четверг, 31 мая 2012 г.

Дальдоза: игра скандинавских мореходов

















Всем знакомо выражение «катиться кубарем», но кто мне скажет, что такое «кубарь»? Думаю, практически уже никто. Не буду вас мучить и открою тайну: кубарь это волчок (вернее, особый тяжёлый волчок, который подгоняют хлыстиком). Этот пример хорошо иллюстрирует ситуацию, когда играл народ в игру, играл, вдруг раз – и перестал, а почему, никто не знает. Язык, обычаи, традиции всё те же, а игра исчезла, растворилась, утекла в пословицы и поговорки.

Сегодня я расскажу как раз про такую игру, которая была совсем забыта, но усилиями энтузиастов возродилась и сегодня входит в «джентльменский набор» любой хорошей игротеки. В Норвегии её называют «Дальдоза», в Дании – «Дальдос» («Daldøs»). Историю её удаётся проследить лишь до XVII века, далее все следы теряются во тьме веков. Как она попала к викингам, откуда, от какой игры произошла, всё это неизвестно. Одни учёные кивают на бедуинскую игру «Сиг», другие – на древнеегипетскую «Собаки и шакалы»; у саами (лопарей) есть похожая игра «Сахкку», но правды не знает никто.


К началу XIX века в Дальдозу уже никто не играл, а доски, которые не сгорели в каминах, ребятня растащила на кораблики. Только жители отдалённого острова Борнхольм могли сказать про мота и транжиру, что он «заигрался в Дальдозу» («spilla daldōs»). В 1876 году писатель Йенс Якобсен в романе «Мария Груббе» описал, как героиня играет с мужем в Дальдозу (действие книги происходит в 1661 году). Биограф писателя заинтересовался этим фрагментом и сумел отыскать уцелевший игральный набор на маленьком хуторе в Ютландии, где Якобсен провёл детство. Но этого было мало. Отчаявшись, историк Ола Барквед объявил о награде в 100 крон любому, кто обладает хоть какой-то информацией о Дальдозе. Так удалось восстановить правила этой любопытной игры.

Как играть

Дальдоза выглядит крайне оригинально: доски для неё традиционно делают в виде кораблика, а фишки напоминают сидящих вдоль борта гребцов. На поле три параллельных ряда отверстий: по 16 в крайних и 17 – в серединном (в Норвегии их 12+13+12 – этот вариант, пожалуй, больше подходит для детей). У каждого игрока 16 фишек-колышков в виде лопатки или шпателя – такая форма помогает отличать активную фишку от резервной. Викинги часто делали доски с отверстиями вместо разметки: так получалась портативная дощечка, на которой можно спокойно играть даже на качающейся палубе.

Помимо необычной доски и фишек, игра отличается формой игральных костей – это две короткие четырёхгранные палочки, похожие на толстые спички с пирамидальными или скруглёнными концами, чтобы кости при броске не становились на дыбы. Три их грани несут разметку «II», «III» и «IV». Вместо единицы в Дании принято рисовать букву «А», а в Норвегии – «X»: эта грань называется «Дал», а сторона с двойкой – «Дос» (что, собственно, и дало название игре).



















Правила игры весьма необычны. Помните, в старом фильме «Викинги» есть эпизод, когда морские разбойники бегают по вёслам драккара, состязаясь в удали? Игра в Дальдозу напоминает эти пробежки, недаром она была одной из любимых забав скандинавских мореходов. В начале игроки размещают фишки на внешних рядах (один справа, другой слева) так, чтобы их «лопасти» были ориентированы перпендикулярно дорожкам, затем бросают кости, и тот, кто выбросил больше, начинает.

Первый ход игроки всегда делают на центральную дорожку. Для начала движения нужно, чтобы хотя бы одна кость показала «Дал» – это позволяет активировать фишку: игрок поворачивает её, как «ключ на старт», параллельно дорожкам – и делает ею ход вперёд на одно поле. Активировать мож-но любую фишку в ряду.

Фишки движутся по центральной дорожке от «кормы» к «носу» и по пути рубят друг друга, если догоняют и встают на одно поле. Дальдоза – редкий вариант «боевых» гонок, где срубленная фишка удаляется с доски навсегда, она похожа скорее на индейскую игру пулук, чем на восточные нарды. Чужие фишки можно перепрыгнуть (они от этого не пострадают), но свои нельзя. Выпавший «Дал» используют, чтоб активировать новую фишку или сходить уже активной на единицу.

Выпавшие на костях очки можно суммировать для одной фишки, а можно распределить между двумя. Если выпало «Дал-Дал», игроку положен дополнительный бросок. Все выпавшие очки должны быть использованы, если это возможно: от хода нельзя отказываться, и только если ход невозможен, он пропускается.

А дальше начинается самое интересное. Фишка, достигшая «носа» кораблика, входит на дорожку ПРОТИВНИКА и дальше движется уже по ней, с «носа» на «корму», срубая (или перепрыгивая) фишки, задержавшиеся на старте, а поскольку рубить в Дальдозе можно любую фишку – и активную, и неактивную, на «носу» начинается «избиение младенцев». Если эта фишка добирается до «кормы», она опять выходит на серединную дорожку, идёт к «носу» и так циркулирует, пока её не срубят. На родную дорожку она больше не возвращается. Противник, естественно, делает то же самое. Эти две «карусели» так и кружатся на «палубе», пока у одного из игроков не останется всего одна фишка – он и считается проигравшим.

Сами понимаете, что при таких правилах Дальдоза превращается в задачку с перевозкой волка, козы и капусты: нужно спешить вывести фишки на главную дорожку, успеть проредить домашнюю, и в то же время первым пригнать свои фишки на «нос» корабля, чтоб начать истребление фишек противника. Полезно также держать активированного воина в начале своего ряда, чтобы погнать захватчиков, как только те войдут в твой «дом». Немудрено, что большинство выпавших на костях «Дал» играющие тратят не на ходы, а на активацию фишек.

Самодельная Дальдоза

Как же сделать эту раритетную Дальдозу в городских условиях и не разрушить квартиру? Я вас научу. Вам понадобится туристический коврик-пенка, пробойник для кожи и деревянные мебельные шпонки подходящего диаметра из строительного магазина.

Канцелярским ножом вырезаем из коврика два одинаковых поля в форме кораблика с острым носом, так, чтобы на них поместилось нужное количество фишек (последних надо 32, если вы хотите датский вариант игры, или 24, если вас устроит норвежский). Пробиваем в одной детали три дырчатые дорожки, после чего склеиваем «выкройки» двусторонним скотчем. Половину шпонок красим акриловой краской, другую оставляем как есть, и у всех маркируем один конец контрастным фломастером: перевёрнутая «головой вверх», такая фишка будет считаться активированной.

Что касается игральных костей, то выстругать их ножом из деревяшки, я думаю, для нормального папы не составит труда. Если вам захочется, с таким набором можно играть даже в ванной. Так что счастливого плавания – и приятной игры!
















Автор: Дмитрий Скирюк, специально для "Лицом к детям"

Комментариев нет :

Отправить комментарий