четверг, 5 января 2012 г.

Дмитрий Скирюк - Нарды (Backgammon, триктрак)

Итак, на чём я остановился в своём рассказе о настольных играх?
Давайте считать, что на древнеримской табуле.
Сегодня я попробую суммировать в одном посте всё, что я знаю о последней стадии развития этой игры, которую мы называем "нарды".
Как я уже писал, приблизительно в 220 году н.э. аравийский вариант табулы проник на Дальний Восток, в Китай и Японию, где тоже спровоцировал массовую вспышку игромании и неоднократно был запрещён. В Японии в «сугороку» играют камнями для Го на толстенном цельнодеревянном «гобане» без ограждения.










































Доска же для китайских нард «шуань-лу», наоборот – напоминает детскую кроватку с высокими бортиками, а фишки в ней не плоские, а в виде узкогорлых бутылочек. Вообще, такая форма фишек необычна для китайских игр, однако типична для Индии и Персии. Обе эти разновидности сохранили много архаичных черт римской табулы.




























Китайская легенда приписывает изобретение нард философам западной Индии, а те ссылаются на некоего мудреца по имени Кафлан. Древнеперсидский литературный памятник «Чатранг-Намак» («Книга о шахматах») повествует, как это произошло, более подробно.
Однажды некий индийский раджа (скорее всего, вымышленный) прислал персидскому царю Хосрову I Ануширвану шахматы, и с ними следующее послание: «Поскольку вы обладаете саном царя царей […] так и надлежит мудрецам вашим быть умнее мудрецов наших. Если вы не раскроете сути этих шахмат, то пришлите дань и подать». Истолковать индийскую игру взялся советник царя Вузург-Михр, сказавший так: «Суть этих шахмат я без труда раскрою […] да ещё создам и пошлю Сачидхарму нечто, чего он раскрыть не сумеет». Этим «чем-то» оказалась новая игра. Своё изобретение, названное им по одной версии «Нэв-Ардашир» в честь царя Ардашира (Артаксеркса), по другой – «Тахте нард» («Битва на доске»), мудрец отвёз индусам с тем же предложением, а те по преданию не могли разгадать их правила 12 лет.
Так кем же был Вузург-Михр? О жизни этого человека мы знаем мало. В Исфахане ему поставлен памятный бюст, но даже его точное имя нам не известно (Бюзюркмехр? Важургмихр?). Его уверенность в победе над индусами выглядит довольно подозрительно, и надо учесть, что Вузург-Михр был придворным лекарем Ануширвана, много странствовал, а после ездил в Индию с посольством. Вероятно, Вузург-Михр придумал правила игры, но общий принцип – доску, фишки и кости он явно подсмотрел где-то в пути. В персидской книге речь идёт о шатрандже («в паре по шестнадцать фигур из изумруда и по шестнадцать фигур из красного яхонта»), а между тем, даже его предшественница чатуранга впервые упоминается только в VII веке; Рим к этому времени играл в табулу уже без малого пять столетий.
Всё это не умаляет заслуг персидского мудреца. Табула – игра долгая, позиционная. Три кубика, весьма полезные для поля XII scripta в три дорожки, стали для двухрядной табулы тяжёлым наследием прошлого – такая система провоцирует тотальную несимметричность хода, а удвоения выпавших очков, как уже говорилось, в табуле нет. Вузург-Михр додумался до встречного движения, упразднил лишнюю кость, ввёл начальную расстановку и некоторые другие тактические новинки, а также подвёл под игру солидную астрологическую базу, уподобив доску земле, 24 пункта на ней – количеству часов в сутках, 12 (полдоски) – количеству месяцев в году, а 30 фишек – количеству дней в месяце. Кости отвечали за небесную механику: число «7» (сумма очков на их противоположных гранях) совпадало с количеством известных планет по Птолемею. Эта теория стала в Персии настолько популярной, что жрецы-зороастрийцы даже всерьёз пытались предсказывать по нардам будущее страны и судьбы царей. Вот так замыкается круг эволюции: окончательный блеск и доводку игра приобрела там, где зародилась – в Междуречье, около Джирофта, Ура и Шахри-Сухте.
Арабы, которые завоевали Иран в VII веке, переняли от персов и нарды, и шахматы. Вся современная терминология нард («бар», «зар», «шешар», «куш», «кестум») – смешанная арабо-персидская, и даже слово «азарт» происходит от арабского «аль-захр» («игральная кость»). Эти две игры долго соперничали в учёных головах и смущали теологов. Эль-Адли, автор первого арабского шахматного учебника, весьма ценил нарды и даже написал в середине IX века трактат по этой игре, до нас не дошедший. А спустя триста лет другой мудрец, Мухаммад бен Ахмад Зюкейкер из Дамаска, наоборот – всячески доказывал превосходство шахмат над нардами. Как бы то ни было, последние очень быстро покорили мусульманский мир, оттеснив на обочину и древнюю манкалу, и новый шатрандж. Позже крестоносцы переняли у сарацин эту забаву, и в Европе состоялся «второй посев» табулы.





















История повторилась: игровая лихорадка охватила христианский мир. Дворяне продувались в пух и прах, проигрывали состояния и пускали по ветру родовые замки и имения. Проблема стояла так остро, что короли Ричард I Львиное Сердце и Филипп II Французский, совместно командовавшие войском во время Третьего Крестового похода в 1190 году, издали указ, чтоб остановить эту эпидемию. Простолюдинам запрещалось играть на деньги, а для знати сумму проигрыша ограничили ста фунтами в день (о выигрыше, правда, ничего не говорилось). Без ограничений дозволялось играть лишь особам королевского звания, коих в славном войске было ровным счётом две, причём Ричарда (в отличие от его братца, Джона Безземельного), игры не интересовали, хоть тресни.
















Важную роль для возрождения нард в Европе сыграла Испания (если кто не помнит, бывшая римская, а после арабская колония). В 1283 году король Кастилии Альфонсо X Мудрый пригласил ко двору группу еврейских, арабских и христианских писателей, поставив перед ними задачу создать серию книг по самым важным вопросам того времени. В его восхитительной, богато иллюстрированной книге, посвящённой играм, описано 15 вариантов табулы (она даже вынесена в название – «Libro de acedrex, dados e tablas»). Альфонсо был блестящим учёным, в его понимании игра состояла из двух элементов – ума и удачи, а у табулы в этом смысле идеальный баланс. С его подачи нарды и правда сделались «игрой королей».
Церковь новомодную забаву не одобряла и всячески осуждала, что католическая, что протестантская, что англиканская. Священники клеймили игру в своих проповедях, обещали всем её любителям геенну огненную, выпускали обличительные памфлеты и печатали карикатуры на особо злостных игроков.






















Но и простой народ играл везде и всюду. Этому способствовали даже запреты. Когда кардинал Уолси в начале XVI века объявил нарды «дьявольским безумием» и приказал сжечь все доски, сметливые британские ремесленники тут же наводнили рынок портативными комплектами в фальшивых книжных переплётах.






















Надо сказать, что и сами священники были в этом отношении не без греха, - среди них было немало игроков, что провоцировало недовольство, как мирян, так и других священников, и нередко выливалось в настоящие побоища.



















Само название «backgammon» («обратная игра») впервые появляется в Англо-Французском словаре Котгрэйва в 1611 году и, вероятно, восходит к обычаю прятать нарды на обороте шашечных досок. Вторая версия апеллирует к правилу возврата срубленных фишек к началу пути, а третья отсылает к галльскому «baec gammum» или валлийскому «bach gamen» («маленькая битва»).
















Прочие названия либо происходят от латинского «табула» («tables», «тафл», «тавли», «таблеро», «тавола»), либо звукоподражательные («тик-так», «триктрак»), либо диктуются правилами («змей», «кузнечик», «ace-dice», «6-1» «дублет»), а то и местным фольклором («бешеный гюльбар», «жакет», «погоня за девушкой»). Игра стала непременным атрибутом трактиров и кордегардий и принадлежностью долгих походов.
















Парусный флагман шведского флота XVII века, «Ваза», печально знаменитый тем, что затонул в первом же плавании, был снаряжен всем необходимым, в том числе игральной доской (она, кстати, неплохо сохранилась).
















На рисунках и гравюрах, изображающих досуг и развлеченья горожан и знати того времени, неизменно присутствуют нарды: кавалеры и девицы позируют портретистам за огромными игральными досками, жеманно двигая фишки мундштуками модных длинных трубок.



















Нарды вкупе с шахматами и «Мельницей» главенствовали за игровыми столами просвещённой Европы вплоть до появления игральных карт, ведь в отличие от нард, в них могут играть несколько человек одновременно.















В нардах тоже существовали доски для любителей сыграть втроём, вчетвером и даже всемером, но они были громоздки, и каждая партия длилась не один час, а колода карт легко помещалась в кармане.























В России знают только две разновидности нард: из Европы через Польшу к нам пришли «короткие нарды», а из стран средней Азии – «длинные», и к обеим играм отношение у нас в лучшем случае прохладное, а в худшем – резко негативное. Поскольку в советское время азартные игры были запрещены, игра в нарды не поощрялась. Исторически сложилось так, что нарды были очень популярны в закавказских и среднеазиатских республиках (в Армении и Азербайджане даже есть памятники игрокам в нарды), а в европейской части СССР они воспринимались исключительно как развлечение рыночных торговцев мандаринами и атрибут уголовного мира, где играли на деньги.
















К счастью, ситуация постепенно исправляется: всё больше людей открывают для себя красоту и гармонию древней игры, которая постепенно трансформировалась из азартной в интеллектуальную. Во многих странах мира ежегодно проводится более тысячи больших и малых турниров, а с 1967 года – и Чемпионаты Мира по международным нардам (бэкгаммону) в Монте-Карло. Турнирный комплект заметно уже традиционного азиатского (в коротких нардах начальный длинный ряд фишек выстраивать не нужно) и чаще всего обшит изнутри сукном, чтобы кости не гремели при ударе о доску. Каждому игроку положен свой набор игральных костей и кожаный стаканчик, чтобы их мешать. Обычно к набору прилагается ещё и куб давэ. На снимке показан не турнирный, а офисный, домашний "чемоданчик" в мягком исполнении, но в принципе, они похожи.
















Ещё в 1743 году англичанин Эдмунд Хойл составил свод правил современных нард, а в 1931 году в Соединенных Штатах появилось правило удвоения ставки, позже ставшее международным. Любители спортивных нард почему-то везде и всюду подчёркивают невероятную важность этого нововведения, хотя значимость куба давэ для игрового алгоритма более чем нулевая: это совершенно отдельный, очень жёсткий инструмент психологического давления, принуждающий соперника к сдаче.















Хочется надеяться, что когда-нибудь на предложение: «Сыграем в нарды?» будет следовать ответный вопрос: «Давай! А во что?», ибо сегодня существует свыше полусотни игровых систем на доске с 24 полями, с различной расстановкой (или без), направлением движения и количеством фишек и костей. У каждого народа и у многих социальных групп (военных, моряков) есть свои правила и свой игровой сленг. На Востоке и Кавказе особенным шиком считается именовать комбинации очков на фарси. Французам больше по душе дурашливые присказки. Так, выпавшее 3-1 (trey-ace) у них зовётся «Trash and trumperie» («Хлам и мусор»), а 5-1 (cinque-ace) – «Sing Alse and Ile Whistle» («Пой и свисти») и т.д.


















Ирландская поговорка: «Пока у ирландца голова на плечах, он жив» («An Irish man is never dead till his head be cut off») тоже относится к этой игре, подразумевая, что рано говорить о полном поражении, пока игрок не «вывел с головы» свою последнюю фишку. Вообще, ирландские нарды («Irish backgammon») – сильная и серьёзная игра со сложной системой удвоений и подсчёта очков. Чарльз Коттон в книге «Заядлый игрок» 1674 года писал о них так: «Неординарная игра, требующая значительного опыта, особенно при попытках отыграться. Её нельзя изучить, не прибегая к наблюдениям и практике». Возможно, ирландские нарды даже старше арабских.















Ещё более загадочен исландский вариант игры под названием «Ad Elta Stelpur» («Погоня за девушкой») – с нардами её роднит только доска, да и та смахивает на древнеримскую.












Финиша как такового у «табулы викингов» нет, доска замкнута, фишки делятся на «убегающих» и «догоняющих» и после нескольких кругов меняются ролями, а будучи срубленными, удаляются с доски навсегда. Последняя фишка, оставшись в одиночестве, обретает новые возможности и начинает метаться на доске из угла в угол как берсерк, срубая всех на своём пути ("Вот так девушка!", - помнится, подумал я).














По сути исландские «нарды» – это довольно странный гибрид древнеримской табулы, европейского триктрака и ещё одной красивой старинной игры «Мельница» (Morris).
Но об этом, пожалуй, в следующий раз.

Статья взята из личного блога Дмитрия Скирюка

Комментариев нет :

Отправить комментарий