают, что в зоне БАМа разведана пока лишь незначительная часть подземных богатств. Но и то, что уже разведано ими, даст в скором времени нашей стране неисчислимые сокровища уникальных по запасам и качеству месторождений.

Например, на месте Удоканского месторождения медных руд (с очень высоким содержанием меди) будет мощный горнообогатительный комбинат. Южно-якутский угольный бассейн, где высокоценный уголь можно добывать открытым способом, обеспечит углём Сибирь и Дальний Восток. Чульмаканское месторождение железных руд станет новой базой чёрной металлургии на Дальнем Востоке.

Природные богатства БАМа поистине диковинны! Байкал - самое загадочное озеро в мире. Оно глубже, прозрачнее и холоднее всех других озёр. Более тысячи видов животных и растений водятся только в Байкале. Рыбы Байкала имеют огромную промысловую ценность: омуль, хариус, сиг, осётр... Байкальские осетры достигают порою 120 килограммов!

Мех соболя издавна ценился дороже золота. Особенно славился очень красивый, очень редкий баргузинский соболь, живущий только около озера Байкал. Наше государство давно уже охраняет этого соболя и создало для него специальный Баргузинский заповедник. Там учёные-зоологи, охотоведы изучают образ жизни зверька, заботятся о его разведении.

Трасса БАМа идёт через тайгу. А тайга - это деревья. И они тоже предельно ценны.

Древесина лиственницы обладает удивительными качествами: не гниёт, не коробится, исключительно прочна. Кроме того, лиственница крайне неприхотлива: растёт там, где никакие другие деревья расти не могут - даже на вечной мерзлоте.

Вкусные кедровые орешки знают все. Масло из кедровых орехов очень питательное, целебное. Но, пожалуй, самое главное - от урожая кедровых орехов зависит жизнь таёжных животных: и зверей и птиц.

А всем известна красавица ель?! Из неё получают ценнейшую целлюлозу - главное сырьё для производства бумаги. А бумага - это тетради, учебники, книги, журналы, газеты...

Значение Байкало-Амурской магистрали для страны огромно. Она проходит по малообжитым районам громадной территории Сибири и помогает освоению природных богатств, о которых вы уже немного узнали.

Дорога ждёт новых героев. Дела хватит на многие годы.

Ежегодник «Звёздочка», 1986 г.

В архиве - правила игры, и фото игрового поля от Nobody Santa.
БАМ игра.rar (8,8 МБ)





Комментариев нет :

Отправить комментарий