Челябинскому композитору флейтисту и джазмену Георгию Анохину присуща редкая черта - невероятная музыкальная коммуникабельность. Готовится проект к 9 Мая - Анохин играет чинно и солидно дуэтом с органистом Владимиром Хомяковым
Записывается песня к Дню города - флейта Анохина ведет страстный музыкальный диалог с рок-н-ролльной гитарой, и еще не известно, кто больше дает жару. Решили местные музыканты сделать кавер на песню Oлега Митяева, и тут без Анохина не обошлось. Его флейта звучит в обрамлении холодных электронных ритмов трип-хопа DJ Кid Digital да еще с рэпом в придачу. А есть еще у Георгия Петровича и опыты с написанием музыки к
театральной постановке. И симфонии… И первый в Челябинске джазовый альбом «Монах», вышедший на компакт-диске.
- Тогда только-только в городе появилась студия «U-Sound», руководители которой -Юрий Аксенов и Анатолий Аристов вышли на меня с предложением издать альбом на CD - рассказывает Георгий Анохин - Для них это был некий пробный шар, презентационный материал, желание представить возможности новой студии. Поэтому все материальные затраты «U-Sound» взял на себя. Нам такие условия очень даже понравились…
К этому моменту за плечами Георгия Анохина был уже довольно длинный музыкальный путь. В музыкальное училище в Кургане он поступил по классу кларнета, но потом увидел по телевизору выступление Чарльза Ллойда - американского джазмена, известного своей игрой на флейте и одним из первых использовавшего в своих композициях рок-ритмику. Освоив флейту, уже через пару месяцев Анохин играл в составе Курганского симфонического оркестра в оперетте. Может быть, отсюда и берет начало музыкальная коммуникабельность челябинца?
Потом была работа в Челябинске и выезды на джазовые фестивали в Донецк, Тбилиси. Фергану и Новосибирск ансамбля современной музыки под управлением Георгия Анохина.
- После выступления в Донецке мы начали ездить на фестивали регулярно - по четыре раза в год, играя при этом исключительно авторский материал - мой и Валерия Нагорного. входящего на тот момент в ансамбль известного челябинского саксофониста. -
рассказывает Георгий Анохин. - Для выступления на фестивале требовалось минимум три пьесы, так постепенно начала складываться большая программа. И когда от «U-Sound»
поступило предложение сделать альбом, мы решили выпустить некий Best - по сути, сборник уже отрепетированных и сыгранных не один раз вживую композиций. Позвали саксофониста Алексея Тимшина, для расширения музыкальной палитры пригласили
талантливейшего пианиста Александра Немцева и вперед.
«Monk» писался без всяких наложений - живьем! То есть музыканты заходили в студию. начинали играть пьесу, а звукорежиссер Сергей Спиридонов нажимал кнопку Rec и
контролировал уровень записи. Материал был обкатан на концертах, музыканты в ансамбле собрались высокопрофессиональные, поэтому множества дублей не понадобилось - все записали за три дня. Причем, не особо утруждаясь, приходили в студию в 11-00, настраивались, до обеда музицировали и уходили. Несмотря на то, что все композиции принадлежат перу Анохина, огромная заслуга в создании альбома всего ансамбля. На репетицию композитор приносил музыкантам «рыбу» - мелодию и рассказывал о своем видении, как ее нужно играть. А дальше начиналась коллективная работа - Анохин, бывало, принесет листок с нотами и кивает - вот твоя партия, - рассказывает ударник Виктор Риккер. - А там пара тактов написана и все. Я в недоумении смотрю на Жору, а тот улыбается, мол ну а дальше ты сам придумывай. Идеальная
ситуация для проявления собственного творчества! Поэтому и над
записью альбома работалось очень легко, все пьесы-то коллективного рождения, никому ничего объяснять не надо. Разве что мне никак не удавалось барабанное соло в «Дьяволе на колокольне», никак в него не мог войти, а потом не мог выйти. В результате просто оставили первый дубль, на нем никто не напрягался, не старался, просто все играли как на концерте, а получилось очень удачно.
… одна из ярчайших вещей альбома - «Солнечные письма» с незабываемым соло на саксофоне Тимшина. Мало кто знает, что пьеса родилась после страшной трагедии – авиакатастрофы, в которой погибли футболисты команды Пахтакор. Кроме спортсменов на том самолете летел известный контрабасист Владимир Мартынов, памяти которого и посвящена композиция. Именно его вступление на контрабасе Анохин почти полностью скопировал в начале композиции, но затем идет уже чисто авторская тема. Хотя для каждого слушателя «Солнечные письма» несут исключительно собственное понимание происходящего вокруг.
… еще одна запоминающаяся вещь - заглавная пьеса «Монах». Во время ее исполнения на живых выступлениях Георгий Анохин надевал на себя рясу с капюшоном и так и играл, объясняя мощнейшую экспрессию композиции просто: «Это не простой монах, а парень с Тибета, который не только молится, но и ударить может».
- Флейта - это, мягко говоря. не самый джазовый инструмент, - усмехается Анохин. - Если два отделения солировать только на флейте, соскучившийся зритель и убить за такое занудство может. Поэтому приходилось делать композиции в программе максимально разноплановыми, разнохарактерными и предельно экспрессивными, чтобы народ не уставал.
Интересна история инструмента, на котором играл Георгий Петрович во время записи альбома. Флейта знаменитого американского производителя «Armstrong» с серебряной головой, серебряным и золотым покрытием была куплена для муниципального джазового центра по инициативе тогдашнего мэра Челябинска Вячеслава Тарасова - большого любителя джаза. Однако в 1994 году финансовые дела у центра шли весьма неважно, поэтому было решено дорогущий инструмент продать, чтобы таким способом немного поправить бухгалтерию. С чем категорически не соглашался Георгий Анохин, формально прав на уникальную флейту не имевший, но, естественно, давно на ней игравший. Под покровом ночи музыкант остался один на один с инструментом и... свинтил с флейты серебряную голову, подменив ее обычной. Важная для производства качественного звука «американская» часть флейты была затем соединена с самой распространенной ленинградской флейтой, на этом сборном инструменте и выдувал Анохин волшебные мелодии в «Monk».
«Monk» вышел 20 лет назад, но до сих пор остается абсолютно революционным альбомом для современного джаза. Не только отечественного, но мирового. «Георгий Анохин - это серебряная флейта России, чистый флейтист»,- так характеризует челябинского музыканта авторитетный джазовый критик Алексей Баташов. Обратите внимание на два последних слова. «Чистых флейтистов», являющихся лидерами своих музыкальных коллективов, в мире единицы. Уже упомянутый американец Чарльз Ллойд, но он все же больше известен игрой на тенор-саксофоне. Болгарин Симеон Штенев, но он больше проявил себя в этнической балканской музыке. Йен Андерсон из «Jethro Tull», однако более преуспевший в прогрессив-роке. Да зачем с кем-то сравнивать?! В кои-то веки Челябинск может с абсолютной уверенностью заявить - на Южном Урале есть музыкант, не похожий ни на кого в мире! Который собрал команду отличнейших музыкантов и записал качественный альбом, в мгновение ока получивший статус культового. По мировым стандартам. Точка. После выхода «Monk» музыканты ансамбля Георгия Анохина получили в подарок несколько десятков копий, которые тут же были раздарены друзьям. А дальше пути создателей «Monk» разошлись. Братья Риккеры и Борис Савин выступали в составе«Уральского диксиленда». Александр Немцев работал в составе ВИА «Иваныч», гуру местной поп-музыки Валерия Ярушина. Алексей Тимшин уехал в Таиланд, а Юрий Чернышов - в Оренбург.
Георгий Анохин с молодыми музыкантами собрал новый состав под именем «L-band», записал еще несколько альбомов и много сил отдал детям, организуя фестиваль «Бэби-джаз».
Спустя ровно 20 лет мы дарим «Monk» южноуральцам.
Роман ГРИБАНОВ
Содержание:
Сторона 1
01. Не могу уснуть (5:53)
02. Солнечные письма (8:30)
03. Камышовый корабль (7:32)
Сторона 2
04. Дьявол на колокольне (5:31)
05. Монах (4:38)
06. Игра с тенью (6:58)
07. Мост в пропасть (6:32)
Продолжительность: 00:45:36
В записи принимали участие:
Георгий Анохин - флейта
Алексей Тимшин - тенор-саксофон
Александр Немцев - синтезатор
Юрий Чернышов - электрическая и акустическая гитара
Владимир Риккер - контрабас
Виктор Риккер - ударные
Борис Савин - перкуссия
Студия «U-Sound», Сергей Спиридонов - звук
Запись 1994 г.
Оцифровал Андрей
Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 2014
Издатель: Коллекция Южно-Уральской музыки
№ по каталогу: PCRGLP001
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 111 Мб
Ансамбль Георгия Анохина - Монах (2014).rar
+lossless
Комментариев нет :
Отправить комментарий