суббота, 6 августа 2011 г.

Микаэл Таривердиев - Ирония судьбы, или С лёгким паром!



Когда я получил сценарий «Иронии судьбы» и прочел его, я очень удивился. Я читал разные сценарии, самые разные. Сценарии ведь, как правило, как-то классифицируются. Это может быть психологическая драма, комедия, детектив, историческая картина... Здесь же жанр ни под какое определение не подходил. В этом была его прелесть. Жанр как бы менялся по ходу развития событий.

Начало. Женщина настойчиво и непреклонно пытается женить на себя мягкого и интеллигентного героя: вроде бы сатирическая комедия. Потом герой попадает в баню: это уже буффонада. Дальше героя ошибочно отправляют в Ленинград - это уже комедия положений. Дальше у героя и героини возникают взаимные чувства - это уже лирическая комедия. Потом герой возвращается в Москву в самолете и звучат стихи «С любимыми не расставайтесь» - это уже кинопоэтика. Наконец, герой прилетает в Москву, и героиня появляется у него в квартире с веником, который он забыл в Ленинграде. Опять буффонада.

Что же делать композитору? Самое простое - там, где буффонада - писать буффонную музыку, цирковую, там где лирика - лирическую и так далее. Но это будет каша. И я стал думать. Думал, думал и придумал. О чем картина? Какова его концепция? Для меня этот фильм - рождественская сказка. Сказка о том, что все мы, независимо от возраста, ждем, когда с неба (безо всяких на то усилий) свалится на голову принц или принцесса. Прекрасные, очаровательные, любящие, которые нас поймут, как никто до этого не понимал. Это сказка. О ней мечтают все и думают с теплом и доброй иронией.

Фильм о сказке. Какой должна быть музыка? И вот вместе с Эльдаром Рязановым мы выстраиваем восемь романсов на замечательные стихи лучших поэтов. Ведь они по смыслу выстраиваются так: о любви, о счастье, о ревности, о доброте, о желании быть понятым. А картина развивается сама по себе. Музыка звучит сначала резким контрапунктом с тем, что происходит на экране. Даже вступает в противоречие. На фоне преследования жесткой дамой скромного интеллигентного врача звучит «Никого не будет в доме» на нежные стихи Бориса Пастернака. Но дальше ножницы между звуковым рядом и изображением сближаются. Наивысшей точки единства они достигают в эпизодах «Хочу у зеркала, где муть» и «Мне нравится, что вы больны не мной». Так постепенно мы сближаем эти противоположные токи. Вот такая в музыке получается драматургия - иная, чем в сценарии.

Микаэл Таривердиев

Содержание:

01. Увертюра (2:43)
02. Со мною вот что происходит (2:26)
03. Надежда (4:25)
04. Ожидания праздника (1:14)
05. Никого не будет в доме (2:18)
06. Снег над Ленинградом (2:45)
07. По улице моей который год (2:48)
08. На Третьей улице строителей (1:54)
09. На Тихорецкую состав отправится (1:29)
10. С Новым годом! (2:46)
11. Мне нравится, что вы больны не мной (1:35)
12. Ария московского гостя (1:53)
13. Последний вальс (1:46)
14. Хочу у зеркала, где муть и сон туманящий (1:36)
15. Я спросил у ясеня, где моя любимая (3:36)
16. С любимыми не расставайтесь (2:39)
17. Мелодия (3:16)

Продолжительность: 00:41:08

Полная версия музыки к знаменитому фильму Эльдара Рязанова

Романсы на стихи Евгения Евтушенко, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Беллы Ахмадулиной, Владимира Киршона, Михаила Львовского, Александра Аронова исполняют Алла Пугачёва и Сергей Никитин.

Стихотворение Александра Кочеткова читают Валентина Талызина и Андрей Мягков.

Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР под управлением Георгия Гараняна.

Соло-рояль, соло-клавесин Микаэл Таривердиев

Звукорежиссёр Юрий Рабинович

Фонограммы из личного архива Микаэла Таривердиева

Носитель: Audio CD
Год выхода: 2005
Издатель: Вера Таривердиева
№ по каталогу: MA 021
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 108 Мб
Микаэл Таривердиев - Ирония судьбы, или С лёгким паром (2005).rar
+lossless

Комментариев нет :

Отправить комментарий