Концерт, представленный на двух дисках, в самом деле — необыкновенен.
Или даже фантастичен. В природе такого не существовало. А были отдельные выступления Утесова в фильмах, в концертных программах, в театрализованных обозрениях (утесовский оркестр не зря сначала назывался «Теа-джазом»), в ревю и спектаклях.
И никому не приходило в голову целиком записать концерт Утесова в Ленинградском Саду отдыха, в московском Колонном зале или в «Эрмитаже».
Возможности для этого были более чем широкие: начиная с 1930 года артист ежегодно давал новые представления — «Джаз на повороте», «Музыкальный магазин», «Кармен и другие», «Темное пятно»... Все не перечесть. Еще не изобрели магнитофонов, но существовали киносъемки, тонфильмы, на которых записывался звук без изображения.
Отдельные попытки предпринимались. Очень редкие. Хотя все убедились: Утесов перед публикой иной, чем в студии перед микрофоном. Публика заражала его: появлялись рождающиеся на глазах неожиданные интонации, иное настроение певца, иная атмосфера. Короче — живое исполнение. Неповторимое и каждый раз новое.
На этих дисках публичные выступления Утесова собраны по крохам и объединены в большой концерт, идущий в прямом эфире. Он позволяет свободно перемещаться во времени (из тридцатых годов — в шестидесятые) и в пространстве (из города в город, из одного зала — в другой).
Отметим некоторые редкости этого необыкновенного концерта.
Первый диск открывают номера, снятые в 1939 году для фильма «Концерт на экране». Здесь — первый в нашей стране клип «Пароход» и первая экранизация песни «Будьте здоровы». Полностью представлен утесовский фрагмент из ленты 1942 года «Концерт фронту». Съемка его шла в лютый мороз на сцене неотапливаемого Театра Красной Армии и операторы то и дело просили певца:
— Леонид Осипович, пожалуйста, не стойте на темном фоне, а то видно, как пар валит изо рта!
Для этого фильма документалисты сняли номера с большим запасом, но позднее он как в воду канул.
И только в 2008 году режиссер Павел Рагозинский, работая над документальным сериалом «Тайны граммофона», наткнулся на раритеты: никогда не звучавшую полностью песню «Жди меня» и никому не известное сочинение «По перронам, по вокзалам». Последнего нет даже в полном списке спетого Утесовым и его дочерью, составленном в 1946 году.
Необыкновенный утесовский концерт представляет избранные страницы обозрения «За 3,80 вокруг Европы» (текст Якова Зискинда), а также написанные «Драматургом XX века» Николаем Эрдманом рассказ «Перелистывая страницы» и фельетон «Я расскажу вам», созданный в соавторстве с исполнителем. Оба эти произведения — жемчужины утесовского репертуара 50 — 60-х годов.
И наконец, программа «Концерт продолжается» дает редкую возможность услышать Утесова-конферансье, что видел свою задачу в мастерском умении разговаривать со зрителем, подводя его к восприятию той или иной песни. Впрочем, Утесов, по формуле писателя 3. Паперного,— «конферансье, но не официант концерта, а сам концерт».
Диски завершаются бонусом: песней Зары Левиной «Армейская юность моя», прежде не записанной ни на пластинке, ни на компакт диске, и с такой же судьбой сочинением Тамары Марковой «Песня ковбоя», спетой Утесовым для передачи «С добрым утром».
Глеб Скороходов
Содержание:
Диск 1
01. Увертюра (Михаил Воловац)
02. Пароход (Николай Минх - Анатолий Д’Актиль)
03. Будьте здоровы (Исаак Любан - Анатолий Русак, перевод Михаила Исаковского)
— Киносъёмки 1938 г., позже включённые в к/ф «Концерт на экране» (Ленинград, 1940)
04. Два друга (С. Германов - Виктор Гусев)
— Запись с концерта в Колонном зале Дома Союзов (Москва), 1938 г.
Из кинофильма «Концерт фронту» (1942 г.):
05. Инструментальна интерлюдия (на тему песни «Одессит Мишка») (Модест Табачников); Интермедия (Алексей Каплер)
06. Одессит Мишка (Модест Табачников - Владимир Дыховичный)
07. Будьте здоровы, военные куплеты (Исаак Любан - Алексей Каплер)
— Киносъёмка конца 1942 г. (Москва).
08. Жди меня (Николай Горбенко - Константин Симонов)
09. По перронам и вокзалам (Юлия Запольская - Наум Лабковский)
— Киносъёмки начала 1942 г. (Новосибирск)
Из кинофильма «Весёлые звёзды»:
10. Песня о ротном запевале (Исаак Дунаевский - Михаил Матусовский)
— Из к/ф «Весёлые звёзды» (1954). Съёмка 1953 г.
«Перелистывая страницы», музыкальный рассказ:
11. Куплеты газетчика (Исаак Дунаевский - Николай Эрдман, Яков Ядов)
12. У самовара (Фаина Гордон-Квятковская)
13. Сердце (Исаак Дунаевский - Василий Лебедев-Кумач)
14. Когда проходит молодость (Владимир Сорокин - Алексей Фатьянов)
— Евгений Петросян
— Запись с концерта в Москве, 1965 г.
«За 3.80 вокруг Европы», эстрадное обозрение (обр. Вадима Людвиковского - Яков Зискинд):
15. Вступление (Вадим Людвиковский)
16. Большие бульвары (Норбер Глянсбер - русский текст Михаила Светлова)
17. Два сольди (Карло Донида - Джузеппе Перотти, русский текст Якова Зискинда)
18. Ах, Чёрное море (Родимое море) (Александр Рязанов - Анатолий Софронов)
19. Вдоль берегов (Вадим Людвиковский - Илья Фрадкин)
— Запись с концерта в летнем театре «Эрмитаж» (Москва) 1 июля 1956 г.
20. Весёлый случай, устный рассказ (Леонид Утёсов)
— Запись 1960-х гг.
21. Одесский порт (Модест Табачников - Илья Френкель)
22. Попутная (Модест Табачников - Илья Фрадкин)
«Шельменко-денщик», песни из спектакля (по мотивам пьесы Григория Квитки-Основьяненко):
23. Любовь не галушка (Михаил Бак - Цезарь Солодарь)
24. Не кажи гоп (Михаил Бак - Цезарь Солодарь, Леонид Утёсов)
— Записи с концерта в летнем театре «Эрмитаж» (Москва) 1 июля 1956 г.
Диск 2
«Я расскажу вам», музыкальный фельетон:
01. Ямщик, не гони лошадей, пародия (Яков Фельдман - Николай Риттер)
02. Лопни, но держи фасон (Исаак Дунаевский - Николай Эрдман, Яков Ядов)
03. Когда мы в море уходили (Евгений Жарковский - Виктор Драгунский)
— Записи с концерта в летнем театре «Эрмитаж» (Москва), июнь 1958 г.
«Путь нашего оркестра», музыкальная фантазия (редакция 1957 г., фрагменты):
04. Где б ни скитался я (А. Леман - авт. нового текста неизв.)
05. Раскинулось море широко (Ф. Садовский - авт. сл. неизвестен)
06. Барон фон дер Пшик (Шолом Секунда - Анатолий Фидровский)
— Записи с концерта в Центральном доме Советской Армии (Москва), декабрь 1957 г.
«Концерт продолжается»:
07. От эпохи Мендельсона до эпохи саксофона (Вадим Людвиковский)
08. Песня о ленинградских мостах (Модест Табачников - Людмила Давидович, Виктор Драгунский)
09. Четыре капуцина (Иван Шишов - Жан-Пьер Беранже, перевод Ярослава Родионова)
— Записи с концерта в Центральном доме Советской Армии (Москва), декабрь 1957 г.
10. Песня верной любви (Исаак Дунаевский - Михаил Матусовский)
— Запись с концерта 1953–54 гг.
11. Хочу петь!, интермедия (Яков Зискинд)
— Лев Миров
— Запись с концерта в Центральном доме Советской Армии (Москва), декабрь 1957 г.
12. Песня американского безработного (Джей Горни - Э. Й. Харберг, перевод Валентина Стенича)
13. Девушка и её спутники (Тамара Маркова - Борис Брянский)
— Александра Коваленко
— Записи с концерта в летнем театре «Эрмитаж» (Москва), июнь 1958 г.
14. Любовная песня (Вано Мурадели - Эсфирь Диментман-Баркова)
15. Архимед (Вадим Людвиковский - А. Олицкий)
— Записи с концерта в летнем театре «Эрмитаж» (Москва) 1 июля 1956 г.
16. Где родился джаз, музыкальная шутка
— Евгений Петросян
— Запись с концерта в Москве, 1965 г.
«Вот идёт пароход», из спектакля:
17. Марш (Леонид Кауфман)
— Стереозапись 1962 г.
18. Кейзи Джонс (авт. муз. неизвестен - Джо Хилл, пер. Самуила Болотина и Татьяны Сикорской)
19. Умный ишак (Модест Табачников - Яков Зискинд)
— Записи с концерта в летнем театре «Эрмитаж» (Москва), лето 1952 г.
Бонус:
20. Армейская юность моя (Зара Левина - Юрий Каменецкий)
— Запись 1965 г.
21. Песенка ковбоя (Тамара Маркова - Дмитрий Иванов, Владимир Трифонов)
— Запись 1960-х гг.
Продолжительность: 02:31:28
Носитель: Double Audio CD
Год выхода: 2009
Студия: Мелодия
№ по каталогу: MEL CD 60 01539
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 349 Мб
Комментариев нет :
Отправить комментарий