среда, 14 апреля 2010 г.

Михаил Чекалин. Вокализ в рапиде

Михаил Чекалин - один из самых великолепных и таинственных композиторов 80-х. Чекалин очень противоречивый персонаж - сам себя называет пионером российской электронной музыки, ставит себя в один ряд со Скрябиным и Шнитке, принципиально играет всю музыку сам, не сэмплирует (и очень гордится этим), ведет затворнический образ жизни, пишет отвратительные стихи.

***
«Вся музыка, представленная на пластинке «Вокализ в рапиде», спета и сыграна мной на наиболее доступных и распространенных в нашей стране клавишных синтезаторах и ритм-компьютерах вручную, без применения какой-либо секвенсорной технологии или синхронизации, с использованием восьмиканального магнитофона, - подчеркивает Чекалин. - Она была написана и выполнена как студийная работа, существующая только в виде авторской фонограммы - так же, как, скажем, существует в законченном виде полотно живописца».

В свое время Игорь Стравинский назвал свой рэгтайм из «Истории солдата» «концертным портретом или фотоснимком в том смысле, в каком вальсы Шопена являются не танцевальными вальсами, а их портретами».

Точно так же и большинство номеров «Вокализа а рапиде» - это своего рода «электронные фотоснимки» определенных музыкальных форм и жанров. Так, открывающая пластинку «Психологическая прогулка в джаз» не только строится на близких джазу тембрах саксофона, злектрогитары, фортепиано, но и развивается по джазовому принципу импровизации на четко очерченную тему, которая то развертывается, то свертывается «в клубок», с намеком на репризу в заключение.

Название «Симфобрейк», думается, говорит само за себя; как в современном спортивно-акробатическом танце или как в рок-музыке, например, англичанина Томаса Долби, в «Симфобрейке» бьется ускоренный пульс сегодняшней действительности.

«Симфоническая миниатюра» - продолжение традиции русской балетной сказочности, ее контрастные образы - такой же «портрет» классического танца, как «Поцелуй феи» Игоря Стравинского - портрет музыки Чайковского.

«Электронная пауза», в свою очередь, «фото-снимок» того легкого жанра электронной музыки, который известен по творчеству французского композитора Жана-Мишеля Жарра.

Первую сторону пластинки завершает «Марш в воинском обличии», развивающий тот же круг музыкальных идей, что и сатирические образы группы «Пиик Флойд» или «новой волны». Как острая инструментальная краска, звучит человеческий голос, как бы подчиняющийся «механическим силам» электроники.

Однако торжество образов разрушения, насилия - временно. Вторую сторону пластинки открывает «Шествие мира», в котором та же тема военного марша звучит преобразованная в гимнических тонах. Без перерыва следует торжественный «Вокализ-монолог». Голос - олицетворение человеческого тепла и гуманизма - побеждает. На фоне тембра гитары в «Вокализе в рапиде» он снят крупным планом, замедленной камерой.

Еще одно программно-литературное название, которое говорит само за себя! «Симфодьяволиада с металлическим болеро». Сочетание фантастики и реализма, сатиры и лирики в прозе Михаила Булгакова столь же гротескно, сколь и солидные, почти симфонические формы, соединяющие в себе томление болеро (а может быть, танго!) с гримасой «тяжелого металла».

Почему «Расставаясь с музыкой в стиле рок»? Напомним, на рубеже 60 - 70-х годов подавляющее большинство и любителей музыки, и музыкантов-профессионалов (в том числе и М. Чекалин) впервые открывали для себя горизонты музыкальной электроники именно через рок-музыку. Однако сегодняшняя рок-электроника уже переросла свои собственные рамки. Это уже не столько рок-музыка, сколько просто музыка. И, думается. «Вокализ в рапиде» Михаила Чекалина — яркое тому доказательство.

Д. Ухов

Содержание:

Сторона 1 (20.08)

01. Психологическая прогулка в джаз
02. Симфобрейк
03. Симфоническая миниатюра
04. Электронная пауза
05. Марш в воинском обличии

Сторона 2 (21.40)

06. Шествие мира и вокализ-монолог
07. Вокализ в рапиде
08. Симфодьяволиада
09. С металлическим болеро
10. Расставаясь с музыкой в стиле рок

Продолжительность: 00:42:05

Михаил Чекалин - вокал, синтезаторы Yamaha DX 7, ОВХ-8; ритм-компьютеры TR-909, RX-11

Записи 1984, 1985 гг.

Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 1988
Издатель: Мелодия
№ по каталогу: С60 27165 000
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 99.1 Мб

Михаил Чекалин - Вокализ в рапиде.rar

1 комментарий :

  1. Только не надо подставлять Ухова, якобы первый и самый гадкий абзац тоже принадлежит его перу. Если автор этого поста поленился поискать ссылки на оригинальные статьи и высказывания о Михаиле Чекалине, то вовсе не следовало излагать отсебятину.

    «Пионер звука из Москвы» – такое определение уже давно и прочно закрепилась за Михаилом Чекалиным. За российским сочинителем электронной музыки с конца 70-х внимательно следят профильные западные издания. А зарубежные звукозаписывающие студии и сегодня продолжают выпускать альбомы его произведений. Ретроспективой творчества композитора и художника Чекалина можно считать арт-проект «Вне времени», на презентацию которого была приглашена съемочная группа «Новостей культуры».

    Это даже не проект, а скорее – ретроспектива. По стенам галереи развешаны графические и живописные работы Михаила Чекалина. Обложки для почти всех своих альбомов композитор делал сам. В восьмидесятые он был одним из участников известной андеграундной «двадцатки» художников, представлявших неофициальное искусство. На презентации была представлена запись одного из первых аудиовизуальных перформансов. Он проходил 25 лет назад. Именно тогда Чекалин целиком и полностью ушел в электронные эксперименты, хотя и получил в свое время вполне традиционное образование – учился в Гнесинке.

    Михаил Чекалин, композитор : «Я был гонимый – ни членом Союза, ничего, и в то же самое время 27-летний юноша – я смог пробить на «Мелодии» через 4 года худсоветов рубрику электронной музыки, и журнал «Билборд» об этом даже писал в 79-м году».

    Эту рубрику тогда открыл его собственный альбом – «Вокализ в рапиде». Всего же на «Мелодии» вышло 14 пластинок новой клавишной музыки.

    Михаила Чекалина называют создателем сразу нескольких новых направлений в электронной музыке – это и «эмбиент», и «нью- эйдж», и «пост-симфония». Одно из последних произведений – монооперу «Что такое есть пО…» на тексты Введенского и Хармса - он представил зрителям. Стихи читает актриса Наталья Власова.

    Михаил Чекалин, композитор: «Кстати, никто не разу эту поэму не брал Введенского. Она очень русская, и, по-моему, так авангардно больше никто в мире и не написал. «Что такое есть Потец». Целиком и полностью ее читаем, даже с авторскими ремарками».

    Кроме того, Михаил Чекалин представил свой слайд-фильм «Поругание пацифика» - постсимфонию, подкрепленную картинами представителей неофициального искусства 70-х-80-х – все тех же художников знаменитой «двадцатки».

    Оригинал статьи на сайте Телеканала Культура (http://www.tvkultura.ru/news.html?id=249280)

    ОтветитьУдалить