Начало 90-х годов прошлого века для известного челябинского ансамбля «Ариэль» было невероятно сложным. Только что у коллектива случился болезненный разрыв с официальным художественным руководителем Валерием Ярушиным. Пошла на спад всесоюзная популярность, заработанная в 70-х годах. В последующее десятилетие «Ариэль» явно уже не выдерживал конкуренции со стороны молодых и дерзких рокеров, погряз в самоповторах и готовился кануть в Лету вместе с многочисленными ВИА типа «Пламени», «Синей птицы» и прочих «Веселых ребят».
В это тяжелое время челябинские музыканты вспомнили главный секрет собственного успеха - самобытное соединение русской народной песни и современного ее исполнения. И записали альбом, ставший по-настоящему мировой вершиной фолк-рока, равный по своему профессионализму и таланту таким народно-рокерским шедеврам, как «Graceland» Пола Саймона, «Русские песни» Александра Градского или «Bringing it All Home» Боба Дилана. «Ариэлевцы» продемонстрировали такое фирменное многоголосие и такое вдохновенное чувство вокальной гармонии, что и мэтрам фолк-рока вроде Кросби, Стиллза, Нэша и Янга было бы не стыдно. Но челябинцы-то пели на русском языке, записав альбом с материалом, близким отечественному слушателю буквально на генетическом уровне! От некоторых песен просто мороз идёт по коже... Не от классного вокала, не от профессионального исполнения, не от умной и тонкой аранжировки. От.. Это не передать словами. Послушайте «Чёрного ворона» или «Матушку» - поймёте сами.
- Если в 80-х годах нам приходилось играть по несколько концертов в день, так мы были востребованы у публики, то в 90-х был период, когда мы за целый год не дали ни одного концерта, вспоминает Ростислав Гепп. - Исчезла постоянная гастрольная горячка, стало больше свободного времени для собственно творчества. Мы почти полностью перешли на акустические инструменты, я отказался от клавиш и перешёл на флейту, Борис Каплун взял в руки скрипку, на единственном оставшемся синтезаторе Сергей Шариков играл партию баса. Было решено полностью отказаться от старых ВИА-хитов типа «В краю магнолий», а сделать что-то, ориентируясь исключительно на западную публику, на уровень мировых музыкальных стандартов. А что нужно Западу? Уж, конечно, не отечественную эстраду! Поэтому мы и обратились к русской народной песне. В поисках материала Гепп пошёл в публичную библиотеку за нотами и текстами русских песен. Именно так! Чтобы сделать совершенно оригинальную обработку, Ростислав принципиально не хотел песню СЛУШАТЬ, ему было достаточно напечатанных на бумаге нот и слов. Именно таким образом, «с листа» родился открывающий альбом трек «Вечор-сокол». Но раскрутку нового материала на публику решили начать не с него, а со спетой акапелла на пять голосов песни «Шумел камыш».
- Мы в Москве участвовали в какой-то музыкальной солянке и вышли на сцену именно с этим номером, - вспоминает Гепп. - Закончили петь, и ко мне на шею бросается музыкальный редактор «Утренней почты» Наталья Высоцкая. «Ребята, вот это - настоящее!
Более того, новый стиль «Ариэля» оценили и в «Программе А» - телевизионной передаче, которая знакомила зрителей с роком и музыкальной альтернативой, гоняя клипы Cure, Bauhaus и прочих западных монстров. В компанию с ними попал и «Шумел камыш», показанный на всю Россию. Музыканты поняли – есть попадание в точку!
Отрепетировали материал на полноценную программу и поехали в Москву записывать альбом. «Ариэль» приютил звукорежиссер театра «Ленном» Владимир Черепанов, по тем временам у него была отлично упакованная студия.
- Работа в «Ленкоме». имела свои особенности, - вспоминает вокалист «Ариэля» Александр Тибелиус.- Вокруг люди театра, со своим видением мира, так сказать. Начали записывать «Черного ворона», где поет Борис Каплун, не получается, явно не хватает внутреннего нерва, заложенного в этой песне. А на конгах нам тогда подыгрывал Толя Абрамов из «Аракса», группы, играющей в «Ленкоме». Он мигом притащил матрас и заставил Каплуна . петь лежа. «Боря, войди в образ, — убеждал нашего музыканта Абрамов, — представь, что ты смертельно-раненный лежишь в степи и поёшь последнюю в своей жизни песню».
Когда запись была закончена, «Ариэль» на малой сцене «Ленкома» дал небольшой концерт для актёров и музыкантов театра. Челябинцев слушали Караченцов, Абдулов, участники ансамблей «Аракс» и «Воскресение». – Все тогда офигели и назвали нас русскими Queen, - улыбается Тибелиус. – Симбиоз акустических инструментов, фирменного «ариэлевского» многоголосья и русских народных песен произвёл на зрителей, которые кое-что понимают в музыке, невероятный эффект.
- Окрылённые, мы побежали на «Мелодию», и тут нас ждал облом, - вспоминает Гепп. – Записанный нами материал был признан… неинтересным для публики и по этой причине не годным к изданию на виниле.
Но «Ариэль» это не остановило. Ставка на мировые музыкальные стандарты мгновенно дала результат – группу пригласили на гастроли в США. Играть не для русской диаспоры, как это делали все российские «звёзды», а выступать перед американской публикой, в столице штата Арканзас городе Литл-Рок. К «Ариэлю» тогда присоединился гитарист-виртуоз и заодно певчий одного из челябинских храмов Валерий Сундарев. И тут же последовала поездка в Германию, в Кёльн. Немцам так понравилось, что «Ариэль» тут же был приглашён вторично, фестиваль организовала WDR, а выступление в прямом эфире транслировалось на все страны Европы. После фестиваля к «Ариэлю» подошёл немецкий бизнесмен Михаэль Барг и попросил диск с песнями.
-Нету, - смутились челябинцы.
-А давайте тогда выпустим, воодушевился расторопный немец.
Сказано-сделано! Решено было выпускать не винил, а CD, который в Европе был уже мощно распространён. Для записи дополнительного материала «Ариэль» сел в студию, где до них работали Scorpions и Тина Тернер.
Звукорежиссёр был австралиец, естественно, не знавший ни слова по-русски. Никто из «Ариэля» не знал английского. Пришлось общаться на языке музыки.
Немецкая сторона полностью взяла на себя оформление диска, таким образом на обложке появился Владимир Ленин, его, мол, в Германии знают. Хорошо хоть Горбачёва не впихнули. А сам альбом был назван так же понятным для немецкой публики (по мнению г-на Барга) простым русским словом «Привет!». Это был второй, после Аллы Пугачёвой, CD, выпущенный музыкантами из России.
В качестве гонорара «Ариэль» получил часть тиража «Привета!», который был раздарен друзьям и знакомым. Через несколько лет челябинцы уже с новым гитаристом Олегом Гордеевым на местной студии «U-Sound» записали ещё четыре песни. И уже с ними, плюс «ленкомовские» и кёльнские записи, альбом увидел свет под названием «Шумел камыш».
Роман ГРИБАНОВ
Содержание:
Сторона 1
01. Вечор-сокол (2:59)
02. Матушка (4:06)
03. Молодая канарейка (2:46)
04. Чёрный ворон (4:54)
05. Самара-городок (3:39)
06. Однозвучно гремит колокольчик (4:06)
Сторона 2
07. Всё небо тучами покрылось (2:58)
08. Хас-Булат (5:06)
09. По улице мостовой (2:55)
10. Когда б имел златые горы (2:50)
11. Пчёлочка златая (3:12)
12. Шумел камыш (3:04)
Продолжительность: 00:42:39
Состав ансамбля «Ариэль»:
Александр Тибелиус - вокал
Лев Гуров - вокал, 12-ти струнная гитара
Борис Каплун - вокал, ударные, скрипка
Сергей Антонов - акустическая гитара
Валерий Сундарев - акустическая гитара
Олег Гордеев - вокал, гитара
Сергей Шариков - вокал
Ростислав Гепп - вокал, клавишные, ударные, флейта
Приглашённый гость - Анатолий Абрамов («Аракс») - конго
Идея, обработка, интерпретация, художественное руководство - Ростислав Гепп
(1-4,6,9,10) - запись студии театра «Ленком», г.Москва, 1992 г.
(5,7,11) - запись студии «Dierks studio pulheim», Германия, г.Кёльн, 1993 г.
(8,12) - запись студии «United Sound», г.Челябинск, 2000 г.
Оцифровал Андрей
Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 2014
Издатель: Коллекция Южно-Уральской музыки
№ по каталогу: PCRGLP002
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 103 Мб
Ариэль - Шумел камыш (2014).rar
+lossless
Комментариев нет :
Отправить комментарий