пятница, 6 января 2012 г.

Песни Полада Бюль-Бюль оглы

Когда в детстве кто-то из взрослых спросил Полада, как обычно спрашивают детей: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» — вопрос этот поставил мальчика в тупик. По правде говоря, ои никогда над этим не задумывался: разве есть иа свете другая профессия кроме профессии музыканта?..

Музыка, сколько Полад себя помнит, всегда звучала в его семье. Отец (народный артист СССР, крупнейший певец, основоположник профессиональной вокальной школы и оперного искусства Азербайджана) был человеком веселым, общительным. По вечерам, после спектаклей в доме обычно собирались друзья, и мальчик долго не мог уснуть, прислушиваясь к звукам рояля и к голосу отца, такому чистому, светлому, звонкому (ведь недаром за ним утвердилось имя Бюль-Бюль, что означает в переводе с азербайджанского — соловей).

Но болыпе всего 11олад любил, когда у отца не было вечерних спектаклей, и он оставался дома. Полад пробирался тогда в кабинет, где стоял рояль, и слушал, как отец репетирует новую партию или готовится к концерту. «Вырасту болыпим и буду емуаккомпанировать» — думал Полад. В то время он учился на фортепианном отделении музыкального училища.

Композиторский талант открылся цеожидаццо. Однажды Полад сделал несколько обработок народных азербайджанских мелодий. Они понравились, 1их даже взяли в свои концерты профессиональные певцы. Затсм последовали собственные сочинения на народные четверостишия (баяты) и эстрадные шуточные песенки. Работа над ними особенно увлекала. Ещё бы! Они приносили популярность среди сверстников!

После окончания музыкальной школы, окрылённый успехами, Полад поступил на композиторское отделение Бакинской консерватории в класс профессора Кара Караева. Но Караев начал свои занятия с того, что вовсе запретил своему ученику писать песни. "Если ты захочешь к ним вернуться, это будет потом, а вначале - серьёзная работа, стремление к профессионализму - это прежде всего", - говорил профессор. Поначалу было нелегко отказаться от любимого дела: песни лились из сердца сами собой, и как удержать их! Но только впоследствии Полад понял правоту своего педагога.

"Караев дал мне всё. До него я, собственно, ничего не знал и ничего не умел, вспоминает Полад. - Это очень большой педагог, он не только прививает своим ученикам высокий профессионализм, но и умеет раскрыть в каждом из них индивидуальность".

Уже раниие работы молодого композитора отмечены самобытностью, которая раскрылась в его произведениях для скрипки и фортепиано, струнном квартете, симфонической поэме. Позднее Полад обращается к работе над фильмами. Среди них музыка к кинокартинам «Следствие продолжается» и «Последняя ночь детства» (второй из этих фильмов был отмечен на фестивале в Киеве «Прометей-69» за наиболее интересное музыкальное оформление). С успехом пишет Полад и музыку к театральным постановкам. Лучшие его работы в этой области — «Бал воров» Ж.Ануя и «Кто придет в полночь» бр. Ибрагимбековых, поставленные на сцене бакинского драматического театра.

И все-таки песни остаются по-прежнему главной сферой деятельности молодого композитора. Обрели широкую популярность его «Песня о Баку», «Мой Азербайджан», «Песня морских нефтяников», а также лирические эстрадные песни «Журавли», «Фиалки», «Твои глаза», «Ты и я», «Долалай», «Искры любви», «Глаза», «Твоя дорога». Их поют в концертах многие эстрадные певцы: Муслим Магомаев, Стахан Рахимов и Алла Иошпе, квартеты «Гая», «Аккорд», Лсв Лещенко. Взяли их в свой репертуар и зарубежные исполнители - Янош Коош, Вацлав Нецкер, ансамбль Саши Субботы. Интересно, своеобразно поёт и сам Полад Бюль-Бюль оглы.

Как же композитор стал исполнителем? Это произошло случайно - об артистической карьере он и не помышлял. Правда, в детстве он знал наизусть все оперные партии, которые пел отец, а когда обратился к созданию песен, то исполнял их своим друзьям.

Однажды, это было в 1965 году, Полад приехал в Москву со своим другом Муслимом магомаевым, чтобы записать новые песни на радио. В перерыве между записями он подошёл к роялю и стал потихоньку напевать; кажется, это была одна из его обработок азербайджанских песен... И песня, и манера исполнения Полада понравились, и ему предложили самому попробовать записать их. После первой же передачи пришло множество писем из разных уголков нашей страны с просьбой рассказать о молодом композиторе и певце...

Сегодия Палад - один из наиболее известных артистов советской эстрады, с огромным успехом выступающий перед любой аудиторией, особенно перед молодёжью, к которой и обращено творчество композитора... Его мелодические, окрашенные национальным колоритом и в то же время очень современные по ритмическому строю песни покоряют слушателей искренностью, яркой образностью. «О чем бы ни писал Полад, — говорит о нем народный артист Азербайджанской ССР Т. Кулиев, - везде он верен себе, искренен до конца. Образная определенность, умение схватить главное в изображаемом и проникнуть в духовный мир человека, выразить его чувства в естественно льющихся мелодиях — вот что определяет художественную ценность песен Полада Бюль-Бюль оглы. Разнообразные по содержанию, песни эти отличаются свежестью и красотой мелодий, доступностью и профессионализмом. Одной из характерных их примет является органическое сочетание ладово-интонационных особенностей азербайджанской народной музыки со специфическими чертами современных песен».

«Работа над песней доставляет мне особое творческое удовлетворение, — говорит Полад Бюль-Бюль оглы, — ведь песня — самый демократический жанр: она идет от сердца и обращена к сердцам. И так хочется, чтобы песня твоя полюбилась слушателям, стала верным и добрым другом».

Содержание:

Сторона 1
01. Полад Бюль-Бюль оглы - Юность (Н.Добронравов)
02. Полад Бюль-Бюль оглы - Ночные огни (Ю.Ряшенцев)
03. Полад Бюль-Бюль оглы - Тар и квартет гитар (М.Пляцковский)
04. Полад Бюль-Бюль оглы - Тем, кто верит (И.Шаферан)
05. Полад Бюль-Бюль оглы - Край родной (Л.Дербенёв)
06. Полад Бюль-Бюль оглы - Хлоп-хлоп (М.Пляцковский)

Сторона 2
07. Муслим Магомаев - Азербайджан (М.Алиев, русский текст О.Гаджикасимова)
08. Вокальный квартет "Аккорд" - Диалог о любви (Ю.Энтин)
09. Муслим Магомаев - Мы помним бой (Н.Добронравов)
10. Вокальный квартет "Гая" - Твоя дорога (А.Дмоховский)
11. Алла Иошпе и Стахан Рахимов - Волшебная ниточка (Л.Дербенёв)
12. Муслим Магомаев - Город мой Баку (А.Горохов)

Продолжительность: 40:08

Оцифровал: gar_kir
Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 1973
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 93.8 Мб
Песни Полада Бюль-Бюль оглы.rar

Комментариев нет :

Отправить комментарий