От продюсера
Проект этого сборника вызревал в моей голове долгое время, хотя подобраться к нему вплотную было сложно. Но очень, очень хотелось показать нашим читателям (да и самой себе), что помимо официально признанных "легенд русского рока" и так называемых "групп первого эшелона", - тех нескольких коллективов, чьи имена вот уже более 20 лет у всех на устах - есть и другие. И тоже незабытые. Пусть эти команды не выбились в истеблишмент, не устраивают публичное шоу из внутренних конфликтов и не отмечают юбилеи в "Олимпийском", а их лидеры не ведут телепередачи и не рекламируют мобильники. Но они вписали не менее важные страницы в историю русского рока и создали произведения настолько прекрасные, что, слушая их, диву даешься: у нас была великая эпоха, и куда же всё делось...
Впрочем, делось далеко не всё. Большинство участников сборника (а практически все они начали свой путь в первой половине 80-х) действуют до сих пор. Вы можете пойти на концерт "Разных людей", "Телевизора", "Тамбурина", "Оптимального варианта" в клуб, можете скачать песню с сайта и понять, что ничего не изменилось в их музыке с тех самых пор - только ненужного ажиотажа вокруг стало меньше. "Вежливый отказ", "Не Ждали", "Корпус-2" сумели донести до наших дней свойственный 80-м дух эксперимента, плодотворного творческого безумия. Рубеж 80 - 90-х оказался трудным временем для русского рока, но даже отъезд на Запад не стал причиной для изменения творческого курса - артисты (такие, как Юрий Наумов, "Центр") продолжают выпускать альбомы, давать концерты. Именно поэтому в сборнике "Незабытые легенды" мы постарались представить новейшие записи групп-участников (хотя есть здесь и архивные раритеты, как, например, ранее не издававшаяся в России композиция "Джунглей"). И пусть песен на диске всего 10, каждая из них - на вес золота. Надеемся, что наша работа привлечет внимание слушателей к истории российского рока и его подлинным героям.
Благодарим Евгения Гапеева (лейбл "Геометрия"), Илью Зинина (директор группы "Телевизор"), Ольгу Попову (агентство "Медиаполис"), Николая Топникова (импресарио Юрия Наумова), Инну Чернецкую (директор группы "Разные люди"), лейблы "Мороз Мьюзик", "А и Б Рекордз", редакцию сайта "Центромания", всех музыкантов-участников за неоценимую помощь в подготовке сборника.
Елена Савицкая
Список композиций:
01. Разные люди - Никогда не вернусь (А.Чернецкий)
02. Тамбурин - Крутись, колесико (В.Леви)
03. Юрий Наумов - Сказка о Карле, короле рок-н-ролла (Ю.Наумов)
04. Телевизор - Пронесло (М.Борзыкин-М.Борзыкин)
05. Центр - Поиск истины (В.Шумов)
06. Джунгли - Shapes (Пустые формы) (А.Отряскин)
07. Вежливый отказ - Марина и медведь (Р.Суслов - Г.Дашевский)
08. Не Ждали - На Востоке зима (Л.Сойбельман - Не Ждали)
09. Корпус-2 - Слепой дождь (Корпус-2 - В. Новиков)
10. Оптимальный вариант - Следы на Луне (О!Чилап)
Общее время звучания 42:26
Носитель: Audio CD
Год выхода: 2005
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 95.6 Мб
Незабытые Легенды.rar
История «Разных людей» началась в 1987 году на рок-фестивале в Риге, где импровизированный состав с участием Александра Чернецкого («Рок-фронт») и музыкантов других харьковских групп сорвал овации публики и жюри. Вернувшись на родину, Чернецкий получил приглашение работать в «Группе продленного дня», а позже организовал собственный коллектив под ставшим уже символическим названием «Разные люди», к которому присоединился и Сергей «Чиж» Чиграков (вскоре начавший собственную карьеру). Бескомпромиссные, щедрые на крепкое словцо, безыскусные и искренние песни «РЛ» расходились по стране на магнитных лентах (первый винил вышел только в 1992 году). Несмотря на серьезную болезнь, надолго приковавшую к постели, Александр находил в себе силы, чтобы продолжать творить. В 1999 году Чернецкий переехал в Питер, где к тому времени уже жил Чиж и еще кое-кто из «Разных людей». Друзья решили, что нужно реализовать новые вещи, которые накопились у Александра: так в 2000 году появилась пластинка Чижа и Чернецкого "Comeback". А с приходом гитариста Андрея "Худого" Васильева (ДДТ), басиста Наиля Кадырова («Дочь Монро и Кеннеди» и др.) и при участии известного звукорежиссера Юрия Морозова «Разные люди» превратились в настоящую супергруппу. Сегодняшняя творческая судьба «Разных людей» достаточно стабильна, что подтверждают регулярно выходящие альбомы (в том числе «911», песня из которого вошла в наш сборник), постоянные концерты, гастрольные туры за рубежом (например, осенью 2005-го Чернецкий целый месяц выступал в Америке) и, конечно, любовь слушателей.
Михаил Борзыкин и его группа «Телевизор» сразу же приходят на ум, когда речь заходит о легендах русского рока, тем более – незабытых. Знаменитая команда, гремевшая на фестивалях Ленинградского рок-клуба середины 80-х, до сих пор не сдает своих позиций. Соединив эстетику «нового романтизма» с обличительным пафосом, яркий мелодизм и актуальные электронные аранжировки – с остросоциальными текстами, группа обрела свое неповторимое лицо. Альбомы «Шествие рыб» (1985) и «Отечество иллюзий» (1987) стали настоящими гимнами обреченного на молчание поколения. Однако трудные времена не миновали и «Телевизор» - во второй половине 90-х группа ушла в подполье, и только в 21-м столетии вернулась к активной деятельности. Именно в наше время наконец увидел свет заново записанный альбом «Отчуждение», провалявшийся почти 20 лет на полке из-за несговорчивости продюсера. Состав «Телевизора» неоднократно менялся, и сегодня доминирующую позицию в нем занимает компьютер, играющий (в буквальном смысле слова) значительную роль и в концертных выступлениях. Записывать альбомы Михаил предпочитает в своей домашней студии. Несмотря на то, что на фоне наших благополучных рокеров Борзыкин выглядит совершеннейшим аутсайдером, он не утерял ни своей едкой иронии, ни острого ума, ни умения воодушевлять слушателя (хотя бы на то, чтобы задуматься над происходящим вокруг и в собственной душе). Пример тому – песня «Пронесло» из альбома «МегаМизантроп» (2004).
Московская группа «Центр» всегда стояла в стороне от торных дорог русского рока, с самого начала взяв курс на эксперимент. Абсурдистские тексты с социально-политической подоплекой, напетые нарративным голосом Василия Шумова под звуки синтезаторов и драм-машин, интриговали слушателя: в них была вся наша жизнь, плакатно-прекрасная и бессмысленная. Реалии повседневного бытия, выхваченные из будничной застылости и возведенные в ранг «произведений искусства» (словно в поп-арте), вдруг поражали своей величественностью и иконичностью. Альбомы, выпущенные «Центром» начиная с 1983 года - а их было не менее двадцати, - распространялись (и распространяются до сих пор) путем перезаписи с кассеты на кассету. В постперестроечной чехарде 1990 года Василий Шумов уехал в Штаты, осел там и с тех пор лишь трижды (1996, 97, 98) побывал в России с концертами. Ныне он преподает курс мультимедиа и дизайна в одном из вузов Лос-Анджелеса. Однако новые альбомы "Центра" выходят регулярно, они, как и более ранние работы, доступны для свободного скачивания на официальном сайте www.centormania.com. Полностью перейдя на ультрасовременные компьютерные технологии, Шумов рассматривает электронную музыку как универсальный язык, не требующий непременной «привязки» к эпохе, месту, другим исполнителям. Последние пять альбомов "Центра" записаны при участии центробораторов: это новый тип членов группы, работающих путем обмена файлами через Интернет. Так, в создании новейшего (апрель 2005) альбома «Регион 5», куда вошла композиция "Поиск истины", участвовали Сергей Устинов (Кельн, Германия) и Алекс Сусдорф (Манхейм, Германия).
В 1990 году уехал на ПМЖ в Америку еще один выдающийся российский рок-музыкант - маэстро "русского блюза" Юрий Наумов. Гонимый властями, Наумов в середине 80-х был вынужден сначала бежать из родного Новосибирска в Ленинград, затем переехал в Москву, а позже и вовсе покинул страну, обретя долгожданную свободу. С течением времени был записан и выпущен легендарный "Фиолетовый альбом" (1996), инструментальный диск "Гитарные истории" (2001), двойной концертник "Рожден, чтоб играть" (2005), куда вошли многие ранее не издававшиеся песни; отремастированы старые альбомы... Обладатель уникальной техники игры на 9-струнной гитаре, автор пронзительно-лиричных, философски-трагических песен ("Азиатская месса", "Поролоновый город", "Ночной полет", "Театр Станиславского", "Сказка о Карле, короле рок-н-ролла"...), Юрий от имени своего "я" говорит с каждым из слушателей, однако высокая смысловая насыщенность художественных текстов позволяет ему выходить на уровень глобальных обобщений. Первый приезд Юрия с концертами на бывшую родину был для поклонников ни с чем не сравнимой радостью. А для сегодняшнего поколения Наумов словно бы и не уезжал: его выступления проходят регулярно, весной и осенью, в лучших концертных залах столицы и других городов.
Автор-исполнитель (или, говоря проще, бард) Владимир Леви собрал свой «Тамбурин» в 1981 году, назвав группу в честь песни Боба Дилана «Mr. Tambourine Man». Хрупкое полуакустическое звучание, нежные краски перкуссии и флейт, влияние музыки барокко и фолка в сочетании с философской поэзией и выверенностью исполнения сразу же заслужили признание публики и профессионалов: на фестивалях Ленинградского рок-клуба 1983-85 годов «Тамбурин» трижды получал лауреатские звания. Однако в «смутное время» рубежа 80 - 90-х их тонкое искусство оказалось невостребованным. Артисты, в полном соответствии со своими средневековыми прототипами, нашли себя в качестве уличных музыкантов в Европе: основу их репертуара составили старинные и народные мелодии (а также авторские стилизации под них), позже вошедшие в альбом «Allemande» (1996). Сейчас группа в классическом составе регулярно дает концерты в Питере и Москве. В 2003 году увидели свет неизданные альбомы начала 90-х – «Небо» и «Колодец».
Прекращение творческой деятельности "Вежливого отказа" - величайшая драма русского рока, так как группы, сравнимой по оригинальности, таланту и профессионализму на обозримом горизонте отечественной рок-музыки, не было и нет. Как известно, в феврале 2003 года команда отыграла серию прощальных концертов, переиздала один из старых альбомов и... торжественно распалась. Причина - занятость лидера коллектива Романа Суслова на полях Родины, вернее, на поприще руководителя основанного им конезавода и другой общественно-полезной деятельностью. Как отмечал сам Роман, игра в группе давно уже превратилось для музыкантов в "приятную необходимость проведения свободного времени". За годы своей работы (а первый концерт состоялся в 1985 году) "отказники" добились потрясающего исполнительского мастерства; сочетание изысканных джаз- и арт-роковых аранжировок с тонким юмором в духе Даниила Хармса обусловило их неповторимый стиль. Но, увы, ничто не вечно под Луною - результат см. выше. Однако у поклонников все же есть надежда: в марте будущего года группа, возможно, даст концерт в честь своего 20-летия. В наш сборник вошла композиция из последнего на данный момент "номерного" альбома "Герань" (2002).
Картину Репина "Не ждали" помнит каждый, ну а если подзабыли - зайдите на стартовую страницу nezhdali.zvuki.ru, там вы найдете современную ее интерпретацию. "Не ждали" - группа, гораздо больше известная за рубежом, чем в России (тем более сейчас). Впрочем, она изначально была "зарубежной" - появилась на свет в 1987 году в Таллинне, где жили в тот момент участники команды. Первые два года существования коллектив работал в таллиннском Русском драматическом театре, где репетировал, участвовал в музыкальных и прочих спектаклях. Нестандартный музыкальный язык с авангардистским уклоном, склонность к импровизированию и театрализации, - все это сразу же привлекло внимание публики. После окончательного падения "железного занавеса" команда начала интенсивно гастролировать по странам Европы, где и записала свой первый и почти все последующие альбомы, участвовала в престижных рок- и авангардных фестивалях. Немало выступлений "Не ждали" отыграли в творческом альянсе с "Вежливым отказом". Как сообщает всё тот же официальный сайт, на текущий момент четыре персоны из "Не ждали" проживают в Таллине, вокалиста и гитариста Леонида Сойбельмана (он выпустил несколько сольных пластинок с этнической музыкой) приютил Берлин, а басист Илья Комаров расположился в Швейцарском городе Люцерн. Это не мешает музыкантам общаться в студии и изредка посещать Россию с концертами.
Если есть "Зоопарк", то должны быть и "Джунгли", где обитает весь этот веселый и разношерстный народец. По словам создателя "Джунглей" гитариста и композитора Андрея Отряскина, "джунгли - некий символ природы, сплетение всевозможных вариантов, в том числе неизвестных нам". В своем творчестве ленинградский коллектив, истоки которого восходят к 1981 году, сплавлял этнические мотивы, достижения арт- и джаз-рока, академического авангарда, вдохновляясь широким спектром музыкальных идеалов от Роберта Фриппа и Led Zeppelin до Кшиштофа Пендерецкого. Команда неоднократно получала звание лауреата на фестивалях Ленинградского рок-клуба "За музыкально-композиционное решение программы", а ее участники признавались лучшими инструменталистами. При этом лицо "Джунглей" постоянно менялось: буквально за полтора года в середине 80-х группа подготовила три разных программы в стилях арт-рок, джаз-рок и пост-панк. Практически свободная от диктата слова (традиционные песни с текстом встречались в их репертуаре крайне редко), музыка "Джунглей" являла собой пространные, сложноорганизованные рок-симфонические поэмы. В конце 80-х группа начинает активно гастролировать за рубежом, Отряскин выступает в качестве продюсера русско-датского проекта "Next Stop Rock-n-roll" (в сборник под одноименным названием вошла и композиция "Shapes" - "Пустые формы"). А в 1991-м Андрей, как и многие его соратники по рок-цеху, уехал в США. Долгое время со своим другом Тимом Янгом он играл в дуэте Guitar Monks, а в настоящий момент отошел от музыки, занявшись преподаванием общественных дисциплин в школах Сиэтла и реставрацией зданий. Единственная выпущенная на фирме "Мелодия" виниловая пластинка "Джунглей" - "Весна в Шанхае" (1990) - давно стала коллекционной редкостью. В настоящее время переизданием творческого наследия группы занимается московский лейбл "Геометрия".
"Корпус-2" - самая молодая из наших "легенд": она появилась на свет в 1987 году. Название расшифровывается просто: один из музыкантов жил в этом самом корпусе два на обычной ленинградской улице. Коллектив сразу же стал активно выступать - вашей покорной слуге посчастливилось побывать на концерте "Корпуса" в Уфе буквально через год после его создания. Первые места на рок-фестивалях в Нарве и Череповце стали для команды мощным стартом. Изысканный, холодновато-отрешенный и в то же время эмоциональный арт-рок хитросплетениями гитарных партий и сложными композиционными конструкциями определенно отсылал к могущественному прототипу - King Crimson, но по духу и сути своей музыка была безусловно наша, родная. О том свидетельствовали и ироничные тексты на русском (их автор - лидер группы, вокалист и басист Вадим Новиков), а в альбоме "Горох" (1998) музыканты использовали стихи Даниила Хармса. Благополучно дожив до рубежа столетий в практически неизменном составе, коллектив приостановил свою деятельность, не чувствуя должной отдачи от аудитории. Жаль, ведь переизданные старые альбомы свидетельствуют о том, что "Корпус-2" израсходовал далеко не весь свой потенциал.
Старомосковская группа "Оптимальный Вариант" была создана во второй половине ХХ века выпускником физико-математической школы №625 Олегом Чилапом при "маленькой помощи друзей"- одноклассников Пита Аникина и Саши Липницкого. Сами участники команды определяют свой стиль как урбанистический фолк - то есть то, что составляет музыкальную ткань мегаполиса: рок-н-ролл, блюз и баллада. В репертуаре группы более 200 песен, автором которых в подавляющемся большинстве является Олег - О!Чилап, как он предпочитает подписываться. В дискографии "Оптимального Варианта" более 10 альбомов, 7 из них изданы дома и за рубежом. Группа является неоднократным лауреатом Международных рок-фестивалей. С 1997 года музыканты проводят ежегодный "плавучий" (проходящий на курсирующем по Москве-реке кораблике) арт-фестиваль "Улица Яблочных Лет". В настоящее время к выходу готовятся сразу два альбома группы - "Имэйлы" и "Гринвич" (в последний и войдет композиция "Следы на Луне"). В творческих планах ансамбля - дышать насквозь и процветать.
Проект этого сборника вызревал в моей голове долгое время, хотя подобраться к нему вплотную было сложно. Но очень, очень хотелось показать нашим читателям (да и самой себе), что помимо официально признанных "легенд русского рока" и так называемых "групп первого эшелона", - тех нескольких коллективов, чьи имена вот уже более 20 лет у всех на устах - есть и другие. И тоже незабытые. Пусть эти команды не выбились в истеблишмент, не устраивают публичное шоу из внутренних конфликтов и не отмечают юбилеи в "Олимпийском", а их лидеры не ведут телепередачи и не рекламируют мобильники. Но они вписали не менее важные страницы в историю русского рока и создали произведения настолько прекрасные, что, слушая их, диву даешься: у нас была великая эпоха, и куда же всё делось...
Впрочем, делось далеко не всё. Большинство участников сборника (а практически все они начали свой путь в первой половине 80-х) действуют до сих пор. Вы можете пойти на концерт "Разных людей", "Телевизора", "Тамбурина", "Оптимального варианта" в клуб, можете скачать песню с сайта и понять, что ничего не изменилось в их музыке с тех самых пор - только ненужного ажиотажа вокруг стало меньше. "Вежливый отказ", "Не Ждали", "Корпус-2" сумели донести до наших дней свойственный 80-м дух эксперимента, плодотворного творческого безумия. Рубеж 80 - 90-х оказался трудным временем для русского рока, но даже отъезд на Запад не стал причиной для изменения творческого курса - артисты (такие, как Юрий Наумов, "Центр") продолжают выпускать альбомы, давать концерты. Именно поэтому в сборнике "Незабытые легенды" мы постарались представить новейшие записи групп-участников (хотя есть здесь и архивные раритеты, как, например, ранее не издававшаяся в России композиция "Джунглей"). И пусть песен на диске всего 10, каждая из них - на вес золота. Надеемся, что наша работа привлечет внимание слушателей к истории российского рока и его подлинным героям.
Благодарим Евгения Гапеева (лейбл "Геометрия"), Илью Зинина (директор группы "Телевизор"), Ольгу Попову (агентство "Медиаполис"), Николая Топникова (импресарио Юрия Наумова), Инну Чернецкую (директор группы "Разные люди"), лейблы "Мороз Мьюзик", "А и Б Рекордз", редакцию сайта "Центромания", всех музыкантов-участников за неоценимую помощь в подготовке сборника.
Елена Савицкая
Список композиций:
01. Разные люди - Никогда не вернусь (А.Чернецкий)
02. Тамбурин - Крутись, колесико (В.Леви)
03. Юрий Наумов - Сказка о Карле, короле рок-н-ролла (Ю.Наумов)
04. Телевизор - Пронесло (М.Борзыкин-М.Борзыкин)
05. Центр - Поиск истины (В.Шумов)
06. Джунгли - Shapes (Пустые формы) (А.Отряскин)
07. Вежливый отказ - Марина и медведь (Р.Суслов - Г.Дашевский)
08. Не Ждали - На Востоке зима (Л.Сойбельман - Не Ждали)
09. Корпус-2 - Слепой дождь (Корпус-2 - В. Новиков)
10. Оптимальный вариант - Следы на Луне (О!Чилап)
Общее время звучания 42:26
Носитель: Audio CD
Год выхода: 2005
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 95.6 Мб
Незабытые Легенды.rar
История «Разных людей» началась в 1987 году на рок-фестивале в Риге, где импровизированный состав с участием Александра Чернецкого («Рок-фронт») и музыкантов других харьковских групп сорвал овации публики и жюри. Вернувшись на родину, Чернецкий получил приглашение работать в «Группе продленного дня», а позже организовал собственный коллектив под ставшим уже символическим названием «Разные люди», к которому присоединился и Сергей «Чиж» Чиграков (вскоре начавший собственную карьеру). Бескомпромиссные, щедрые на крепкое словцо, безыскусные и искренние песни «РЛ» расходились по стране на магнитных лентах (первый винил вышел только в 1992 году). Несмотря на серьезную болезнь, надолго приковавшую к постели, Александр находил в себе силы, чтобы продолжать творить. В 1999 году Чернецкий переехал в Питер, где к тому времени уже жил Чиж и еще кое-кто из «Разных людей». Друзья решили, что нужно реализовать новые вещи, которые накопились у Александра: так в 2000 году появилась пластинка Чижа и Чернецкого "Comeback". А с приходом гитариста Андрея "Худого" Васильева (ДДТ), басиста Наиля Кадырова («Дочь Монро и Кеннеди» и др.) и при участии известного звукорежиссера Юрия Морозова «Разные люди» превратились в настоящую супергруппу. Сегодняшняя творческая судьба «Разных людей» достаточно стабильна, что подтверждают регулярно выходящие альбомы (в том числе «911», песня из которого вошла в наш сборник), постоянные концерты, гастрольные туры за рубежом (например, осенью 2005-го Чернецкий целый месяц выступал в Америке) и, конечно, любовь слушателей.
Михаил Борзыкин и его группа «Телевизор» сразу же приходят на ум, когда речь заходит о легендах русского рока, тем более – незабытых. Знаменитая команда, гремевшая на фестивалях Ленинградского рок-клуба середины 80-х, до сих пор не сдает своих позиций. Соединив эстетику «нового романтизма» с обличительным пафосом, яркий мелодизм и актуальные электронные аранжировки – с остросоциальными текстами, группа обрела свое неповторимое лицо. Альбомы «Шествие рыб» (1985) и «Отечество иллюзий» (1987) стали настоящими гимнами обреченного на молчание поколения. Однако трудные времена не миновали и «Телевизор» - во второй половине 90-х группа ушла в подполье, и только в 21-м столетии вернулась к активной деятельности. Именно в наше время наконец увидел свет заново записанный альбом «Отчуждение», провалявшийся почти 20 лет на полке из-за несговорчивости продюсера. Состав «Телевизора» неоднократно менялся, и сегодня доминирующую позицию в нем занимает компьютер, играющий (в буквальном смысле слова) значительную роль и в концертных выступлениях. Записывать альбомы Михаил предпочитает в своей домашней студии. Несмотря на то, что на фоне наших благополучных рокеров Борзыкин выглядит совершеннейшим аутсайдером, он не утерял ни своей едкой иронии, ни острого ума, ни умения воодушевлять слушателя (хотя бы на то, чтобы задуматься над происходящим вокруг и в собственной душе). Пример тому – песня «Пронесло» из альбома «МегаМизантроп» (2004).
Московская группа «Центр» всегда стояла в стороне от торных дорог русского рока, с самого начала взяв курс на эксперимент. Абсурдистские тексты с социально-политической подоплекой, напетые нарративным голосом Василия Шумова под звуки синтезаторов и драм-машин, интриговали слушателя: в них была вся наша жизнь, плакатно-прекрасная и бессмысленная. Реалии повседневного бытия, выхваченные из будничной застылости и возведенные в ранг «произведений искусства» (словно в поп-арте), вдруг поражали своей величественностью и иконичностью. Альбомы, выпущенные «Центром» начиная с 1983 года - а их было не менее двадцати, - распространялись (и распространяются до сих пор) путем перезаписи с кассеты на кассету. В постперестроечной чехарде 1990 года Василий Шумов уехал в Штаты, осел там и с тех пор лишь трижды (1996, 97, 98) побывал в России с концертами. Ныне он преподает курс мультимедиа и дизайна в одном из вузов Лос-Анджелеса. Однако новые альбомы "Центра" выходят регулярно, они, как и более ранние работы, доступны для свободного скачивания на официальном сайте www.centormania.com. Полностью перейдя на ультрасовременные компьютерные технологии, Шумов рассматривает электронную музыку как универсальный язык, не требующий непременной «привязки» к эпохе, месту, другим исполнителям. Последние пять альбомов "Центра" записаны при участии центробораторов: это новый тип членов группы, работающих путем обмена файлами через Интернет. Так, в создании новейшего (апрель 2005) альбома «Регион 5», куда вошла композиция "Поиск истины", участвовали Сергей Устинов (Кельн, Германия) и Алекс Сусдорф (Манхейм, Германия).
В 1990 году уехал на ПМЖ в Америку еще один выдающийся российский рок-музыкант - маэстро "русского блюза" Юрий Наумов. Гонимый властями, Наумов в середине 80-х был вынужден сначала бежать из родного Новосибирска в Ленинград, затем переехал в Москву, а позже и вовсе покинул страну, обретя долгожданную свободу. С течением времени был записан и выпущен легендарный "Фиолетовый альбом" (1996), инструментальный диск "Гитарные истории" (2001), двойной концертник "Рожден, чтоб играть" (2005), куда вошли многие ранее не издававшиеся песни; отремастированы старые альбомы... Обладатель уникальной техники игры на 9-струнной гитаре, автор пронзительно-лиричных, философски-трагических песен ("Азиатская месса", "Поролоновый город", "Ночной полет", "Театр Станиславского", "Сказка о Карле, короле рок-н-ролла"...), Юрий от имени своего "я" говорит с каждым из слушателей, однако высокая смысловая насыщенность художественных текстов позволяет ему выходить на уровень глобальных обобщений. Первый приезд Юрия с концертами на бывшую родину был для поклонников ни с чем не сравнимой радостью. А для сегодняшнего поколения Наумов словно бы и не уезжал: его выступления проходят регулярно, весной и осенью, в лучших концертных залах столицы и других городов.
Автор-исполнитель (или, говоря проще, бард) Владимир Леви собрал свой «Тамбурин» в 1981 году, назвав группу в честь песни Боба Дилана «Mr. Tambourine Man». Хрупкое полуакустическое звучание, нежные краски перкуссии и флейт, влияние музыки барокко и фолка в сочетании с философской поэзией и выверенностью исполнения сразу же заслужили признание публики и профессионалов: на фестивалях Ленинградского рок-клуба 1983-85 годов «Тамбурин» трижды получал лауреатские звания. Однако в «смутное время» рубежа 80 - 90-х их тонкое искусство оказалось невостребованным. Артисты, в полном соответствии со своими средневековыми прототипами, нашли себя в качестве уличных музыкантов в Европе: основу их репертуара составили старинные и народные мелодии (а также авторские стилизации под них), позже вошедшие в альбом «Allemande» (1996). Сейчас группа в классическом составе регулярно дает концерты в Питере и Москве. В 2003 году увидели свет неизданные альбомы начала 90-х – «Небо» и «Колодец».
Прекращение творческой деятельности "Вежливого отказа" - величайшая драма русского рока, так как группы, сравнимой по оригинальности, таланту и профессионализму на обозримом горизонте отечественной рок-музыки, не было и нет. Как известно, в феврале 2003 года команда отыграла серию прощальных концертов, переиздала один из старых альбомов и... торжественно распалась. Причина - занятость лидера коллектива Романа Суслова на полях Родины, вернее, на поприще руководителя основанного им конезавода и другой общественно-полезной деятельностью. Как отмечал сам Роман, игра в группе давно уже превратилось для музыкантов в "приятную необходимость проведения свободного времени". За годы своей работы (а первый концерт состоялся в 1985 году) "отказники" добились потрясающего исполнительского мастерства; сочетание изысканных джаз- и арт-роковых аранжировок с тонким юмором в духе Даниила Хармса обусловило их неповторимый стиль. Но, увы, ничто не вечно под Луною - результат см. выше. Однако у поклонников все же есть надежда: в марте будущего года группа, возможно, даст концерт в честь своего 20-летия. В наш сборник вошла композиция из последнего на данный момент "номерного" альбома "Герань" (2002).
Картину Репина "Не ждали" помнит каждый, ну а если подзабыли - зайдите на стартовую страницу nezhdali.zvuki.ru, там вы найдете современную ее интерпретацию. "Не ждали" - группа, гораздо больше известная за рубежом, чем в России (тем более сейчас). Впрочем, она изначально была "зарубежной" - появилась на свет в 1987 году в Таллинне, где жили в тот момент участники команды. Первые два года существования коллектив работал в таллиннском Русском драматическом театре, где репетировал, участвовал в музыкальных и прочих спектаклях. Нестандартный музыкальный язык с авангардистским уклоном, склонность к импровизированию и театрализации, - все это сразу же привлекло внимание публики. После окончательного падения "железного занавеса" команда начала интенсивно гастролировать по странам Европы, где и записала свой первый и почти все последующие альбомы, участвовала в престижных рок- и авангардных фестивалях. Немало выступлений "Не ждали" отыграли в творческом альянсе с "Вежливым отказом". Как сообщает всё тот же официальный сайт, на текущий момент четыре персоны из "Не ждали" проживают в Таллине, вокалиста и гитариста Леонида Сойбельмана (он выпустил несколько сольных пластинок с этнической музыкой) приютил Берлин, а басист Илья Комаров расположился в Швейцарском городе Люцерн. Это не мешает музыкантам общаться в студии и изредка посещать Россию с концертами.
Если есть "Зоопарк", то должны быть и "Джунгли", где обитает весь этот веселый и разношерстный народец. По словам создателя "Джунглей" гитариста и композитора Андрея Отряскина, "джунгли - некий символ природы, сплетение всевозможных вариантов, в том числе неизвестных нам". В своем творчестве ленинградский коллектив, истоки которого восходят к 1981 году, сплавлял этнические мотивы, достижения арт- и джаз-рока, академического авангарда, вдохновляясь широким спектром музыкальных идеалов от Роберта Фриппа и Led Zeppelin до Кшиштофа Пендерецкого. Команда неоднократно получала звание лауреата на фестивалях Ленинградского рок-клуба "За музыкально-композиционное решение программы", а ее участники признавались лучшими инструменталистами. При этом лицо "Джунглей" постоянно менялось: буквально за полтора года в середине 80-х группа подготовила три разных программы в стилях арт-рок, джаз-рок и пост-панк. Практически свободная от диктата слова (традиционные песни с текстом встречались в их репертуаре крайне редко), музыка "Джунглей" являла собой пространные, сложноорганизованные рок-симфонические поэмы. В конце 80-х группа начинает активно гастролировать за рубежом, Отряскин выступает в качестве продюсера русско-датского проекта "Next Stop Rock-n-roll" (в сборник под одноименным названием вошла и композиция "Shapes" - "Пустые формы"). А в 1991-м Андрей, как и многие его соратники по рок-цеху, уехал в США. Долгое время со своим другом Тимом Янгом он играл в дуэте Guitar Monks, а в настоящий момент отошел от музыки, занявшись преподаванием общественных дисциплин в школах Сиэтла и реставрацией зданий. Единственная выпущенная на фирме "Мелодия" виниловая пластинка "Джунглей" - "Весна в Шанхае" (1990) - давно стала коллекционной редкостью. В настоящее время переизданием творческого наследия группы занимается московский лейбл "Геометрия".
"Корпус-2" - самая молодая из наших "легенд": она появилась на свет в 1987 году. Название расшифровывается просто: один из музыкантов жил в этом самом корпусе два на обычной ленинградской улице. Коллектив сразу же стал активно выступать - вашей покорной слуге посчастливилось побывать на концерте "Корпуса" в Уфе буквально через год после его создания. Первые места на рок-фестивалях в Нарве и Череповце стали для команды мощным стартом. Изысканный, холодновато-отрешенный и в то же время эмоциональный арт-рок хитросплетениями гитарных партий и сложными композиционными конструкциями определенно отсылал к могущественному прототипу - King Crimson, но по духу и сути своей музыка была безусловно наша, родная. О том свидетельствовали и ироничные тексты на русском (их автор - лидер группы, вокалист и басист Вадим Новиков), а в альбоме "Горох" (1998) музыканты использовали стихи Даниила Хармса. Благополучно дожив до рубежа столетий в практически неизменном составе, коллектив приостановил свою деятельность, не чувствуя должной отдачи от аудитории. Жаль, ведь переизданные старые альбомы свидетельствуют о том, что "Корпус-2" израсходовал далеко не весь свой потенциал.
Старомосковская группа "Оптимальный Вариант" была создана во второй половине ХХ века выпускником физико-математической школы №625 Олегом Чилапом при "маленькой помощи друзей"- одноклассников Пита Аникина и Саши Липницкого. Сами участники команды определяют свой стиль как урбанистический фолк - то есть то, что составляет музыкальную ткань мегаполиса: рок-н-ролл, блюз и баллада. В репертуаре группы более 200 песен, автором которых в подавляющемся большинстве является Олег - О!Чилап, как он предпочитает подписываться. В дискографии "Оптимального Варианта" более 10 альбомов, 7 из них изданы дома и за рубежом. Группа является неоднократным лауреатом Международных рок-фестивалей. С 1997 года музыканты проводят ежегодный "плавучий" (проходящий на курсирующем по Москве-реке кораблике) арт-фестиваль "Улица Яблочных Лет". В настоящее время к выходу готовятся сразу два альбома группы - "Имэйлы" и "Гринвич" (в последний и войдет композиция "Следы на Луне"). В творческих планах ансамбля - дышать насквозь и процветать.
Комментариев нет :
Отправить комментарий