Челябинск всё-таки город странный. Один из самых необъяснимых фактов новейшей челябинской истории - установка в самом центре мегаполиса памятника Александру Розенбауму. Зачем? Почему? За какие заслуги? Дело даже не в том, что популярный артист жив. Самое парадоксальное, что жив и другой бард только родной, свой, челябинский, сделавший для прославления южноуральской столицы несоизмеримо больше, чем все местные музыканты вместе взятые. Не говоря уже про Александра Розенбаума. Однако Олегу Митяеву памятник не установлен. И это правильно конечно! Но Челябинск, все-таки город странный. Своих здесь не любят.
Хотя, пожалуй, к Олегу Митяеву это спорное утверждение не относится. По-настоящему народная любовь южноуральцев к этому артисту началась с 1978 года, когда Митяев стал лауреатом знаменитого Ильменского фестиваля с песней «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». И вот уже четвертый десяток лет популярность Олега Митяева среди жителей Челябинской области по-прежнему высока.
Что сделал Митяев для региона? Да взять хотя бы факт, достойный Книги рекордов Гиннесса, когда текст песни челябинского автора с аккордами был напечатан в газете Пионерская правда тиражом в 93 миллиона (!) экземпляров. Или выход диска-миньона с четырьмя песнями, который разошелся по стране опять-таки огромным тиражом. Ну а про изгиб гитары желтой знает любой русский, когда либо щипавший струны этой самой гитары. Поэтому нет смысла мерить челябинца региональными рамками. В середине 80-х годов прошлого века Олег Митяев задал новые поэтические и музыкальные стандарты такому стилю как русская авторская бардовская песня. И продолжает практически в одиночку поддерживать эту планку.
В тот момент, когда «Как здорово...» звучала уже из-за каждой сосны и в каждой туристической палатке, Олег Митяев задумался о записи диска-гиганта, в который бы вошла его авторская программа песен, написанных в период с 1978 по 1989 год
Для записи диска нам выделил необходимые средства Олег Терегулов, жена которого была актрисой Челябинского драмтеатра, помогли финансово также тюменец Володя Мясников и Григорий Кацев, очень им всем благодарен за это, - рассказывает Олег Митяев. - Звукорежиссером был мой однокурсник по ГИТИСу Андрей Синяев - отличный специалист, в мастерстве которого мы были уверены, и оттого работалось очень комфортно. Мы сели в довольно упакованную по тем временам московскую студию, располагавшуюся в ДК МЭЛЗ. Помню, что в это же время здесь записывал песню «Россия» Игорь Тальков, а в соседней комнате проводил репетиции своего театра Михаил Ефремов. В общем, атмосфера была вполне себе творческая.
- У меня до этого имелся некоторый опыт звукозаписи, поэтому особенного волнения перед работой в ДК МЭЛЗ у меня не было, - говорит гитарист и аранжировщик Константин Тарасов - К тому же эту программу мы здорово обкатали на живых выступлениях, в конце 80-х у нас были постоянные концерты, где и оттачивались аранжировки и исполнение.
Действительно, непосредственно записи в Москве предшествовали выступления Олега Митяева в Сочи и Одессе, в последнем городе артист на приморском рынке приобрел чудную полосатую футболку. Именно в ней он и запечатлен на обложке будущего диска-гиганта «Давай с тобой поговорим». И именно на этих черноморских гастролях был выработан окончательный вариант программы задуманного LP. По воспоминаниям Митяева, к записи они подошли очень ответственно, прежде чем приходить в студию, долго и тщательно репетировали каждую песню, дотошно выверяя каждый контрапункт. В результате родился безупречный альбом, в котором практически нет слабых мест и каждая песня стала настоящим хитом. Ну разве что чуточку больше повезло «Соседке» с ее мгновенно запоминающимся невероятным хуковым риффом, которому и Джимми Пейдж позавидовал бы. Вообще на всем диске Олег Митяев проявил себя именно как талантливейший мелодист способный писать 100-процентные хиты.
- Я бы не выделял в творчестве Митяева что-то одно - запоминающийся рифф или удачную мелодическую линию, - считает Константин Тарасов. - На Давай с тобой поговорим сложились все факторы, что и предопределило успех альбома! Во-первых, Олег на 1000 процентов выложился как композитор. Во-вторых, у него здесь множество ярчайших поэтических находок, что очень важно для умного отечественного слушателя. Плюс оригинальные красивые аранжировки. Плюс классное исполнение. Плюс харизма и невероятное обаяние самого исполнителя. Всё совпало идеально - диск получился отличным! Ну и Шуфутинский, конечно, помог, исполнив «Соседку» и придав этой композиции первый импульс популярности.
На записи музыканты использовали авторские акустические гитары, у Тарасова - работы гитарного мастера Виктора Вишнякова, у Митяева - гитарного мастера Ивана Кузнецова. Процесс записи осуществлялся следующим образом. Вначале Олег записывал первую гитару. Затем вчерне накладывал вокал, скорее напевая, как бы разогреваясь. Затем Тарасов, слушая эту подложку, писал свою гитару. И в финале Митяев уже набело записывал вокал. Интересно, что воспоминания о сроке своей работы в студии у артистов разнятся.
- Пять - шесть дней - и запись всего альбома была сделана, Синяев начал сведение, - говорит Константин Тарасов.
- Мы работали в течение целого месяца, и только после этого я пошел с готовой фонограммой на «Мелодию», - рассказывает Олег Митяев.
При этом в студии у музыкантов царило редкостное единодушие. Никаких споров и конфликтов не было, ведь все творческие «муки рождения» песен уже были в прошлом, когда артисты пробовали вкус новой композиции, готовясь к живым концертам. Митяев показывал Тарасову свою идею, Константин помогал Олегу воплотить её в жизнь.
- В процессе записи альбома я испытывал смешанные чувства - восторг пополам с огромной ответственностью - вспоминает Олег Митяев. - Было реальное ощущение счастья - ура я записываю свой первый альбом. И страха, а вдруг на «Мелодии» эти песни не пройдут, вдруг программа не станет диском. Волнения Олега оказались лишними, «Давай с тобой поговорим» на Мелодии вышел и за считанные дни обрел мегапопулярность среди слушателей всей страны. Вот только 1990 год был годом смерти отечественного винила, поэтому наибольшее распространение записанная в ДК МЭЛЗ программа получила, выйдя на компакт-кассете. Ну а следующий альбом из длинной череды своих удачных и популярных работ Олег Митяев писал уже на СD.
- Песни, написанные Олегом Митяевым, сразу становятся твоими личными, их хочется петь и слушать, - говорит известный бард Юрий Кукин.- Редкое сочетание музыкальности и поэтичности приводит к желанию спеть эту песню друзьям. Прекрасно владея гитарой. Олег пользуется простыми средствами в аккомпанементе, не зависит от стилей и манер - он сам по себе. Б песнях Митяева есть и его родной Южный Урал, и размышления о жизни, и юмор.
- Жанр авторской песни - жанр изначально самодеятельный, а по сути - народный (и не надо бояться этого слова), - считает лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич. - Так вот; я очень люблю профессионализм в самодеятельности. И Олег Митяев, по-моему, по-настоящему профессионален, оставаясь в рамках жанра, которые он не боится раздвигать. А еще у альбома есть очень верно найденное название. Это действительно разговор с каждым из нас. Разговор серьезный. А главное - честный.
- У Олега Митяева есть неукротимое стремление совершенствоваться, работать над собой, - так высказал свое мнение об артисте из Челябинска легендарный Булат Окуджава. - А это иногда важнее, чем неизменно ровный, средний хороший уровень. Когда работа не прекращается - значит зреет открытие.
Приведенные выше высказывания были напечатаны на конверте пластинки «Давай с тобой поговорим», вышедшей на «Мелодии» в 1990 году. Прошла четверть века. Слова Кукина, Окуджавы и Макаревича по-прежнему бьют в точку. Написанные 25 лет назад песни Олега Митяева все так же важны и нужны людям. И культовый для Челябинска и всей России диск «Давай с тобой поговорим» вновь возвращается слушателям в виниловом исполнении.
Роман ГРИБАНОВ
Содержание:
Сторона 1
01 Давай с тобой поговорим (2:58)
02 В тёмной комнате (1:53)
03 Соседка (3:36)
04 Самая любимая песня (4:31)
05 Кандалакша (4:02)
06 За полярным кругом (3:18)
Сторона 2
07 Провинциальная история (3:17)
08 Солнечное затмение (3:21)
09 В осеннем парке (2:45)
10 Кино (1:45)
11 Мой отец (2:27)
12 Сон (3:33)
13 Живут такие люди (2:31)
Продолжительность: 00:40:02
Олег Митяев - автор песен (1978-89), вокал, гитара
Константин Тарасов - гитара
Запись в студии ДК МЭЛЗ, 1990
Звукорежиссер Андрей Синяев
Оцифровал Андрей
Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 2014
Издатель: Коллекция Южно-Уральской музыки
№ по каталогу: PCRGLP003
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 96 Мб
Олег Митяев - Давай с тобой поговорим (2014).rar
+lossless
Комментариев нет :
Отправить комментарий