Послевоенная Москва кишит преступными группировками, которые используют самые разные методы, чтобы побольше урвать у ослабленного и обескровленного войной государства. Безжалостным бандитам противостоят сотрудники Московского уголовного розыска, не жалеющие себя в борьбе с мерзавцами.
Неуловимая банда «Чёрная кошка», грабящая магазины и склады и не останавливающаяся перед убийствами, доставляет массу хлопот Отделу по борьбе с бандитизмом, которым руководит Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий). Демобилизовавшийся офицер разведки Володя Шарапов (Владимир Конкин) распределён на работу в МУР. Одно из первых дел, в расследовании которых он участвует, – убийство Ларисы Груздевой...
Братья Вайнеры рассказывают, что идею создать сценарий фильма к их роману подсказал Владимир Высоцкий. Ради него писатели даже пошли на изменение внешности героя: в романе Жеглов был высокий и плечистый красавец. Говорят, режиссёром должен был стать Алексей Баталов. Но Баталов по каким-то причинам не смог, и снимал Станислав Говорухин, которого, кстати, порекомендовал Вайнерам Высоцкий. Говорухин провёл кинопробы на Жеглова формально, только чтобы отчитаться перед руководством, и утвердил Владимира Семеновича.
А вот с ролью Шарапова возникли трения. Вайнеры хотели видеть в этой роли Евгения Герасимова (но он, занятый в другой картине, отказался, о чем потом серьёзно пожалел, сказав, что сыграл бы эту роль лучше Конкина) или Евгения Леонова-Гладышева, но его пробы забраковал худсовет (актёру досталась в фильме эпизодическая роль несчастного Васи Векшина).
Актёра на роль второй главной роли – Шарапова – предложил уже Говорухин. Владимир Конкин запомнился ему по роли Павки Корчагина, режиссера поразило чистое и благородное лицо актера. В своих чувствах режиссёр оказался одинок – не нашлось второго человека, который бы согласился с его выбором, на худсовете за Конкина не было подано ни одного голоса! Но Говорухин был твёрд в своём убеждении. С этим связан один забавный эпизод, рассказанный А. Вайнером. После того как братья-сценаристы решительно отказались рассматривать Конкина в роли Шарапова, Говорухин прекратил свои уговоры на несколько дней, а затем предложил им приехать, посмотреть актеров, пробующихся на эту роль. Далее цитата: «Приезжаем мы на студию, вводит он нас в гримёрную, где будущие «Шараповы» гримируются. Увидели мы этих восемь или девять «Шараповых» упали на пол и зарыдали, и захохотали. Все признаки истерики были налицо. Он пригнал нам ещё десять Конкиных, только похуже и пожиже. Где он их смог за неделю достать – это уму непостижимо».
После этого Вайнеры решили не «ломать» режиссерскую задумку и пошли на компромисс – Конкина утвердили, но свою фамилию из титров убрали, заменив на мифического Станислава Константинова (позже, когда фильм получил бешеную популярность, фамилия авторов была восстановлена в титрах).
Прототипом Шарапова был Владимир Арапов, ставший позднее начальником отдела МУРа. На фотографии 1945 года он поразительно похож на Конкина. Однако по характеру он не соответствовал образу скромного тихони Шарапова, был весельчаком и балагуром. У Жеглова прототипа не было, в основу его образа легло много знакомых братьев Вайнеров.
В фильме использованы материалы реально существовавших уголовных дел. В первой серии Жеглов рассказывает Шарапову об одном случае из своей практики: убийство и инсценировка бандитского нападения. Такое преступление действительно было в Москве – дело бывшего зампреда военного трибунала войск НКВД Крылова, которое расследовал один из прототипов Шарапова Владимир Павлович Арапов. Имеет свою реальную основу и дело Груздева (кандидат медицинских наук Евгений Ильич Миркин в 1944 году был обвинён в убийстве своей жены и приговорён к смертной казни, однако работники МУРа сумели доказать его невиновность).
Госкино выделило на съёмки 38 частей фильма смехотворную сумму – 750000 рублей. Как ни странно, уложиться в неё помогло то, что у Высоцкого крайне сложно обстояли дела со свободным временем, в связи с чем он вынуждал съёмочную группу работать в бешеном темпе – без обычной кинематографической «раскачки» перед каждым дублем.
Вообще, роль Владимира Семёновича в создании «Места встречи» сложно переоценить – я говорю именно о закадровой работе, которую мы с вами не видели, но о которой часто и с благодарностью вспоминают люди, которым он помог. Сам Владимир Семёнович говорил о своей деятельности в качестве развлекающего-помогающего-ободряющего члена съёмочной группы поговоркой «Наша работа ничего не стоит», для него главной ценой была сама картина.
Кстати, о ценах. Изначально Высоцкому хотели платить 13 рублей за съёмочный день, ведь у него не было звания заслуженного или народного артиста. Но Вайнеры пошли на ультиматум Гостелерадио, пригрозив закрыть картину, на которую уже было потрачено около полумиллиона рублей, и ставка Высоцкого выросла до 42 рублей в день. К слову сказать, тот же Владимир Конкин получал на 10 рублей больше. Ну, да ладно – не это главное. Высоцкий получил то, к чему стремился – роль, которая помогла ему выразить себя, роль неоднозначную, не заполированную под «положительного героя», роль, по которой мы еще долго будем вспоминать великого артиста.
Высоцкий на съёмках блистал и как актёр, и даже... как режиссёр (Говорухин, уезжая в командировки, оставлял его за главного, и тот справлялся с работой в два раза быстрее положенного, так что киногруппа сходила с ума от бешеного темпа и позже шутя жаловалась Говорухину, что Высоцкий их умучил).
Из воспоминаний Говорухина: «...У Высоцкого камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон... Он бы в моё отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили... Он заражал своей энергией и уверенностью всех участников съёмки... Зато на тонировке с ним было тяжело... Володя стоит перед микрофоном и пытается «вложить в губы» Жеглова нужные реплики. Он торопится, и оттого дело движется ещё медленнее. «Сойдёт!» – кричит он. Я требую записать ещё дубль. Он бушует, выносится из зала, через полчаса возвращается, покорно становится к микрофону. Ему скучно, он уже прожил жизнь Жеглова, его творческое нутро требует нового»...
По сценарию предполагалось, что Высоцкий в каждой серии будет петь.
Из воспоминаний Говорухина: «Он очень хотел спеть в этом фильме. Среди предлагавшихся им песен были и «За тех, кто в МУРе», и «Песня о конце войны», и «Баллада о детстве». Я считал, что это разрушит образ и это будет уже не капитан Жеглов, а Высоцкий в роли капитана Жеглова. Володя обижался, мы ссорились. А однажды, когда я попросил его спеть в кадре песню Вертинского, он ответил: «Если ты не хочешь, чтобы я спел своё, не буду петь и Вертинского».
Однако, поддавшись на уговоры, в одной из сцен, играя на пианино, произносит несколько строк из «Лилового негра», но, будучи верным своему слову не петь, каждый раз перебивает их репликами, обращёнными к Шарапову. Сцена игры на пианино также является единственной в фильме, где герой Высоцкого показан в парадной форме капитана.
Во время съёмок Высоцкий сильно разругался с Говорухиным и уехал. Поэтому сцену погони за грузовиком Фокса снимали без него. Крупные планы Жеглова («Пасюк! Ваня, а ну, держи меня! – Как держать? – Нежно!») доснимали позже, когда Высоцкий «отошёл» и приехал.
Когда снимали ночную милицейскую погоню, часть территории возле Большого театра была оцеплена, и все же поклонницы прорывали ограждение. В перерыве съемочная группа услышала крик Высоцкого. Бросились в темень и увидели Высоцкого, который пытался оторвать от себя молодую женщину: она вцепилась зубами в его кожаное пальто (видимо, от переизбытка чувств). Хорошо, что пальто было из прочной отечественной кожи.
На следующее утро после окончания съёмок «Места встречи» в квартире братьев Вайнеров появился Высоцкий:
– Знаете, братцы, о чем я подумал сегодня утром: вы не имеете никакого римского права бросать Жеглова.
– А ты не мог подумать об этом днём, и дать нам поспать?
– Не мог. Надо спешить…
Авторы поняли это так: Высоцкий имеет в виду, что продолжение следует снимать по горячим следам. Но, похоже, Высоцкий чувствовал совсем другое, ведь он пришёл не с отвлеченным предложением, а с хорошо разработанной сюжетной линией второго шестисерийного фильма «Место встречи». Он спешил. Через некоторое время на столе авторов сценария появилась папка, на которой значилось «Эра милосердия. Продолжение».
Увы, продолжение следует не всегда. В самый разгар работы пришла горестная весть: Владимира Семёновича Высоцкого не стало. Никакого другого Жеглова быть не могло. Эта папка больше никогда не открывалась, несмотря на многочисленные слухи о съёмках продолжения картины. Недавно Говорухин жёстко обрубил разговоры на эту тему: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?».
Фильм «Место встречи изменить нельзя» был завершён в 1979 году, а первый показ его был приурочен ко Дню милиции, собрав миллионные аудитории. Отмечалось, что во время его последующих показов снижалось количество преступлений по стране и... расход коммунальной воды.
В 1987 году Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР за создание образа Жеглова
По материалам автора Натальи Барабаш, а также газеты «Комсомольская Правда» и сайта «Википедия»
Содержание:
Часть первая
01. Вставка. Нам нужно два места
02. С. Минаев - Деньги
03. Вставка. Значит так, братцы кролики...
04. И. Крестовский - Танцуй со мной
05. Вставка. 50 тысяч
06. «Зодчие» - Девушка в белом
07. Вставка. Петюня и сахар
08. «Песняры» - Запах полыни
09. Вставка. Появление Груздева
10. ВТВ - Прелестный сон
11. Вставка. Допрос на квартире
12. А. Буз - Я боюсь (Гласность)
13. Вставка. Твой номер шестнадцатый...
14. А. Лукьянов - Наши встречи
15. Вставка. Следствие располагает...
16. «Пламя» - Запретный плод
17. Вставка. Не доносчик
18. «Неоновый мальчик» - Мосва-Чикаго
19. Вставка. У меня и не такие плясали...
20. «Планета Х» - Инопланетянка
21. Вставка. Ну-ка, пойди, проведай...
22. А. Герасимова - Категоричным быть не стоит
23. Вставка. Немного же вы написали...
24. А. Лукьянов - Звёздные войны
25. Вставка. Значится так и запишем...
26. А. Малинин - Осторожно, двери закрываются
27. Вставка. Поимка Кирпича
28. Неизвестно - Фига
29. Вставка. Кошелёк
30. «Телевизор» - Моё завтра
31. Вставка. Ты мне не товарищ...
Часть вторая
01. А. Малинин - Коррида
02. Вставка. Груздёв на допрос просится…
03. Чича - Капля власти
04. Вставка. Партнёра хорошего ищу...
05. К. Георгиади - Начальник
06. Вставка. Не учи учёного...
07. М. Хлебникова - Деньги
08. Вставка. О карманниках
09. «Диско-сервис» – Ягодки впереди
10. Вставка. Облигация или Аблигация?
11. А. Мухамедова – Матриархат
12. Вставка. О Ручечнике
13. Вставка. Ну-с, дорогие граждане уголовнички...
14. «Икс-9» - Я не первый
15. Вставка. Проводи его, Шарапов... до автобуса
16. А. Асадуллин - Я не поеду
17. Вставка. Здесь МУР, а не институт благородных девиц
18. С. Ольгов - Ни к чему слова
19. Вставка. Дело на столе
20. К. Киселёв - Ты уходишь
21. Вставка. Наказаний без вины не бывает...
22. Ю. Березин - Дворы
23. Вставка. Нельзя тебе в банду соваться...
24. Неизвестно - Запасной игрок
25. Вставка. Дурилка картонная
26. Сёстры Базыкины - Чародеи и факиры
27. Вставка. Вова, открой...
28. А. Джигарханян - Иллюзия
29. Вставка. Выходить по одному...
30. А. Лукьянов – Я разобью твоё сердце
31. Вставка. Теперь, Горбатый!
32. С. Гранёный - Отрава
Продолжительность: 01:19:53 + 01:19:56
Носитель: Digital Album
Составитель: Вячеслав
Год выхода: 2014
Формат: MP3 256 kbps
Размер файла: 293.6 Мб
Место встречи изменить нельзя.rar
Вячеслав должен сидеть в тюрьме. Я сказал. (с)
ОтветитьУдалить