воскресенье, 17 октября 2010 г.

Музыка для мозгов - 2. InstRUmental

«Что такое музыка для мозгов?» - этот вопрос мне задают до сих пор, хотя одноимённый сборник вышел год назад. Отвечаю: это музыка, которую принято называть прогрессивом, т.е. композиционно сложная, расширяющая традиционные рамки рока, необычная, разноплановая, без подражательства... Стоп! А прогрессивен ли прогрессив-рок в том смысле, какой изначально заложен в слове «прогресс» (развитие)? Пожалуй, уже нет: если послушаем композиции групп, олицетворявших этот жанр в 90 - 2000-х годах, Flower Kings, например, то поймем, что все это мы когда-то уже слышали. У Yes, Genesis, King Crimson, ELP и многих других... Но это нормально. В любом жанре есть период творческого поиска, первооткрывательства, этакого дикого, «ковбойского» завоевания территории, и этап тщательного, до самой крохотной грядочки, возделывания. И плоды нынешних «садовников» не менее аппетитны, чем у их предшественников.
В сущности, нынешняя «прогрессив-сцена» - это своего рода заповедник. Очертив его границы, приняв определённые правила игры, артисты заведомо ставят себя в некие рамки. Однако внутри границ заповедника мы защищены от уродливых проявлений современного шоу-бизнеса. И можно быть относительно уверенным, что встретишься с интересной музыкой, пусть её форма и будет достаточно предсказуема.
В попытке немного расширить рамки нынешнего сборника мы, как ни странно, ужесточили критерии отбора: на сей раз в нем участвуют лишь инструментальные треки. В противоположность канонам русского рока, где во главе угла стоит слово, в нашем случае обо всём говорит музыка.
Владимир ИМПАЛЕР

Содержание:

01. Затерянный Мир - Траектория 1
02. Kosmobob - Тяжелая Вода
03. Infolio - Сильные Умные Машины
04. Marimba Plus - Апокалипсис
05. Маленькие Трагедии - 2001 Год
06. Kamille & Microcosmos - Весеннее Небо
07. Золото, Серебро И Скумбрии - Одиннадцать. Имени Героя
08. Invisible Front - Коридор
09. Алик Грановский - Большая Прогулка
10. Necrost - Resolution
11. Blind Vandal - Magic Crystal
12. Дмитрий Лукьяненко - Shubertine
13. Hieronymus Bosch - The Gardens Of Earthly Delights
14. Azazello - Благо

Продолжительность: 01:02:57

Бонус-видео:
Kostarev Group «Concerto Grosso No.2, pt. 5 (Live at InProg'2004)»

Носитель: Audio CD
Год выхода: 2005
Формат: MP3 256 kbps
Размер файла: 135 Мб

Музыка Для Мозгов 2.rar

«Затерянный Мир» - выпускники Московской консерватории, и это слышно. Кто ещё с таким блеском исполнит столь шизофренические «кримзоидные» пассажи с лидирующей скрипкой, которой позавидовал бы сам Дэвид Кросс! Образовалась команда в начале 90-х и успела поработать в самых разных жанрах - от арт-рока до авторской песни (всё песенное творчество «Затерянного Мира» - русскоязычное). Неизменные участники коллектива - Василий Соловьёв, Александр Акимов и Андрей Дидоренко. Дебютный диск «Траектории» увидел свет в позапрошлом году. Сейчас группа работает над новым, песенным альбомом. «Почти все арт-рокеры любят иногда взять гитару и спеть красивую песню», - отмечают музыканты.

Творчество Александра Костарева - гитариста, мультиинструменталиста, композитора, звукорежиссёра - насколько многогранно, настолько и непредсказуемо. В прошлом сборнике вы могли услышать отрывок из его квазисимфонического опуса «Concerto Grosso I», а сейчас мы вернемся в прошлое, к проекту «КосМоБоб», существовавшему в середине - конце 90-х. Трио, в которое входила также клавишница Екатерина Морозова и барабанщик Роман Бобровский, исполняло музыку, к которой параллельно по ту сторону океана пришли Niacin и Дерек Шериньян - яростный клавишно-ориентированный тяжелый фьюжн. Репертуар «КосМоБоба», к счастью, был записан, отремастирован и готовится к изданию на Starless Records. Исполняются старые песни и на концертах Kostarev Group.

Группа In Folio за двенадцать лет своего существования прошла путь от традиционного хард-арт-рока до инструментальной музыки, которую правильнее всего было бы назвать фьюжн, если бы это не так сильно ассоциировалось с джаз-роком. Главные «родовые» черты In Folio - это подчеркнутая интеллектуальность, звуковая интеллигентность и композиционная отточенность. В настоящее время ожидает выхода альбом «Свобода», а предыдущие работы готовятся к переизданию. Лидер и автор музыки, преподаватель Московского Колледжа Импровизационной Музыки (МКИМ), гитарист Сергей Седых занимается также написанием учебных пособий для начинающих исполнителей. На сценах рок-клубов Москвы всё чаще встречаются гитаристы, «выросшие» на самоучителях из серии «Рок-соло».

Московская группа Marimba Plus хорошо знакома нашим читателям по рецензиям и интервью. Круг почитателей «Маримбы» чрезвычайно широк: ее слушают любители джаза, этнической музыки, академического авангарда и рока - жанров, изысканно сочетающихся в творчестве коллектива. Команда выпускников Академии музыки им. Гнесиных стала, пожалуй, самым молодым профессиональным коллективом фьюжновой направленности, активно гастролирующим по стране и за рубежом. Но почивать на лаврах ребята не собираются: минуло чуть больше года с момента выпуска второго альбома «Charmed World», как на смену ему пришел новый диск «Zebrano» (его презентация состоялась 12 апреля в Московском Международном Доме Музыки). Композиция «Апокалипсис» (записанная с приглашенной духовой секцией) по своему духу сродни и «Эпизоду нашествия» из Седьмой симфонии Д. Шостаковича, и «Starless» King Crimson - ощущение надвигающейся опасности, концентрации негативных сил становится почти физической.

С тех пор как композитор и клавишник «Маленьких трагедий» Геннадий Ильин уехал на постоянное место жительства в Германию, группа собирается и дает концерты в родном Курске лишь два раза в год. Однако в последнее время концертно-студийная деятельность команды активизировалась: в 2003 году «Трагедии» в обновленном составе выступали на фестивале «СКИФ» в Петербурге, в конце 2004-го - записали двойной альбом «Новый Фауст», который в данный момент ищет своего издателя. Трудно вообразить, но в этом альбоме музыкальный язык группы стал еще более сложным, изощренным, прогрессивно ориентированным! Ну а мы представляем вниманию слушателей созданную на рубеже столетий инструментальную композицию «2001 год», в которой традиционно для «Трагедий» сочетается богатый саунд клавишных, почти барочный драматизм и истинно русская напевность.

Эту запись нам передали совершенно незнакомые люди на прошлом фестивале «InProg» - и, как видите, она вошла в наш сборник! «Man-in-the-box» Камиль Шараподинов родом из Волгограда, где возглавлял дэт-металлическую команду War Swallowed, достаточно известную в андеграунде. Однако Камилю было тесно в рамках жанра - так родился арт-роковый проект Microcosmos. Легкий, как росчерк пера, и вместе с тем затейливый, полный примечательных деталей, звуковой рисунок пьес Камиля как нельзя лучше соответствует духу Весны и Труда (умственного), который торжествует в нашей компиляции.

«Золото, Серебро и Скумбрии» - перспективная молодая команда из г. Солнечногорск Московской области. Группа в составе: Дмитрий Стрелин (вокал, гитара), Дмитрий Караваев (клавишные), Антон Семернин (бас), Максим Смирнов (ударные) недавно записала дебютный альбом. «Закрученный» инструментал «Одиннадцать (имени Героя)» содержит явные отсылки к творчеству одного из кумиров AuAgSk - King Crimson, но вместе с тем демонстрирует и творческую самостоятельность коллектива, считающего своей основной задачей «стимулирование умственной деятельности слушателей». Недаром же солнечногорские самородки открыли дотоле неизвестный элемент периодической таблицы - «Скумбрии».

«Незаметно присоединяйтесь», - гласит девиз «Невидимого Фронта» (он же Invisible Front), московского инструментального квартета. А эмблема группы - человек, заговорщически прижавший палец ко рту: «Тс-ссс! Зачем слова, когда есть музыка?» Участники команды скрываются под хитрыми псевдонимами (kA, dC, tU, kS), на сцене спокойны и сосредоточенны, и при весьма традиционном составе (две гитары, бас, барабаны) по эмоциональной отдаче дадут фору очень многим. Интеллектуальная меланхолия Invisible Front поистине очаровывает. Трек «Коридор» войдет в первый студийный альбом «Wordless», намеченный к выходу осенью на лейбле RAIG.

Алик Грановский - один из самых прославленных российских бас-гитаристов, чьей технике игры позавидуют многие коллеги. Один из основателей легенды хэви-метала «Арии», Грановский после раскола в группе собрал «Мастер», игравший сверхпопулярный на тот момент трэш-метал. Первые диски группы были несомненными шедеврами, «Мастер» собирал стадионы и пользовался мировым признанием. То время прошло, звёздный состав разбежался, но Алик верен «Мастеру» и поныне. (Даже альбомы его сейчас выпускает лейбл по имени «Мастер-Консультант», но не дочернее предприятие, а совершенно независимые «консалтеры», растроганные совпадением названий фирмы и группы.) Записать сольную работу Алик обещал едва ли не десяток лет. Результат - весьма разноплановый диск «Большая Прогулка», показавший Грановского многосторонним музыкантом, которому подвластен как виртуозный хэви-метал, так и арт-рок с элементами фьюжна. Одна из его любовей - Rush, и это слышно по заглавному инструменталу.

Какую музыку могут играть выпускники Хоровой капеллы мальчиков? Брутальный дэт-метал! Именно таковым был стиль Necrost в начале их карьеры (1998 г.). У истоков команды стояли бас-гитарист и вокалист Necromortum и барабанщик Grindbox, гитаристы же часто менялись (нынешнего зовут Plug). Очень скоро музыканты переключились на прогрессив-дэт, в чем достигли высот необычайных. Второе дыхание группа получила с приходом клавишника DL, знатока аналоговых синтезаторов и участника ряда поп-коллективов. Necrost 21-го века звучит холодно, строго и ещё «замороченнее», чем прежде. «Мы активно экспериментируем с разными музыкальными направлениями, стилями и звуком, смешиваем рок и электронику, мелодичный поп и бескомпромисcный death», - говорят музыканты. А старый материал был издан Monsters Corp./Starless Records на альбоме «Conception of Noise».

«Перед вами выступает лучшая рок-группа... Архангельска», - так объявляет обычно выход Blind Vandal их менеджер. И это правда - неизменные опросы вот уже который год называют гитарное трио лучшей командой города, а музыкантов - виртуоза шести струн Александра Фирсова, бас-гитариста Вадима Тряпицына и барабанщика Ивана Харева - лучшими инструменталистами. Таковы заслуженные плоды семнадцатилетней работы. Уже по внешнему виду Фирсова легко понять, что за музыку исполняют «Вандалы». А когда во время прошлогоднего московского мастер-класса великого Джо Сатриани его архангельский коллега вышел на сцену, хотелось протереть глаза - не мог же Джо раздвоиться! К счастью, Александр и гитарой владеет так, что не стыдно перед грандами - в чём можно убедиться, послушав заглавную композицию с нового диска группы «Magic Crystal» (2005).

Нижегородский клавишник-консерваторец Дмитрий Лукьяненко - настоящий многостаночник. Он успевает и выступать с лучшим кавер-коллективом Нижнего Новгорода «Чёрный Пёс», записывать грандиозную прогрессив-роковую сюиту с группой Masquerage (её сведение намечено на сентябрь в Швеции, под руководством бас-гитариста Flower Kings Йонаса Рейнголда), подрабатывать сочинением музыки к ТВ-роликам и параллельно заниматься сольным проектом в неоклассическом стиле. Именно оттуда взята коротенькая зарисовка, вдохновленная творчеством Франца Шуберта.

Когда в январе 1995 года порог студии «Ария Records» перешагнули четверо 18-летних парней, гордо называвших себя Hieronymus Bosch, никто, даже продюсер диска В. Холстинин, не могли предположить, что им удастся создать настоящий шедевр прогрессивного металла, который останется актуальным и спустя десять лет. Владимир Лейвиман (гитара), Всеволод Горбенко (гитара, вокал), Павел Богородецкий (ударные) и присоединившийся к ним соло-гитарист Вячеслав Молчанов справились с записью всего за две недели! Альбом «The Human Abstract» вышел тогда лишь на кассете, но и этого хватило, чтобы группа получила статус легенды. Музыканты уже работали над вторым диском, но записи его помешала сначала эмиграция Лейвимана, затем - трагическая смерть Богородецкого. Однако с возвращением в Россию Владимира Bosch был реанимирован, на место барабанщика рекрутирован Андрей Ищенко (Catharsis, ex-End Zone), возобновились концертные выступления, а ремастированное издание «The Human Abstract» вышло на лейбле CD-Maximum. Именно с него взят инструментальный (дабы не травмировать ничьи аудиофильские уши гроул-вокалом) трек...

Наши старые друзья, прог-металлисты из Тынды (Дальний Восток) Azazello уже участвовали в прошлом сборнике с демо-вариантом песни «Микрокосм Макрокосма» из альбома «Седьмое Небо». Это грандиозное творение было, наконец, издано на лейбле Starless Records в конце прошлого года, а завершающая диск басово-инструментальная композиция «Благо» идеально подходит и для того, чтобы поставить финальный аккорд (или многоточие?..) в сборнике.

Подготовили Елена САВИЦКАЯ,
Владимир МИЛОВИДОВ

Комментариев нет :

Отправить комментарий