текст: Денис Бояринов
23 января в музее современного искусства «Гараж» открылась выставка «Ставки на гласность. Аукцион “Сотбис” в Москве, 1988». По просьбе «Гаража» Денис Бояринов подготовил к этой выставке специальный тематический плейлист.
7 июля 1988 года в Москве, в Совинцентре (Центре международной торговли), прошел исторический аукцион «Сотбис», который впервые познакомил западных коллекционеров с современным российским искусством. Вместе с работами классиков русского авангарда Александра Родченко, Варвары Степановой, Надежды Удальцовой и Александра Древина западные гости, среди которых были агенты Дэвида Боуи и Элтона Джона, увидели неофициальное советское искусство — работы Ильи Кабакова, Дмитрия Краснопевцева, Ивана Чуйкова, Сергея Шутова, Владимира Янкилевского и других. Топовыми лотами аукциона стали абстракция Александра Родченко, ушедшая за 330 тысяч фунтов, и масштабный советский иконостас Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон» (1986), проданный за 242 тысячи фунтов (около 500 тысяч долларов). Этот аукцион мгновенно сделал современных российских участников звездами арт-мира, желанными на Западе, но ненадолго.
По примеру организатора и идеолога аукциона Симона де Пюри, в плейлисте, посвященном этому историческому событию, я сопоставил знаменитые музыкальные произведения эпохи авангарда и наиболее интересные проявления перестроечного русского рока. Вырвавшись из информационной блокады ранних 80-х, русский рок переживал тогда свой самый интересный период — время расцвета идей и, как и русские авангардисты 1910-х - 1920-х, смело шел на эксперимент, порою неосознанно повторяя находки художников, творивших больше чем за полвека до его появления. Русский рок был открыт Западом примерно в тот же момент, что и неофициальное советское искусство, - в 1986-м в США вышел спродюсированный Джоанной Стингрей сборник «Red Wave», который инициировал волну интереса к андеграундной музыке из СССР.
Этот плейлист составлен так, чтобы между визионерами русского авангарда и героями российского рока прорисовались звуковые параллели и музыкальные рифмы: между стальным скоком симфонизма Александра Мосолова и антипропагандистско-дадаистским ска «Странных игр», между радикальными рифмами Алексея Крученых в футуристической опере «Победа над Солнцем» и многозначительным лаконизмом припевов Виктора Цоя, между революционными движениями «Механических танцев» Николая Фореггера, проигнорированных советской властью, и скользящей на звенящем льду пластикой «Звуков Му», между романтизмом для терменвокса Иосифа Шиллингера и наивными электронными экспериментами «Центра», между предвосхитившей musique concrète документальной аудиопьесой Дзиги Вертова и первыми пробами в постиндустриальной музыке «Ночного проспекта», между изысканной, игнорирующей дух времени звукописью Гавриила Попова и странным романсом «Аквариума». Главная рифма тут, пожалуй, вот какая: русские авангардисты и советские рокеры жили на заре эпох, манивших их голосами в иное, упоительное будущее, и, как положено художникам, записывали свои прозрения о грядущем, находя их в смурной реальности настоящего. Эпохи продлились недолго, голоса обманули, но это уже совсем другая история.
Содержание:
01. Странные игры - Трубопровод Уренгой-Помары-Ужгород
02. Александр Мосолов - Iron Foundry (Columbia Lb17) (исп. Orchestra Symphonique de Paris & Julius Ehrlich) (192 kbps)
03. Кино - Транквилизатор
04. Михаил Матюшин, Алексей Кручёных & Казимир Малевич - Victory over the Sun. Act 2. «Petit bourgeoisie» (исп. Olga Sirina, Ludmila Shuyskaya, Igor Verov, Alexander Tereshko)
05. ДК - Молодёжный клуб
06. Николай Фореггер - Mechanical Dances (исп. L.C.I., Leopoldo Amigo & Miguel Molina)
07. Звуки Му - Зима (Dance Remix)
08. Николай Рославец - 5 Preludes. No. 2, Allegretto con moto (исп. Marc-Andre Hamelin)
09. Центр - Сердцеед
10. Иосиф Шиллингер - Mouvement Electrique Et Pathetique (исп. Lydia Kavina)
11. Алиса - Экспериментатор
12. Дзига Вертов - Radio-Ear - Radio-Pravda (исп. Miguel Molina)
13. Ночной Проспект - Кислоты
14. Александра Коллонтай - To the Workers
15. Альянс - На заре
16. Гавриил Попов - Chamber Symphony for Seven Instruments, Op.2. I. Moderato cantabile (исп. Alexander Titov, Natalia Danilina, Oleg Tchastikov, Andrei Simonov, Mikhail Druzhinin, Natalia Malkova, Julia Molchanova & Lyudmila Khoteeva)
17. Аквариум - Ещё один упавший вниз
18. Константин Мельников - Sonata of Sleep (исп. Miguel Molina & Anxo Invisibel)
Бонус:
19. Сергей Курёхин, Борис Гребенщиков и Популярная механика - Синяя блуза (Бонус)
Продолжительность: 01:19:00
Носитель: Digital MediaBox
Год выхода: 2018
Издатель: Русская Музыка
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 176 Мб
КК - Гласность-1908-1988.rar
Гриша Брускин рядом со своими работами на предаукционной выставке Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. Июль 1988 г
Комментариев нет :
Отправить комментарий