Сейчас военные оркестры являются основным атрибутом и неотъемлемой частью Вооружённых Сил. Вместе с армией военные оркестры прошли боевой и славный путь становления. На полях сражений и в мирное время военная музыка укрепляла патриотический дух воинов, сплачивала их, облагораживала им солдатский досуг, поднимала культурный уровень армии. Военная музыка также неотделима от музыкальной жизни страны. Своим разнообразным репертуаром она обслуживает не только воинские части и военные гарнизоны, но и многомиллионные массы гражданского населения.
Первые следы военной музыки в России упоминаются очень давно. Как утверждают историки, уже первые славянские дружины имели простейшие музыкальные инструменты. Они издавали простые, незатейливые однотонные звуки. А первые сведения об оркестрах относятся к 1699 году, во время царствования Петра I. Днём рождения военных оркестров считается 19 февраля 1711 года, когда царским Указом впервые в Российской армии были введены штаты военных оркестров, которые состояли из 7 габоистов и 10 барабанщиков. Позже оркестры стали вводить в свои составы флейты, горны, трубы, литавры. Вскоре появились первые дирижёры, их называли капельмейстерами, среди них: Дерфельдт – капельмейстер Гвардейской Кавалерии, Фридман – капельмейстер Гвардейского Семеновского полка, Главач – капельмейстер Придворного оркестра лейб-гвардии Кавалерийского полка.
С тех пор военные оркестры стали неизменными спутниками русской армии. Они не только разделяли трудности походов, но и воодушевляли солдат своей музыкой в жарких сражениях. А.В. Суворов говорил: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Музыка удваивает, утраивает армию». В XIII веке основная функция военных оркестров сводилась к исполнению строевых маршей. В это же время сложилась традиция закрепления маршей за отдельными подразделениями русской армии. Полковые марши стали музыкальной эмблемой воинских частей: Марш лейб-гвардии Преображенского полка, Марш лейб-гвардии Семеновского полка, Марш лейб-гвардии Измайловского полка и др.
Неоценимый вклад в развитие военной духовой музыки внёс русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, который более 10 лет занимал пост инспектора военных оркестров (1873 – 1884г.г.). Большое организаторское и воспитательное значение имели устраиваемые концерты военной музыки под его управлением с участием выдающихся исполнителей. Общее значение инспекторской, служебной и творческой деятельности Н.А. Римского-Корсакова заключалось в осуществлении коренных преобразований в штатах военных оркестров и их инструментальных составов, в создании и популяризации нового высокохудожественного репертуара. После ухода Н.А. Римского-Корсакова с поста инспектора военных оркестров состояние оркестровой службы начало ухудшаться. Но все боевые сражения русской армии прошли под звуки военных оркестров: Отечественная война 1812 года, Первая Мировая война и другие сражения. В период военных конфликтов, для слаженности боевых порядков войск и в целях оповещения подразделений об опасности и манёврах были разработаны сигналы оповещения войск: сбор, в атаку, тревога, подъём и другие.
Своё второе дыхание военные оркестры получили после опубликования ленинского Декрета о создании Красной Армии, когда военные оркестры перешли на новый пролетарский уровень музыкальной деятельности. Первым инспектором военных оркестров в советское время был назначен Семён Александрович Чернецкий (1881 – 1950), перу которого принадлежат известные марши и в настоящее время занимающие достойное место в репертуарах военных оркестров. Говорят, что когда гремят пушки, музы умолкают, но это древнее изречение военные оркестры опровергли с первых дней Великой Отечественной войны. С самого начала великой битвы зазвучали марши, написанные по горячим следам героических подвигов советских людей. Великая Отечественная война показала патриотизм и стойкость Советской Армии. И всюду, где это допускал характер современного боя, звучали патриотические мелодии и марши, вдохновляющие бойцов на подвиги. А когда требовала обстановка, музыканты оставляли инструменты, брали в руки винтовки, автоматы и шли в атаку вместе с передовыми отрядами наступающих войск.
После войны в репертуар оркестров начали включаться классические произведения русских и зарубежных композиторов: Бетховена, П.И. Чайковского, Ф. Листа, Генделя, Н.А. Римского-Корсакова, Глинки и др.
В новой России военные оркестры не выпали из обоймы Вооружённых Сил РФ. Переформировавшись, они продолжают лучшие традиции военных оркестров Русской армии, вооружённых Сил СССР, выходят на парады и строевые смотры с обновлённым репертуаром. Не затерялись они и среди современной эстрадной музыки, а может и в каком-то аспекте превзошли своей самобытностью и оригинальностью, ни один оркестр не использует фонограмму, всё играет вживую. Военные оркестры сопровождают сольные партии популярных исполнителей, таких как Монсеррат Кабалье, Олег Газманов, группу «Любэ», недаром известная группа «Битлз» хотела выступить с военными оркестрами Советского Союза. Российские военные оркестры с успехом гастролируют за рубежом. Им рукоплещут заполненные до отказа концертные залы и стадионы Германии, Франции, США, Испании.
Но как ни важна концертная деятельность военных оркестров, основное их предназначение – служебно-строевая музыка, неотъемлемая и составная часть военного обихода.
Содержание:
01. Оркестр Гвардейского экипажа п.у. В.Главача - Марш Лейб-Гвардии Преображенского полка (1907) (2.33)
02. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Сбор (0.31)
03. Оркестр 106-го Уфимского пехотного полка п.у. Бороздюка - Атака пехоты (с командой, сигналами и стрельбой) (1910) (2.34)
04. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Тревога (0.25)
05. Оркестр Александровского военного училища п.у. В.Брандта - Марш на вступление в Париж в 1814 году (1911) (2.58)
06. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Предварительный сигнал для атаки (0.29)
07. Оркестр Народного Комиссариата Обороны СССР - Марш ГТО (Готов к Труду и Обороне) (5.32)
08. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Марш Кубанского Пластунского батальона «Морской Король» (3.43)
09. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Марш Печерского полка (3.17)
10. Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской академии - Марш Лейб-Гвардии Семеновского полка (3.27)
11. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Встречный марш Преображенского полка (2.55)
12. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - На сопках Маньчжурии (2.52)
13. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Бой под Ляояном (3.00)
14. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Прощание Славянки (2.36)
15. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР – Берёзка (4.20)
16. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Ленинский призыв (2.58)
17. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Герои Сталинграда (2.09)
18. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Марш танкистов (3.18)
19. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Марш артиллеристов (2.43)
20. Образцовый военный оркестр Почётного караула - Всё выше! (2.31)
21. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Марш Гвардейцев-миномётчиков (3.33)
22. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Вступление Красной Армии в Будапешт (3.36)
23. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Вступление Советской Армии в Бухарест (3.38)
24. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Героический марш (3.17)
25. Образцовый военный оркестр Почётного караула - Марш из к-ф «Белорусский вокзал» (3.04)
26. Образцовый военный оркестр Почётного караула - День Победы (2.26)
27. Центральный военный оркестр Министерства Обороны РФ - А. Рубинштейн - Полька «Богемия» (2.28)
28. Центральный военный оркестр Министерства Обороны РФ - Глинка - Вальс из оперы «Иван Сусанин» (4.55)
29. Наталья Манулик и Центральный военный оркестр МО РФ - В. Купревич - Ария Вали из оперетты «С первого взгляда» (5.34)
30. Центральный военный оркестр Министерства Обороны РФ - Г. Пономаренко - Оренбургский пуховый платок (4.03)
31. Олег Газманов и Оркестр Министерства Обороны РФ – Москва (4.29)
32. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Салют Москвы (4.22)
33. Отдельный Показательный оркестр Министерства Обороны СССР - Слава Родине (3.21)
Продолжительность: 01:44:37
Записи 1907 - 2014гг.
Материал подготовил и предоставил к изданию Военный дирижёр Ралдугин Василий Николаевич
Редакция Геннадия Горбунова
Оцифровка треков с виниловых дисков Геннадия Горбунова
Носитель: Digital Album
Год выхода: 2015
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 196 Мб
Пойте громче армейские трубы - К 304-летию основания военных оркестров (2015).rar
FLAC (882.59 Mb)
Комментариев нет :
Отправить комментарий