вторник, 31 июля 2012 г.

Великие и Неповторимые. Выпуск 5. Музыка советского кино. Андрей Петров

Оркестровая музыка А.Петрова в кино

Имя известного российского композитора Андрея Петрова можно встретить на афишах музыкальных театров, филармонических залов, его музыка часто звучит по радио и телевидению. Он — автор знаменитого балета «Сотворение мира», в котором танцевал легендарный М. Барышников, и который был поставлен в десятках театров у нас и за рубежом. Широко известна опера А. Петрова «Петр Первый», а его симфонические произведения исполняют выдающиеся дирижеры — Юрий Темирканов, Евгений Светланов, Евгений Колобов... Но самую большую популярность получила музыка Андрея Петрова в кино. Десятки песен, романсов, инструментальных мелодий, «сойдя с экрана», обрели свою вторую жизнь не только на концертной эстраде, на радио, телевидении, но и в нашей повседневной жизни, в быту: они звучат в дружеском кругу, на вечеринках, их наигрывают дома, их можно услышать в исполнении уличных музыкантов.

Первая же работа в кино сразу принесла композитору шумный успех. Это был фильм «Человек-амфибия», мелодии из которого стали распевать на улицах буквально через день-два после выхода картины на экраны. Но настоящую школу киномузыки композитор прошел в работе над следующим фильмом — «Путь к причалу», встретившись с режиссером Георгием Данелия, Именно в содружестве с этим выдающимся мастером определились те принципы киномузыки, которых потом А. Петров придерживался во многих своих фильмах. Это, прежде всего, поиски такой музыкальной темы для фильма — яркой, простой и запоминающейся, — которая была бы своего рода его «визитной карточкой». Именно такими мелодиями стали «Песня о друге» для фильма «Путь к причалу», вальс («Берегись автомобиля»), мелодия для клавесина («Осенний марафон») и многие другие.

А. Петров работал со многими замечательными режиссерами: И. Пырьевым, И. Хейфецом, Р. Быковым, И. Гостевым. Он написал музыку к первому совместному советско-американскому фильму «Синяя птица», который поставил знаменитый американский режиссер Дж. Кьюкор с участием таких звезд, как Э. Тэйлор, Д. Фонда, А. Гарнэр. Но самая долгая и прекрасная творческая дружба связывает Андрея Петрова с Георгием Данелия и Эльдаром Рязановым. «Сотрудничество с замечательным мастером, — сказал о А. Петрове Эльдар Рязанов, — стало для меня новым шагом, новой гранью в осмыслении возможностей киномузыки».

Естественно, что из музыки в фильме скорее всего запоминаются песни, реже — оркестровая музыка. Среди известных и популярных киномелодий А. Петрова не только песни и романсы, но очень много «безтекстовой», оркестровой музыки. Увертюра к фильму «Укрощение огня», «Вальс» («Берегись автомобиля»), «Мелодия для клавесина» («Осенний марафон»), «Поезд» («Белый Бим Черное Ухо», «Утро» («Служебный роман»), «Марш», «Вальс», «Полька-галоп» («О бедном гусаре замолвите слово») — все это по-настоящему популярные эстрадно симфонические миниатюры. В этой оркестровой музыке композитор использует свой большой опыт работы в симфонических жанрах. В его кинопартитурах органично соединяются простота и доступность мелодизма с современными гармо-ниями, ритмами, с яркой, изобретательной оркестровкой. В зависимости от содержания фильма, от времени, в котором происходят его события, композитор использует то простые бытовые музыкальные жанры (вальс, полька, марш), то более сложные формы симфонической музыки (увертюра к фильму «Укрощение огня»).

Многие инструментальные мелодии композитора стали не менее популярны, чем его известные песни и романсы. Их исполняют симфонические, эстрадные, духовые оркестры, джазовые ансамбли и оркестры народных инструментов. Их можно услышать и в переложении для хоровых коллективов. На некоторые из этих инструментальных мелодий поэты даже писали стихи, «переделывая» их в песни: Е. Евтушенко — на мелодию Вальса из «Берегись автомобиля», Н. Денисов — на мелодию из «Служебного романа».

Музыка А. Петрова всегда отмечена лиризмом и изяществом, она красива и романтична, ее мелодии легко запоминаются. Не случайно за музыку в кино композитору были присуждены высокие кинематографические награды — «Ника» и «Золотой Овен».

Музыка из кинофильмов:
Берегись автомобиля (1966), режиссёр Эльдар Рязанов
Служебный роман (1977), режиссёр Эльдар Рязанов
Осенний марафон (1979), режиссёр Георгий Данелия
Жестокий романс (1984), режиссёр Эльдар Рязанов
Белый Бим Черное Ухо (1977), режиссёр Станислав Ростоцкий
Укрощение огня (1972), режиссёр Даниил Храбровицкий
О бедном гусаре замолвите слово (1980), режиссёр Эльдар Рязанов
Человек-амфибия (1961), режиссёры Геннадий Казанский, Владимир Чеботарёв
Я шагаю по Москве (1963), режиссёр Георгий Данелия
Путь к причалу (1962), режиссёр Георгий Данелия


Содержание:

«Берегись автомобиля» (1966)
01. Вальс

«Служебный роман» (1977)
02. Увертюра
03. Утро
04. Дождь
05. Танец воспоминаний

«Осенний марафон» (1979)
06. Пьеса

«Жестокий романс» (1984)
07. Вальс
08. Марш

«Белый Бим Чёрное Ухо» (1977)
09. Поезд

«Укрощение огня» (1972)
10. Увертюра

«О бедном гусаре замолвите слово» (1980)
11. Полька-галоп
12. Вальс
13. Гусарский марш

«Человек-амфибия» (1961)
14. Баллада

«Служебный роман» (1977)
15. Осень
16. Модный танец

«Я шагаю по Москве» (1963)
17. Дождь

«Путь к причалу» (1962)
18. Мелодия

Продолжительность: 1:09:54

Носитель: Audio CD
Год выхода: 2006
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 169 Мб

Великие и Неповторимые - 5.rar

Комментариев нет :

Отправить комментарий