Пожалуй, ни в одном регионе Востока джаз не развивается сегодня столь стремительно, как в республиках Советской Средней Азии. Ансамблевое импровизационное искусство, каким, частности, является джаз, получает мощный импульс там, где пересекаются этнические потоки. Джаз начался со встречи музыкальных путей Европы и Африки. По тому же образцу в наши дни музыкальные традиции больших и малых народов мира интенсивно сплавляются в современном джазе.
Хорошо это или плохо? Единодушного ответа здесь нет. Думается, что новые явления в искусстве не отменяют прежние, а лишь дополняют их, добавляясь к ним как новые лепестки веера к старым. Один лепесток не составляет веера, говорят на Востоке. Музыкальные гены древних культур начинают другую жизнь в новых образованиях. Лично я стал свидетелем такого слияния на ферганских джаз-фестивалях конца 70-ых годов.
Процесс этот мощно шёл снизу, стимулируемый местными клубами любителей джазовой музыки и рядовыми музыкантами. Видимо, они острее чувствовали пульс и тенденцию современной музыки. "Мы хотим пропагандировать отечественный джаз, прежде всего узбекский, сказал гостям президент ферганского джаз-клуба Георгий Гургеньян. - Народная музыка-это тот животворный источник, из которого в равной степени питаются и джаз, и классика, и эстрада и который даёт им безостановочную силу развития".
В программах алма-атинских ансамблей "Бумеранг" и "Медео", квинтета солистов оркестра Ташкентского радио, ферганских ансамблей "Радуга" Бориса Сметанова и "Сато" Леонида Атабекова прозвучали в ту пору оригинальные сочинения, напоенные соками азиатских национальных культур в широчайшем регионе от Бирмы до Казахстана. Так началась "среднеазиатская волна" советского джаза одновременно была провозглашена и новая программа, заявленная в конкретной композиторско-исполнительской практике. Вот так сформулировал эту программу прибывший на Ферганский фестиваль теоретик джаза Леонид Переверзев: "Поиск самобытного языка и новой художественной образности путём объединения синтеза тех принципов джаза, которые стали ныне международными, с выразительными средствами и формами национальной узбекской музыки, а через нее - и со всей музыкальной культурой Средней Азии. Ближе всего к этой цели удалось подойти ансамблю "Сато", руководимому Леонидом Атабековым, в композиции А. Якубова "Восточные новеллы".
Ансамбль "Сато" был тогда совсем молодой - всего лишь год прошёл, как собрались ребята, чтобы серьёзно заниматься джазом и искать в нём свой путь. Теперь это зрелый коллектив. Сам Атабеков окончил музыкальное училище как флейтист, самостоятельно освоил саксофон, сейчас играет на бас-гитаре, аранжирует, готовит репертуар ансамбля. С 1978 года связывает его творческая дружба с Энвером Измайловым. Выпускник музыкального училища по классу фагота, Энвер серьёзно занялся гитарой и достиг в игре на этом инструменте чрезвычайно высокого совершенства. Думаю, что это один из сильнейших джазовых гитаристов нашей страны. Его подход к инструменту совсем иной, чем у нашего признанного гитариста номер один Алексея Кузнецова. Для Измайлова гитара - далеко не просто испанская шестиструнка, в его руках она как бы посланница многих других струнных инструментов. Легко услышать по его игре, что его учителями пусть заочными, были корифеи электронной рок-гитары Ричи Блэкмор и чемпион по головокружительным пассажам Эл Ди Меола, но не только. "Энвер многому научился у выдающегося интерпретатора индийской классический музыки Рави Шанкара и внимательно изучал богатое исполнительское творчество Тургуна Алиматова - мастера игры на дутаре (восточном двухструнном инструменте) и сато (узбекской виоле)", - говорит Леонид Атабеков.
Действительно искусство Энвера Измайлова незаурядно. На этой пластинке он играет свою композицию "Легенда" Трудно поверить, что он записал её в одиночку и без наложений, таких обычных в современной грамзаписи. Помимо гитары мы слышим тут бас-гитару, скрипку, клавишные, нам чудятся ударные, порой, кажется, что играет ансамбль... А это один человек!
Яркое впечатление оставляет флейтист и саксофонист Наркет Рамазанов. Это известный музыкант, после окончания консерватории он несколько лет работал в симфоническом оркестре Узбекского радио. Флейта - один из распространенных инструментов Востока, здесь накоплены богатые исполнительские традиции, и Рамазанов в совершенстве владеет национальными приёмами игры. Захватывающе играет он в обработанной им самим "Бойне", его речитативное вступление и соло в ансамбле искрятся богатой мелизматикой.
Исполнитель на клавишных Риза Бекиров окончил консерваторию как виолончелист, его роль в ансамбле очень велика. Пользуясь со знанием дела современными электронными клавишными инструментами, он создаёт интересную, порой оркестровую фактуру, а его диалоги с Измайловым в "Кызылчикларе" показывают его импровизаторский талант
В этой музыке, которую играет ансамбль "Сато", очень важен верный по стилистике и качеству ритм. В ансамбле двое барабанщиков, успешно справляющихся со своей непростой задачей: Давид Мататов играет на нескольких национальных разновидностях ударных инструментов, а Андрей Атабеков - на ударной установке. Андрею ещё только 14 лет, наверное, он самый юный музыкант на наших джазовых грампластинках. Хочется пожелать ему счастливого музыкантского будущего.
И, наконец, несколько слов о музыке на этой пластинке. Это обработки богатого музыкального фольклора крымских татар. Музыкальная культура этого народа испытывала на себе влияние как западных, так и восточных традиций, и сегодня к ней всё чаще обращаются джазовые музыканты в поисках новых ритмов и интонаций (пьеса Юрия Парфёнова "Хайтарма", записанная ансамблем "Бумеранг" - наиболее удачный пример). Явно мугамный характер носит медитативная, гипнотизирующая пьеса "Тым-Тым". Стилистика традиционного макома "Чоргох" (мажор с пониженной II и VI ступенями) доминирует в обработке старинной песни "Бойна". Сотканная из народных крымско-татарских попевок пьеса "Танец Гульмиры" (Гульмира - дочка Энвера) напоминает лютневые токкаты эпохи Чинквеченто, а огневая болгарская пляска "Хоро" органично вытекает из томящихся и плачущих звуков песни "Арабалар" (...проедут мимо нас арбы, и, как следы от их колёс, никогда не сойдутся наши пути...).
И в заключение хочется выразить надежду, что после дебюта "Сато" любители музыки познакомятся и с другими образцами творчества среднеазиатских джазовых музыкантов.
Алексей Баташёв
Содержание:
Сторона 1
01. Кызылчыклар (народная мелодия)
02. Легенда (Э.Измайлов)
03. Бойна (народная мелодия, обр. Н.Рамазанова)
Сторона 2
04. Парафраз на темы «Арабалар» и «Хоро» (народные мелодии, обр. Р.Бекирова)
05. Танец Гульмиры (народная мелодия, обр. Э.Измайлова)
06. Тым-тым (народная мелодия, обр. Э.Измайлова)
Продолжительность: 00:40:02
Руководитель Леонид Атабеков
Состав ансамбля:
Леонид Атабеков - бас-гитара (1,3,4,6)
Энвер Измайлов - гитара (1-6)
Наркет Рамазанов - флейта, сопрано-саксофон (1,3,4)
Риза Бекиров - клавишные (1,3)
Давид Мататов - перкашн (1,3)
Андрей Атабеков - ударные (1,3,4)
Запись 1986 г.
Оцифровал Gavrila_1985
Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 1986
Издатель: Мелодия
№ по каталогу: С60 24399 006
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 99 Мб
Сато - Легенда (Эфсане) (1986).rar
+lossless
Комментариев нет :
Отправить комментарий