воскресенье, 12 сентября 2010 г.

I Feel Good

Сборник российского фанка.

Каких только сборников, объединённых по стилевому принципу, не выпускал под своей эгидой наш журнал! Поддерживая отечественного исполнителя, мы предлагали вашему вниманию коллекции российского джаза, блюза, рокабилли, рэгги, гитарной музыки, тяжелого рока и т.д. Какому жанру отдать предпочтение на сей раз? Фанку, - решили мы, прекрасно понимая, что берём на себя смелость представить нашим читателям (и слушателям) явление для России довольно редкое и нетипическое, хотя и очень оригинальное...

Что такое фанк? «Один из основополагающих стилей современной популярной музыки», - скажет вам любая уважающая себя музыкальная энциклопедия, и будет права. Сам термин вошёл в употребление у американских джазменов ещё в начале 50-х, отсчёт же настоящего фанк-безумия начался в 1969-м, когда Джеймс Браун спел эпохальное «Get Up, I Feel Like Being A Sex Machine». Наследник джаза и соул, фанк породил актуальный до сих пор танцевальный стиль диско, повлиял на развитие джаз-рока, хард-рока, фьюжна, хип-хопа, R&B, психоделик-рока, эйсид-джаза, джангла и др. Будучи по происхождению своему «чёрным», фанк был подхвачен и белыми музыкантами. Продолжателями дела Брауна стали Джордж Клинтон, Бутси Коллинз, Ларри Грэм, группы Parliament, Funkadelic, Average White Band, Tower Of Power, Sly & The Family Stone и другие «колоссы». В новых формах фанк продолжил жизнь в творчестве музыкантов следующих поколений - от Принса до Jamiroquai.

Играть фанк - особое искусство, требующее от исполнителя предельно развитого ритмического чутья, отточенного профессионализма и раскованности. Изощренное синкопирование и фактурная полифония, тембровое богатство и острота звукоизвлечения, виртуозность солирования и мастерство ансамблевой импровизации, математический расчёт и живой, физический драйв, неиссякаемый нерв и отличное настроение - вот что такое фанк, хотя вряд ли суть его можно выразить словами.

В России широкой экспансии фанка пока не произошло. На вопрос «почему?» я получала разные ответы (см. далее), но по любому выходило - у нас проще и дешевле зарабатывать на попсе. Печально... Тем не менее, направление пользуется растущим спросом у российских ценителей качественной музыки, ряды фанк-ветеранов укрепляет молодая смена, исполнители, работающие в самых разных жанрах, обращаются к фанку как к основе для творческих экспериментов. Всё это говорит о том, что фанкомания в России только начинается, и наша задача - её поддержать.

На сборнике, который назван в честь одного из хитов Джеймса Брауна - «I Feel Good», мы постарались представить все разновидности российской фанк-сцены. Это и классика жанра в исполнении Н. Арутюнова, и авторские сочинения других авторитетных музыкантов - В. Горского, А. Давидяна, А. Василенко, и творчество молодых музыкантов - джаззи-фанк от Funk You, рэп-фанк МД&С Павлова, фанк-хоп группы «Я и друг мой грузовик» и др. Это вообще музыка, в которой остро чувствуется будоражащий фанки-привкус. Надеемся, после прослушивания нашего диска вы почувствуете прилив бодрости, оптимизма и просто хорошего настроения. Enjoy yourself and funk you all!
Елена САВИЦКАЯ

Список композиций:
01. МД&С Павлов - Funky Funky (МД&С Павлов) 04:31
02. Николай Арутюнов и группа «Чер-та» - Superstition (S. Wonder) 04:08
03. Вячеслав Горский - Exotic Funk (В. Горский) 05:19
04. Димитрий Перец - Не могу остановиться (муз. Д. Перец, сл. К. Кавалерян) 03:35
05. Magic Pump - Sing Praise To The Lord (Magic Pump, на текст 9-го псалма Давида) 04:04
06. Sound Cake - Куда ты, туда я (А. Давидян) 03:33
07. Funk You - Gonna Funk Ya! (музыка Funk You, слова Е. Жилин, Ю. Лодыгина) 04:49
08. Александр Василенко и Star Pears - Автофанкомания (А. Василенко) 03:36
09. МД&С Павлов - Только Фанки (МД&С Павлов) 02:58
10. Николай Арутюнов и группа «Чер-та» - Back To Basics (Average White Band) 04:15
11. Я и друг мой грузовик - Мотогонки («Я и друг мой грузовик») 02:29
12. Димитрий Перец - Я убью твой телевизор (музыка Д. Перец, слова К. Кавалерян) 03:36
13. Funk You - Pig-In-A-Wig (музыка Funk You, слова Ю. Лодыгина) 03:25
14. МД&С Павлов - Ёлки-палки Мъюзик (МД&С Павлов) 03:46
15. Артур Акилов - Mozambic Laces (А. Акилов) 03:21
16. Funk House - We Want The Funk (Funk House) 04:35
17. Детский Панадолл - Не надо («Детский Панадолл») 04:08
18. Moscow Grooves Institute - Stereophonique (А. Марто, С. Беляев (Ровный), Б. Назаров) 04:53
19. Николай Арутюнов и группа «Чер-та» - I Just Want To Celebrate (Fekaris/Zesses) 04:38

Продолжительность: 1:16:02

Носитель: Audio CD
Год выхода: 2008
Формат: MP3 VBR 320 kbps
Размер файла: 134 Мб

I Feel Good.rar

WHAT'S THE FUNK IN RUSSIA?

Неисповедимы пути фанка в России. Этот жанр у нас, как уже говорилось, не вылился в сколько-нибудь массовое движение, как регги и рокабилли, не обрел стольких поклонников, как блюз и гитарное искусство. Ответы на вопрос «почему» могут быть самыми разными - от абстрактного объяснения всех наших проблем «не теми» климатическими условиями и отсутствием у белых «правильного» чувства ритма до подробных бухгалтерских выкладок, свидетельствующих о накладности содержания профессионального фанк-состава с обязательной духовой секцией и бэк-вокалистками. Многие, собственно, вообще не подозревают о том, что фанк в России есть. Но, тем не менее, это так.

Первые фанк-опыты производились у нас ещё в 70-е годы (ансамбль Вячеслава Горского, группа «Виктория»), но более-менее пристальное внимание на фанк российская музыкальная общественность обратила в 90-е, когда на гребне волны оказались родственные направления - соул и рэп. Прогресс налицо - если в 1996-м, в первый приезд Джеймса Брауна публики в Большом Кремлёвском Дворце собралось столько, что её в общей сложности хватило лишь на первые пять рядов партера, то в 2002-м тот же БКД был полон. Искусство фанка находит свою нишу. В клубах и небольших концертных залах, в тесном контакте с отзывчивой аудиторией звучит эта горячая, страстная, животворная музыка. Пусть лишь для небольшого числа ценителей, которых, надеемся, теперь станет больше, потому что к ним присоединитесь и вы, дорогие читатели.

Да, настоящих, «идейных» исполнителей фанка у нас мало (хотя отдельные композиции в этом стиле, бесспорно, встречаются у многих музыкантов), но каждый из них - «зубр» и мастер своего дела. Им, а также тем, кто вступил на стезю фанка лишь недавно, но уже сделал на ней уверенные шаги, и посвятим последующие строки данного текста, ибо страна должна знать своих героев.

Вячеслав Горский - знаменитый пианист и исполнитель на клавишных инструментах, неоднократный лидер рейтингов престижных музыкальных изданий, музыкант с ярким индивидуальным почерком, в творчестве которого переплелись джаз, рок, фанк, классика и этнические мотивы. В деле исполнения фанка Вячеслав Горский в нашем отечестве является пионером и патриархом одновременно. Свой первый ансамбль, работавший в этом стиле, он организовал ещё в 1974 году (в разное время коллектив носил названия «Группа Вячеслава Горского», «Спектр», «Хамелеон», а в составе его играли такие ныне известные музыканты, как гитарист Виктор Зинчук, бас-гитарист Анатолий Куликов, барабанщик Геннадий Хащенко и др.). Фанковая тема в творческой жизни Горского не переставала звучать во время его работы в ансамбле «Арсенал» (1977 - 1983), а затем - в собственной группе «Квадро», которой в этом году исполняется 20 лет. Для нашего сборника Вячеслав предоставил композицию под названием «Exotic Funk» со своего нового, ещё не вышедшего альбома «Exotic Things». Медленный фанки-фьюжн с пряными гармониями, перекличкой экзотических барабанов и подражанием ситару - поистине роскошная музыка, уносящая нас из слякотного среднерусского межсезонья в жаркое восточноазиатское лето.

Андрей Давидян - легендарный музыкант, участник «первой волны» московского рок-движения, вокалист групп «Високосное лето», «Виктория» (уникальный коллектив, исполнявший русский фанк, просуществовавший с 1977 по 1980 год и сейчас возрождаемый его основателями), «Рок-ателье» и др. Проект Sound Cake, организованный в 1993 году, - дань любви к стилям фанк, соул, джаз-рок, пронесённой через все эти долгие годы. «Звуковой пирог« по рецепту Давидяна - это пиршество хорошего вкуса и отличного звука, что музыканты доказывают, исполняя как проверенные временем стандарты, так и оригинальные композиции на русском языке. В нынешнем составе Sound Cake - вокалистки Анна Абрамчикова и Екатерина Шемякина, барабанщик Леонид Хайкин, а также юные, но очень «продвинутые» ученики Гнесинки басист Антон Давидян и гитарист Фёдор Досумов. Особый привкус «Пирогу» придаёт полная восточных оттенков игра Артура Акилова (клавишные инструменты), предоставившего для нашего сборника композицию «Мозамбикские шнурки» со своего сольного альбома «Usef».

Гитарист Александр Василенко в 1994 году завоевал 1-е место в номинации «Blues Guitar» программы «Джем», принимал участие в различных проектах, известен как студийный музыкант и аранжировщик. Проект Star Pears, в который также входят музыканты группы Scolder Blues, активно выступает по московским клубам с 2001 года, включая в программу как блюзовые и фанковые хиты, так и собственные композиции. Инструментальная пьеса «Автофанкомания», без сомнения, является одним из украшений нашей подборки.

Алексей Павлов, более известный как МД&С Павлов, он же Доктор Фанк - энтузиаст и активист, популяризирующий жанры фанк, соул и рэп на территории бывшего СССР с конца 80-х. Многие в курсе, что Алексей пять лет играл в группе «Звуки Му», но отнюдь не многие - что в совсем юном возрасте он исполнял классику фанка, обучаясь в музыкальной студии при Доме пионеров. В середине 90-х МД&С шокировал (в хорошем смысле слова) российскую публику рэп-фанк-дуэтами с
Л. Гурченко, В. Шаинским, О. Анофриевым, а вообще в активе его группы уже три альбома. Павлов также занимается продюсированием, организацией тематических вечеринок (еженедельная программа «С нами диско», где можно будет услышать классическое диско и фанк, скоро стартует в московском клубе «Арлекино»), ведёт радиопередачи, из которых наиболее популярная - «Funky Time» - недавно возрождена на волнах нового радио «Арсенал» (87,5 FM). Для нашего сборника Алексей специально сделал римейки двух своих «манифестных» композиций - «Только Фанки» (соло на клавишных - Вячеслав Горский) и «Ёлки-палки Мъюзик» (саксофон - Игорь Бутман, вокал - Holly Fransis, Нью-Йорк). Ещё один трек Павлова, пронизанный танцевальной энергией, «Funky, Funky», задаёт тон всему альбому. Доктор Фанк советует: ручку громкости - на полную, басы на - максимум! Поехали...

Не блюзом, единым, как известно, жив Николай Арутюнов («Лига блюза»). Многим памятен его рок-проект с гитаристом Дмитрием Четверговым, теперь же Николай решил попробовать себя в роли фанк-исполнителя. Конечно, не вдруг - зёрна фанка вызревали еще в недрах «Лиги». В конце 2000 года, пригласив в качестве аккомпанирующего состава московский инструментальный коллектив «Чер-та», Арутюнов создал программу, в которой представил собственное прочтение классики фанка. В репертуаре - как суперхиты, так и менее известные композиции Джеймса Брауна, Parliament, Average White Band, Graham Central Station, Бутси Коллинза, Tower Of Power, Бобби Бёрда, Рика Джеймса, Sly & The Family Stone, Wild Cherry, Стиви Уандера и др., и это позволяет обозначить деятельность Арутюнова не только как сугубо исполнительскую, но и просветительскую. В 2003 году Николай продолжит свой фанк-проект в сотрудничестве с группой Funk You.

Димитрий Перец - мастер на все руки: дипломированный пианист, композитор, ремиксер, продюсер. Работал музыкальным руководителем группы Сергея Минаева, сотрудничал с «Э.С.Т.», «Кварталом», «Ва-Банком», выступил в роли музыкального продюсера на альбоме ремиксов «Машины времени», сочинил около сотни «звуковых товарных знаков» и джинглов для радиостанций («Европа плюс», «Радио Ретро», «Инвайт»...). В 1997 году Димитрий принял решение осуществить сольный проект. В альбоме «Приход» он соединил давно и нежно любимую музыку фанк и соул с высококачественной поп-мелодикой, сильным вокалом и, конечно, превосходными аранжировками. Ураганная энергия и мощный драйв - Димитрия Перца не остановить!

В творческой манере Magic Pump фанк вступает во взаимодействие с самыми разными стилями - от традиционного ритм-энд-блюза до этники. Группа собралась в 1994 году, с успехом выступала на фестивале в Монтрё, в 1997 году выпустила альбом «Do You Have A Magic Pump?» на лейбле «Boheme Music». Феерический вокал Натальи Княжинской (в настоящее время занимающейся собственным русскоязычным проектом), богатые аранжировки и невероятная исполнительская экспрессия - вот секрет волшебного воздействия Magic Pump. Горделиво-торжественный гимн «Sing Praise To The Lord» написан по мотивам звучания группы The Meters, а в основу его текста лёг девятый псалом Давида.

Влюблённый в Россию американец Марк Шлейфер приехал в Москву по окончании университетского курса русского языка. В Штатах Марк играл в оркестре на трубе, а в России начал читать рэп и запел, став одним из «ораторов» группы «Детский Панадолл» (второй солист - Юрий Дементьев). У «Панадолла» - тесные родственные связи с Magic Pump (откуда пришёл басист Сергей Ровный) и Moscow Grooves Institute, участники которого входят в состав этой пёстрой команды. «Детский Панадолл» соединяет в своём творчестве фанк, хип-хоп, рэп, этнику, диско, acid trance и easy listening, смешивает живое звучание и электронику, создавая «взрывоопасную смесь музыки и физическо-трансцедентального воздействия». Альбом «Ам» (на данный момент последний у группы) основательно замешан на фанковых грувах, чему свидетельством - задорный трек под названием «Не надо».

Moscow Grooves Institute - электронное крыло «Детского Панадолла» и самостоятельный творческий коллектив. Магистры компьютеров и синтезаторов, Борис Назаров и Аркадий Марто создают музыку умную, стильную и изящную. Трек «Stereophоnique» из альбома «Pizza» ((c) Citadel 2000) - клубный электрофанк с очаровательно ироничным текстом на французском языке.

Funk You - молодые, но уже весьма зрелые «львы» фанка. Костяк коллектива составляют школьные друзья и выпускники Гнесинского училища Павел Мартыненко (гитара) и Роман Гринёв (бас-гитара); вокалист Евгений Жилин и тенор-саксофонист Егор Шаманин (оба из Архангельска) присоединились несколько позже. Ребятам стало тесно в джазовых стандартах, но не было желания и «рокерствовать», утяжеляться. В результате они начали исполнять довольно сложный по гармониям и при этом очень живой, танцевально-импровизационный фанк-джаз, который порой рождается прямо на сцене. С названием тоже долго импровизировали, придумывая перед каждым концертом новое, пока наконец не появилось слегка эпатажное Funk You. В репертуаре, за исключением нескольких кавер-версий - собственные композиции на английском. Можно уже сейчас с уверенностью сказать, что за этими высокопрофессиональными музыкантами - большое будущее, несмотря на их молодость и отсутствие «регалий», и то и другое - временно.

Группу Funk House удалось разыскать благодаря Интернету. Оказалось, что этот коллектив существует с 1996 года, базируется в Москве и исполняет тяготеющие к традиционному фанку композиции собственного сочинения на английском языке. Состав группы неоднократно сменялся полностью, за исключением лидера, вокалиста по имени Crazy Pat (он же Павел Авдонин). Для нашего сборника Funk House специально записали новую вещь «We Want The Funk», в среднюю часть которой вплетено басовое соло на тему милой каждого россиянина песни... впрочем, послушайте сами!

«Я и друг мой грузовик» (г. Днепропетровск) - представители украинской «альтернативы», смело смешивающие в своем творчестве фанк с хип-хопом и национальными музыкальными традициями. Группа работает в весьма необычном составе - басист (Ростислав Чабан), ударник (Владимир Бусель) и «свободный» вокалист (Антон), при этом звучит, как целый оркестр. После выступления на «Нашествии» команда полюбилась широким массам российских слушателей. Мы предлагаем вашему вниманию трек «Мотогонки» из второго (и последнего на данный момент) альбома «Грузовиков» - «Воланчик». Би-бип!

Комментариев нет :

Отправить комментарий