Заслуженный коллектив Республики Беларусь
вокально-инструментальный ансамбль "Песняры"
Художественный руководитель -
народный артист Республики Беларусь
Владимир Мулявин
Молодым белорусским солдатам, служившим вместе в прославленной Гвардейской мотострелковой Рогачевской дивизии, пришла в голову мысль создать вокально-инструментальный ансамбль, мелодической основой репертуара которого будет белорусский фольклор, а ритмической — биг-бит (так в шестидесятые годы называли европейский рок). Это было время расцвета популярности «Битлз», смягчивших жесткую схему негритянского ритм-энд-блюза методизмом староанглийском баллад: в моду у нас все больше и больше входили электрогитары... Новый самодеятельный коллектив нарекли «Лявоны», что значит «Балагуры». Кафтаны, усы, украшавшие лица, делали молодых музыкантов похожими на деревенских молодцев, а их руководителя Владимира Мулявина — на степенного дядьку.
Успех у слушателей ансамбль завоевал мгновенно, а вот руководители концертных организаций и другие официальные лица далеко не сразу смирились с его дерзким посягательством на фольклор, на его осовременивание. Дело доходило до того, что в прессе ставился вопрос: «Быть или не быть «Лявонам»? А между тем репертуар их становился все серьезнее, значительнее. Это-то и заставило переименовать ансамбль в «Песняров» («Сказителей»).
На профессиональной сцене «Песняры» впервые выступили 1 сентября 1969 года — эта дата и считается днем рождения ансамбля, а уже в октябре 1970-го он завоевал звание лауреата Ю Всесоюзного конкурса артистов эстрады, покорив жюри и требовательный конкурсный зал исполнением белорусской народной песни «Ой, рано на Ивана», «Темной ночи» Н. Богословского (стихи В. Агатова), «Хатыни» И, Лученка (стихи Г. Петренко)...
Победы, успех не были случайными. С самого начала руководитель «Песняров» Владимир Мулявин, окончивший музыкальное училище по классу гитары, знал, чего добивался, искал и находил единомышленников-энтузиастов. Требования были высокими: прежде всего влюбленность в народную белорусскую песню; непременное владение несколькими инструментами; дар импровизации и... беспредельная работоспособность.
Нельзя не восхититься вкусом, художественным талантом, которые неизменно демонстрировал ансамбль. «Песняры» действительно владели секретом, дающим песне вторую жизнь. И не только фольклорной. Достаточно вспомнить блистательное возрождение ими «Вологды» Бориса Мокроусова (стихи М. Матусовского), которой «Песняры» придали такую звонкую весеннюю праздничность, что старая песня вновь полюбилась всем и неизменно бисировалась в концертах. Опыт свободной и оригинальной интерпретации народой песни сыграл и тут решающую роль.
Начало 70-х годов в европейской музыке ознаменовалось огромной популяркостью рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» Тима Райса и Эндрю Ллойда Уэббера. Хотя жанр этот в чистом виде не получил в дальнейшем особенно широкого развития, у нас в стране он вызвал к жизни «Орфея и Эвридику» А. Журбина и «Фламандскую легенду» Р. Гринбла та, осуществленные «Поющими гитарами», «Тиля Уленшпигеля» Г. Гладкова, «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты», Юнону» и «Авось» А. Рыбникова, приковавших горячие симпатии молодежи к Театру имени Ленинского комсомола и породивших стремление к театрализации у многих ВИА...
Артистизм «Песняров», умение музыкальными средствами раскрыть самые разноплановые характеры, от трагедийных до комедийных, — казалось бы, все было за то, чтобы самим приступить к такой столь заманчивой театрализации. Тем не менее еще довольно долго программы ансамбля оставались целиком песенными.
И только весной 1978 года в репертуаре «Песняров» появилась опера-притча «Песня о доле» Владимира Мулявина на стихи Янки Купалы, а затем поэма-легенда «Гусляр» по поэме Я. Купалы «Курган».
Этот спектакль стал безусловной победой «Песняров». Свойственная их творческой природе эмоциональная образность получила в нем высокое выражение.
Ансамбль — организм живой. Кто-то, не выдержав заданного ритма напряженной, целеустремленной работы, уходил. Однако, сохранились ядро, лидер, незыблемым оставалось творческое кредо коллектива, и «новобранцы» принимали правила игры — одержимость работой, преданность фольклору, высокий профессионализм.
Проходили годы, симпатии части молодежи завоевывали диско-жанры, интерес к которым сменился увлечением панк-роком, затем «новой волной», с ее социальной остротой, ироничностью, возвращением к музыкальным истокам рок-н-роллу, — и вот уже загремели первые отечественные «металлисты»... ВИА меняли названия, музыкальные ориентиры, стили и даже имидж, а «Песняры» оставались «Песнярами», с неизменным источником вдохновения — белорусским фольклором. Требовалось большое мужество и вера в правду избранного направления, чтобы устоять в вакханалии моды. Отливы и приливы зрительского внимания, просчеты и победы — высокая цена истинного успеха художников, завоевывающих право на свое, неповторимое творческое лицо...
Что же помогало Песнярам» выстоять, сохранить свое лицо? Наверное, в первую очередь — незыблемая вера в непреходящую ценность и высокую нравственную красоту народного искусства. И, конечно, преданность многочисленных ПОКЛОННИКОВ.
«Песняры»! Как приятно писать о тех, кто заслуживает безмерного уважения за труд, за верность своим творческим принципам, о тех, кто не гонится за модой, а диктует ей свои правила игры и одерживает победу.
Н. Завадская
Содержание:
01. Беларусь (В.Мулявин - В.Скарынкин) 2:42
02. Олеся (И.Лученок - А.Кулешов) 4:25
03. За полчаса до весны (О.Фельцман - Н.Олев) 4:02
04. Вологда (Б.Мокроусов - М.Матусовский) 3:40
05. Ой, рано на Ивана ( белорусская народная песня) 3:41
06. Любовь (И.Лученок, В.Мулявин - Я.Колас) 3:50
07. Александрина (В.Мулявин - П.Бровка) 6:48
08. В поле верба (белорусская народная песня) 5:32
09. Косил ясь конюшину (белорусская народная песня) 3:47
10. Ты мне весною приснилась (Ю.Семеняка - М.Богданович) 4:45
11. Серёжки (В.Мулявин - М.Танк) 5:02
12. Сонет № 68 (В.Резников - В.Шекспир) 4:46
13. Я всё тот же (И.Любимский - А.Шанаев) 4:34
14. Зачарованная моя (И.Лученок - Г.Буравкин) 5:45
15. Беловежская Пуща (А.Пахмутова - Н.Добронравов) 5:00
16. Белоруссия (А.Пахмутова - Н.Добронравов) 5:05
Общее время звучания: 73:24
На белорусском языке (1, 2, 5-11, 14)
Обработки В.Мулявина (5, 8, 9)
Записи 1971 - 1982 гг.
Записи по трансляции из Государственного
концертного зала с аплодисментами (12-14)
Носитель: Audio CD
Год выхода: 1995
Издатель: Мелодия
№ по каталогу: MEL CD 60 00488
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 189 Мб
Песняры.rar
+lossless
Комментариев нет :
Отправить комментарий