суббота, 18 сентября 2021 г.

П. Чайковский. Концерт №1 для фортепиано с оркестром си бемоль минор, соч. 23


Концерт для фортепиано с оркестром си бемоль минор сочинен в ноябре декабре 1874 года, окончен и оркестрован, как значится в партитуре, 9 февраля 1875 года, посвящен Гансу фон Бюлову. Последний проявлял повышенный интерес к творчеству Чайковского и в ответ на присланный ему концерт написал композитору восторженное письмо. 

1 ноября 1875 года состоялось первое исполнение концерта в России профессором Г. Кроссом в Петербурге. Первым исполнителем концерта в Москве 21 ноября 1875 года явился юный С. И. Танеев. Этому прекрасному, «объективному», по выражению Чайковского, исполнению концерта Танеевым композитор был обязан выдающимся успехом, выпавшим на долю этого произведения. С тех пор Первый фортепианный концерт Чайковского получал все большее распространение, пока наконец не стал одним из наиболее популярных сочинений этого жанра. Деятельным пропагандистом его явился Ганс Бюлов. Н. Г. Рубинштейн с огромным успехом играл этот концерт в России и за границей. Чайковскому неоднократно приходилось управлять оркестром при исполнении его Первого концерта различными пианистами как на родине, так и в Западной Европе и в Америке. 

Самый первый и самый проницательный отзыв о концерте Чайковского принадлежал восемнадцатилетнему С. И. Танееву, писавшему своим знакомым 17 декабря 1874 года: «Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич». 

В настоящее время Первый фортепианный концерт является одним из популярнейших произведений Чайковского. Этот успех обусловлен праздничным блеском некоторых музыкальных тем, в их сочетании с подлинно глубокой лирикой других мелодий, изяществом и тонкостью обработки деталей, крайне разнообразной фортепианной фактурой, стоящей на высоком уровне тогдашних передовых достижений пианизма, а главным образом народностью, настоящей массовостью музыки, способной увлечь и захватить большие аудитории. 

(Из книги А. Альшванга «П. И. Чайковский»)

***********

Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в г. Житомире в семье музыканта. Юность его прошла в Одессе. В 1937 году он переехал в Москву и поступил в консерваторию в класс профессора Г. Г. Нейгауза. Уже отдельные выступления Рихтера на студенческих концертах (в частности исполнение Фантазии до мажор Шуберта, Сонеты си минор Листа, прелюдий Дебюсси) показали, что растет пианист необычайного размаха. 

В 1947 году Рихтер блестяще оканчивает консерваторию, уже завоевав популярность выдающегося пианиста с огромным репертуаром. Программы его концертов, проходящих в нашей стране и за рубежом, включают почти все богатство мировой фортепианной музыки. Но особое внимание пианиста привлекают Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Шуберт, Лист, Дебюсси, Барток, из русских композиторов — Мусоргский, Рахманинов, Прокофьев. 

Исполнительская деятельность Святослава Рихтера — крупнейшее явление музыкального искусства современности. Артист исключительной эрудиции, глубины, воли, фантазии, он, по словам одной из английских газет, принадлежит к тому разряду музыкантов, которые пролагают новые пути в развитии искусства».

Содержание:

Сторона 1
01. Allegro non troppo e molto maestoso. Allegro con spirito

Сторона 2
02. Andantino semplice. Allegro con fuoco

Продолжительность: 00:36:30

Исполнители:
Святослав Рихтер (фо-но)
Венский симфонический оркестр. Дирижёр Герберт Караян

Запись 1973 г.

Оцифровал samopal records

Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 1981
Издатель: Мелодия
№ по каталогу СМ 04255-56
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 89.2 Мб

Комментариев нет :

Отправить комментарий