ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!
Московские дикторы, сообщая в информационных программах метеосводку на завтра, нередко упоминают, какая погода будет на трассе Байкало-Амурской магистрали. Это интересует многих.
Грандиозная стройка связана с жизнью нескольких поколений советских людей. Начинали ее еще в 30-е годы. А на участке Бам-Тында перед самой войной было даже открыто движение. Но вероломное нападение фашистов отвлекло силы и средства от дерзновенного проекта.
Многие бамовцы ушли на фронт добровольцами.
Пришлось «воевать» и рельсам новой ветки. Они были разобраны и отправлены за восемь тысяч километров на Волгу. Здесь в начале 1942 года приступили к срочному строительству рокадной железной дороги от Саратова до Сталинграда. Руководили стройкой те, кто раньше прокладывал рельсы на БАМе,- видный инженер-изыскатель и талантливый организатор Ф.А.Гвоздевский, бывший взводный в коннице Буденного; старейшие инженеры П.К.Татаринцев, А.П.Смирнов, М.В.Филимонов, М.А.Мирзоев. Мне довелось работать главным инженером проекта южного участка.
Фронт приближался к Сталинграду, и сроки открытия сквозного движения трижды сокращались. Дорогу проектировали и укладывали, что называется, с ходу, работали в основном ночью: днем фашисты бомбили и расстреливали
строителей из пулеметов. И все же 300 с лишним километров рельсового пути, привезенного с дальневосточного участка БАМа, было проложено на три дня раньше самого предельного срока, установленного на 10 августа. А уже на следующий день эшелоны с эвакуируемыми народнохозяйственными грузами двинулись по новой дороге на север. За август - сентябрь было вывезено более 23 тысяч вагонов. Навстречу им шли составы с воинскими частями и боеприпасами.
Большую помощь дорога оказала советским войскам при окружении фашистских дивизий в районе Сталинграда. По ней, в частности, подвозили «катюши» и артиллерию для разгрома группировки Паулюса. А когда 2 февраля 1943 года здесь прозвучал последний выстрел, тем, кто построил эту линию, маршал Рокоссовский дал еще одно боевое задание: восстановить железнодорожные подходы к тракторному заводу, чтобы доставлять туда требующую срочного ремонта боевую технику. Через неделю из заводских цехов своим ходом на фронт ушли первые танки.
Сами бамовцы продолжали воевать в разных соединениях. Шестерым из них за подвиги на полях битв было присвоено звание Героя Советского Союза.
...Прошли годы. Построенная под бомбежками вдоль берега Волги железнодорожная линия стала настолько привычной, словно была тут всю жизнь. А старое земляное полотно довоенного участка бамовской трассы на востоке страны за эти десятилетия поглотила тайга.
И вот тридцать с лишним лет спустя началось второе рождение соединительной ветки Бам-Тында и всей Байкало-Амурской магистрали. Сегодня здесь работают и ветераны и их сыновья. Жаркое соревнование за право поехать с отрядом добровольцев на БАМ разгорелось в городе-герое Волгограде: кому из юных не хочется участвовать в возрождении к Дню Победы того самого участка дороги, который славно сражался вместе с их отцами и старшими братьями в Сталинграде!
Александр ЖИГИН, бывший начальник
проектно-изыскательской экспедиции
восточного района БАМа.
Содержание:
01. ВИА «Самоцветы» - Строим БАМ (З.Бинкин - В.Петров)
02. Геннадий Белов - Травы, травы (В.Шаинский - И.Юшин)
Продолжительность: 00:06:11
Оцифровал mihal-yakov-05
Носитель: Flexi
Год выхода: 1975
Студия: Мелодия
№ по каталогу: Г92-04697
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 16.4 Мб
Песни для БАМа («Кругозор», 1975).rar
Интересная история,про это надо молодёжи рассказывать!
ОтветитьУдалить