воскресенье, 6 декабря 2009 г.

Лауреаты фестиваля «Весенние ритмы, Тбилиси-80»

Весна в Тбилиси выдалась холодной, пасмурной. Солнце радовало нечасто; временами моросил дождь, как бы довершая милую сердцу, но немножко грустную картину города в межсезонье. Однако тихие умиротворенные улицы пронизывала некая вибрация. Эпицентром ее было круглое застекленное здание Большого концертного зала, у служебного входа которого весь день сновали «Волги» и «Жигули», высаживая и принимая людей, вызывавших повышенный интерес многочисленных прохожих. Артисты!.. Вечером вибрация достигала своего пика. Со всех сторон к зданию стекались возбужденные и нарядные молодые и не очень молодые люди; желающие попасть на фестиваль, настойчиво требовали лишних билетиков и, не получив таковых, в отчаянии принимались штурмовать хрупкие стеклянные двери.

Около полуночи наэлектризованная толпа выплескивалась из концертного зала на холодные мостовые уснувшего города и долго расходилась по тихим улицам, освещая их желтыми нитями сигаретных огоньков. «В эти дни столица Советской Грузии охвачена музыкальной лихорадкой», — передавал из Тбилиси корреспондент ТАСС. Это был фестиваль популярной музыки «Весенние ритмы-80».

...8 марта, суббота. Начало в 20 часов. Открытие фестиваля... Первым выступил донецкий «Диалог». Группа исполнила получасовую симфороковую композицию своего руководителя Кима Брейтбурга «Под одним небом» на стихи С. Кирсанова. Спустя неделю жюри назвало Брейтбурга лучшим вокалистом, а ансамбль занял III место. Заявленный в программе «Интеграл» в тот день не выступил: не подвезли аппаратуру. Спас открытие фестиваля московский «Глобус» (или, как он назывался раньше, «Удачное приобретение»). Ребята играли темпераментный, бескомпромиссный ритм-энд-блюз, и публика, посерьезневшая во время строгого выступления «Диалога», снова оживилась. Выразителен лидер группы Алексей Белов: и манера игры, и пластика, и мимика. Пожалуй, он один из самых эмоциональных блюзовых гитаристов, выступавших на этой сцене.

Следующий день принадлежал латышам. На дневном концерте овациями был встречен рижский «Тип-Топ» Имантса Пауры — мощный профессиональный состав с превосходными ударником, гитаристом и очень своеобразным композитором-вокалистом Харальдом Симанисом. «Тип-Топ» получил III место; жаль только, что удивительный, вибрирующий тенор Харальда как-то затерялся в оркестровых риффах. А вечером играл ансамбль «Сиполи» из Юрмалы. Аппаратура подоспела меньше чем за час до начала концерта, музыканты не успели настроиться, и в итоге из-за неполадок они даже не доиграли программу до конца. Однако (имеющий уши да услышит) не было на фестивале ансамбля со столь самобытной, по-композиторски яркой музыкой. В песнях Мартина Брауна непостижимым образом слились накаленная энергия рока и каноны современной симфонической музыки...

Конечно, не одни открытия и откровения ожидали сидящих в Большом концертном зале. Выступали на фестивале и знаменитые группы, понадеявшиеся, наверное, что громкое имя и серия знакомых по пластинкам шлягеров смогут компенсировать вялость и стереотипность их программ. Были и молодые, любительские, но не по годам скучные, банальные, поверхностные ансамбли...

На третий день выступила «Машина времени». «Машина» играла с большим подъемом. Тбилисская аудитория вслушивалась в песни на стихи Андрея Макаревича с напряженным вниманием. Музыканты долго принимали поздравления и раздавали автографы. В результате — I место. Тут же наступил черед рок-варьете «Интеграла». Забавные костюмы, световые эффекты, ярмарка музыкальных стилей: местами это выглядело легковесно, но все же было весело! «Интеграл» получил одно из третьих мест и еще раз порадовал публику на заключительном концерте.

Вторник. Посреди сцены выросла невиданная ударная установка. Уйма барабанов, колокольчики и цилиндрические колокола, гонги, тамбурины... Выступал ансамбль из Ашхабада «Гунеш». Джаз-рок, основанный на среднеазиатском фольклоре, и бенефис блестящего ударника Р. Шафиева, показавшего неповторимый по разнообразию и темпераменту ритмический спектакль. Вкусив восточной экзотики, слушатели оказались в куда менее уютной, нервной атмосфере улиц большого города — сцену занял ленинградский «Аквариум». Представьте себе жесткий рок-н-ролл на виолончели, фаготе и флейте (не считая, конечно, гитар и ударных), а затем неожиданно изумительной красоты средневековая мелодия! «Аквариум» вызвал смятение в зале и массу споров.

«Автограф» выступил четко. Ансамбль совсем молодой, и для большинства его участников тбилисский фестиваль оказался дебютом на большой сцене — все тем не менее было в порядке. Сложные, грамотно и со вкусом выстроенные композиции, современные электронные аранжировки и безупречная игра солистов позволили этой московской рок-группе занять II место.

Появления «Магнетик Бенда» здесь ждали с особым интересом. У тбилисских меломанов еще свеж в памяти сенсационный концерт «Апельсина» на джаз-фестивале 1978 года, и марка эстонского рока котировалась очень высоко. Надежды оправдались. Группа сыграла и «вечнозеленые» блюзы, и инструментальные пьесы в джазовой манере, и модный реггей, причем все это с необычайной легкостью, виртуозностью и не без юмора. Центральная фигура на сцене — ударник, композитор и руководитель «Магнетика» Гуннар Грапс; он же обладает обаятельным своеобразным голосом, придающим песням определенную окраску. Через два дня стало известно, что группа Грапса удостоена I места.

Приближалась кульминация фестиваля, а забот у организаторов не убывало: концерты шли одновременно ещё на двух площадках — в Тбилисском Доме офицеров и в цирке города Гори. Все залы надо было обеспечивать аппаратурой, снабжать музыкантов транспортом, устраивать привередливых представителей прессы и при всем этом не забывать о традиционном гостеприимстве...

На седьмой день фестиваля приятный сюрприз преподнесла и грузинская группа «Лабиринт». Преподаватели музыки из Батуми исполнили сюиту-ораторию своего руководителя М. Киладзе «Моя Грузия», которая произвела очень цельное впечатление, несмотря на свои внушительные размеры (порядка 25 минут). II место, занятое «Лабиринтом», явилось одной из приятных неожиданностей фестиваля. А вот популярный «ВИА-75» занял III место. Программа была построена в форме дискотеки, сам Роберт Бардзимашвили выступал в роли диск-жокея, и все было хорошо срежиссировано, но... от этого талантливого, высокопрофессионального коллектива ждали большего.

Приз зрителей был отдан тбилисскому рок-квинтету «Блиц». Валерий Кочаров и его группа просто ошеломили публику. Трудно дать определение их музыке — прекрасные мелодии и захватывающие роковые риффы, простые и удивительно современно звучащие песни. Если уж наклеивать ярлыки, то проще всего назвать «Блиц» «грузинскими «Битлз»... Еще два симпатичных ансамбля выступили в последние фестивальные дни — «Вторая половина» из Курска и «Время» из Горького. Они исполняли приятную музыку, отмеченную сильным влиянием джазовой классики (или Кейта Эмерсона), и негромко пели. Это было романтично и всем понравилось.

Конечно, слухи о распределении мест начали распространяться еще за несколько дней до официального объявления результатов фестиваля. Однако окончательные итоги были подведены на последнем заседании, происходившем днем в воскресенье 16 марта, которое длилось три часа. А вечером был такой аншлаг, что не было, как говорится, куда яблоку упасть. Председатель жюри Юрий Саульский и его заместитель Гия Канчели объявили результаты, и все основные лауреаты еще раз выступили перед неиствующей публикой... Так закончился фестиваль популярной музыки «Весенние ритмы-80».

И все же эхо тбилисского музыкального праздника не замолкло и сегодня. Снова и снова, в разговорах и статьях, мы возвращаемся мысленно в ту весну. Дело в том, что это был первый в нашей стране представительный и солидно организованный фестиваль рок-музыки. «Рок-музыки»? — для многих это может прозвучать странно. В самом деле, в отличие от танцевального стиля «диско», который, едва появившись за рубежом, тут же обрел официальную прописку и у нас, рок-музыка два десятилетия представлялась чем-то сугубо импортным, хотя еще с середины 60-х годов в стране появились полноценные рок-группы (или «бит», как они себя называли) с собственным репертуаром. От эстрадных ансамблей традиционного плана (ВИА, «диско» и т. д.) эти группы отличаются, как минимум, тремя важными чертами. Во-первых, рок — авторская музыка. Часто ансамбли упрекают за это в «композиторской самодеятельности», некомпетентности, но, как справедливо заметил Юрий Саульский в статье «Очевидное и невероятное» («Московский комсомолец», 28 марта 1980 г.), «пора трезво посмотреть на это явление». Лучшая рок-музыка всегда рождается внутри тех коллективов, которые ее исполняют. Результаты тбилисского фестиваля — наглядный тому пример. Во-вторых, рок-музыке органически присуща тяга к поиску новых музыкальных и сценических форм. Любой застой здесь чреват деградацией и потерей популярности. Третье наконец — это содержательность, поэтическая и интеллектуальная насыщенность песен. Попевки с припевами на «ля-ля-ля» перестали удовлетворять аудиторию еще пятнадцать лет назад. Эта музыка должна поднимать проблемы, заставлять думать и переживать.

Было бы несправедливо утверждать, что творчество всех участников, даже лауреатов, тбилисского фестиваля соответствовало этим требованиям. И все же, несомненно, есть основания говорить, что отечественная рок-музыка сформировалась как многоплановое, но цельное и достаточно самостоятельное музыкальное течение. Тбилисский весенний фестиваль состоялся очень и очень вовремя. Он открыл новые имена, расставил ориентиры и наметил перспективы, короче — дал импульс к дальнейшему развитию в нашей стране этого популярного уже много лет жанра. Теперь до встречи в 1982 году!

А. ТРОИЦКИЙ,
член оргкомитета фестиваля
«Весенние ритмы. Тбилиси-80»

Содержание:

Пластинка 1

Сторона 1

01. Хрустальный город (муз. и сл. А.Макаревича)
02. Снег (муз. и сл. А.Макаревича)
Группа «Машина времени»
Художественный руководитель Андрей Макаревич

03. Ирландия. Ольстер (А.Ситковецкий - М.Пушкина)
Рок-группа «Автограф»
Художественный руководитель Александр Ситковецкий

04. Весенние ритмы, из композиции «Сакартвело» (М.Киладзе)
Вокально-инструментальный ансамбль «Лабиринт»
Художественный руководитель Мераб Киладзе

Сторона 2

05. Пристегните ремни безопасности (А.Ситковецкий)
06. Каприз, блюз (муз. и сл. А. Ситковецкого)
Рок-группа «Автограф»
Художественный руководитель Александр Ситковецкий

07. Странный мир (Ч.Неман - В.Луговой)
08. Сулико (грузинская песня)
Альберт Гумаров (1)
Шоу-ансамбль «Интеграл»
Художественный руководитель Бари Алибасов

09. Леди блюз (муз. и сл. Г.Грапса)
Рок-группа «Магнетик Бенд»
Художественный руководитель Гуннар Грапс

Пластинка 2

Сторона 1

01. Родина (муз. народная - сл. народные и А.Церетели, обр. Р.Бардзимашвили)
Вокально-инструментальный ансамбль «75»
Художественный руководитель Роберт Бардзимашвили

02. Трубадур на магистрали (Г.Грапс - В.Миртем)
Рок-группа «Магнетик Бенд»
Художественный руководитель Гуннар Грапс

Сторона 2

03. Моя Грузия (М.Киладзе - И.Нонешвили, С.Гугунава)
Кетаван Киладзе и Зураб Чхартишвили
Вокально-инструментальный ансамбль «Лабиринт»
Художественный руководитель Мераб Киладзе

04. Река Туни (Туркменская народная песня, обр. Ш.Бяшимова)
Вокально-инструментальный ансамбль «Гунеш»
Художественный руководитель Мурад Садыков

05. Подснежник (Татарская народная песня, обр. Б.Алибасов и В.Доленко)
Альберт Гумаров
Шоу-ансамбль «Интеграл»
Художественный руководитель Бари Алибасов

Продолжительность: 00:38:48 + 00:36:52

Запись 1980 года.

Оцифровал yamata6839

Носитель: Vinyl LP (double)
Год выхода: 1981
№ по каталогу: С60-15417-20
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 181.3 Мб

Весенние ритмы, Тбилиси-80 (1981).rar
+lossless part1 part2

«Весенние ритмы. Тбилиси-80» - один из первых официальных рок-фестивалей в истории СССР, прошёл в г. Тбилиси (Грузинская ССР) с 8 по 16 марта 1980 года. Считается одним из важнейших событий в истории советского рока.

Фестиваль был организован Грузинской национальной филармонией, Союзом композиторов Грузии, Республиканским центром культуры молодёжи и Центральным комитетом комсомола Грузии. Среди организаторов были известный критик Артемий Троицкий и тогдашний глава Грузии, член ЦК КПСС Эдуард Шеварнадзе.

Целью фестиваля было заявлено «поиск новых талантов в советской музыке». Фестиваль имел конкурсную программу и жюри. В него входили такие известные деятели музыки, как Юрий Саульский, Гия Канчели, Константин Певзнер, Владимир Рубашевский, Аркадий Петров. Они определили тройку победителей таким образом:

1. Первое место - Машина времени (Москва), песни «Хрустальный Город» и «Снег», автор А. Макаревич
2. Второе место - Автограф (Москва), песня «Ирландия, Ольстер» (А. Ситковецкий/М. Пушкина)
3. Третье место - Лабиринт (Батуми), песня «Сакартвело» (автор М. Киладзе).

Все лауреаты различных премий из всех республик Советского Союза были включены в двойной альбом «Весенние ритмы», выпущенный по итогам фестиваля в 1981 фирмой «Мелодия» (С60-15417-20).

На открытии фестиваля, 8-го марта, вне конкурса выступила группа «Глобус» («Удачное приобретение»).

Группа Аквариум была дисквалифицирована за неподобающее, по мнению судей, поведение на сцене. Борис Гребенщиков при исполнении песни лёг на сцену, положив гитару между ног. Затем Сева Гаккель поставил на него виолончель, а фаготист Александров изобразил автоматную очередь в сторону зала. Жюри сочло выступление непристойным и углядело в нём намёки на гомосексуализм.

«Зачем ты привез сюда этих голубых?!» — спрашивал удрученный Гайоз. Претензия была сногсшибательно неожиданной. «Почему голубые? Они нормальные ребята. Это у них такое шоу, эксцентрика...». — «Нормальные? Один ложится на сцену, второй на него, третий тоже пристраивается. Дегенераты, а не музыканты!»

Финские теледокументалисты, присутствовавшие на фестивале, позднее выпустили 40-минутный документальный фильм «Советский рок».

Участники фестиваля:

Автограф (Москва)
Аквариум (Ленинград)
Ариэль (Челябинск)
Глобус (Удачное приобретение) (Москва)
Блиц (Тбилиси)
ВИА «75» (Тбилиси)
Гунеш (Ашхабад)
Диалог (Донецк)
Земляне (Ленинград)
Интеграл (Саратов)
Кронверк (Ленинград)
Лабиринт (Батуми)
Магнетик Бэнд (Таллин)
Машина времени (Москва)
Тип-Топ (Рига)

Комментариев нет :

Отправить комментарий