Случается, учёный бьётся над проблемой, решает сложную, первостепенную задачу, а попутно совершает мелкое открытие, которому не придаёт значения. Однако история знает примеры, когда главная задача так и не решалась, потому что человеку не хватало знаний или времени, или потому, что она в принципе была неразрешима. Тесла не смог подключиться к астралу, но на его побочных открытиях базируется вся современная электротехника; химик Гарри Кувер работал над сверхпрочным пластиком, а получил цианоакрилат, который мгновенно твердел, ко всему прилипал и портил оборудование; у лекарства от ангины под названием «Виагра» обнаружился любопытный побочный эффект, а Колумб вообще плыл в Индию.
Есть игры, в которые люди играют столетиями. Таковы, например, шахматы. Но за последние 50 лет шахматная мысль зашла так далеко, что завела игру в тупик: обычным результатом стала ничья. Не раз энтузиасты пытались реформировать великую игру – бесполезно: ни добавление новых фигур, ни изменения в расстановке, ни увеличение поля не придали шахматам новизны и свежести.
Кое-кто пытался решить вопрос «ничейной смерти» шахмат, изменив разметку поля. В 40-х годах прошлого века советский геолог Исаак Шафран работал над созданием шахмат на шестигранной доске и столкнулся с другой проблемой. На полях, кратных шести, человеческий глаз с трудом выделяет диагонали, не спасает даже трёхцветная разметка. При этом они почти вдвое короче линейных путей, отчего шахматные слоны теряют в тактике (на те же рифы напоролись Глинский и МакКуэй). В поисках алгоритма Шафран попробовал примерить новую разметку к другим играм, но почти везде потерпел неудачу.
Везде, кроме одной игры.
Здесь я хочу сделать отступление. В романе Ярослава Гашека о похождениях солдата Швейка телефонист Ходоунский предаётся воспоминаниям о былом изобилии: «С гусиных ножек мы снимали лучшие кусочки мяса, потом делали из них шашки и играли в «волки и овцы» на плитках шоколада».
«Волки и овцы» – это сильно упрощённая средневековая «Лиса и гуси», зажимная игра. Здесь никого не рубят, 4 фишки-«волка» пытаются прижать к краю доски одну «овцу», а та – прорвать их строй и сбежать. Обычно для неё расчерчивают специальную сетку, но можно использовать и шахматную доску: игра ведётся только на чёрных полях, цвет совершенно не важен, так что сойдёт и плитка шоколада. Фишки ходят на одну клетку, «волки» – только вперёд, «овца» – во всех четырёх направлениях. Тактика игры давно просчитана, и после нескольких партий игроки обычно рубят фишку.
И вот она-то, угодив на шестигранное поле, вдруг заиграла новыми красками.
Своё изобретение Шафран назвал «Козлик и волки» (что, в общем, логично – козлик всё-таки подвижнее овцы). Расположение полей довольно сильно отличается от шахматных: шестиугольники соприкасаются не сторонами, а вершинами. Геолог по профессии, Шафран взял за основу так называемую «сетку кагомэ» – тип структурного соединения атомов, в котором чередуются шестиугольники и треугольники. Все гексагоны на доске одного цвета.
Когда Шафран в 1979 году принёс своё изобретение в редакцию журнала «Наука и жизнь», его там встретили с восторгом, написав об этом так:
«Широкие возможности гексагональной доски настолько увлекли автора, что он изобрёл также […] совершенно очаровательную игру «Козлик и волки», аналогичную игре «Волк и овцы», но на специальной и, конечно, шестигранной доске с 31 шестигранной клеткой. Демонстрируя эту игру в редакции, Исаак Григорьевич неизменно выходил победителем вне зависимости от того, играл ли он за «козлика» или за «волков».
Игра так впечатлила журналистов, что ей отвели всю последнюю страницу обложки июльского номера.
Как играть
Правила простейшие:
* Пять «волков» помещаются внизу (четверо в линию и один впереди), а «козлик» ставится в центр доски.
* Играющие ходят по очереди.
* «Волки» могут ходить только на одну клетку вперёд по диагонали, «козлик» – на одну клетку в любую сторону. Фишки не рубят и не прыгают.
* Первый ход делают «волки».
* «Волки» выигрывают, прижав «козлика» к краю доски.
* Задача «козлика» – прорвать цепь «волков».
Хотите верьте, хотите нет, в этой игре была какая-то магия. Ни я, ни мои друзья не могли раскусить её алгоритма. Казалось, запереть «козлика» проще простого, но эта белая тварь была удивительно вертлявой: ты думал, что уже всё просчитал, а оказывалось – просчитался. Я был настолько потрясён, что много лет спустя описал её у себя в романе под видом загадочной гномской игры, в которую может выиграть только её хозяин.
Волшебство на самом деле кроется в особенностях разметки. Шестиугольники на поле расположены по схеме «4:5:4:5:4:5:4», «волки» вынуждены постоянно перестраиваться из ряда по четыре в ряд по пять и обратно, и при этом держать строй сомкнутым. Не сразу и сообразишь, куда девать лишнего «волка», серая цепь всё время рвётся, и добыча убегает. Если «козликом» играет сильный игрок, «волки» должны делать только правильные ходы, а это непросто.
Увы, время расставило свои приоритеты. Шахматы Шафрана так и остались диковинкой и никогда не производились фабрично, тогда как «Козлик» стал хитом: его дважды выпускали в виде магнитных комплектов (сперва как «Козлик и волки», а после под названием «Ну, погоди!»). Изобретатель наверное и сам не ожидал такого эффекта. В самом деле, как же так? – плыл в Индию, попал в Америку…
К сожалению, при всём её очаровании, у игры отыскалась неожиданная ахиллесова пята. Начертить шестиугольное поле, в отличие от квадратного, самому не так-то просто, поэтому когда фабрики в начале 90-х свернули производство, игра в считанные годы вышла из употребления. Может, когда-нибудь мы снова увидим её в продаже, но сегодня даже в Сети проблематично отыскать схему игрового поля. Старые журналы тоже сохранились не у всех…
Но мы-то с вами живём в век Интернета и цветных принтеров! Не поленитесь, воспользуйтесь моим шаблоном, распечатайте поле и сыграйте пару раз – эта игра того стоит. Для сравнения можете попробовать и старую разметку, но я гарантирую, вы сразу от неё откажетесь: так хороша гексагональная доска.
Обычно меня устраивает тот факт, что я уже взрослый. Но вспоминая былой восторг тех лет и упоение игрой, я иногда жалею, что так быстро вырос. И я не хочу, чтобы эта игра умерла.
Играйте. Теперь ваша очередь.
Автор: Дмитрий Скирюк, специально для "Лицом к детям"
http://opersoft.ucoz.ru/index/kozlik_i_volki_on_line/0-12
ОтветитьУдалить