Заметки звукорежиссёра
Одна из причин невероятной популярности Владимира Высоцкого в том, что начало его творчества совпало с массовым распространением магнитной записи. Его песни, размноженные на примитивной аппаратуре в десятых, сотых перезаписях, разошлись в миллионах копий по всей России. К сожалению, профессиональных записей Высоцкого не так много. Еще меньше тех, где слышен живой, настоящий голос певца. Записи Михаила Шемякина представляют собой в этом смысле редкое исключение. Неожиданно для меня М. Шемякин справился с данной работой очень профессионально. Впервые я услышал записи "любителя", который выступил в роли звукорежиссера и превзошел многих профессионалов. Для этой работы Шемякин приобрел одни из лучших магнитофонов, доступных в то время — 2 пленочных магнитофона Revox А 700. Не имея микшерского пульта, он принял абсолютно правильное решение поставить один микрофон для голоса, а другой для гитары. Таким образом, голос и гитара были записаны на отдельные дорожки, что впоследствии дало мне возможность сделать баланс между голосом и гитарой.
Будучи звукорежиссером-реставратором с многолетним стажем, я понимал, что даже эти чистейшие записи — еще сырой материал, нуждающийся в доработке. Реставрация велась с применением сложнейшей диджитал аппаратуры. В частности, был использован магнитофон "Sony DASH (Digital Audio Stationary Head) PMC 3202 open reels". Специальными фильтрами был убран шип оригинальных пленок. Потом из записей были вырезаны все ошибки и оговорки, а их было не мало, потому что Высоцкий иногда забывал старые песни, или пел песни только что написанные, и еще плохо помнил текст, останавливался, сверяясь с рукописью. Эти перебои мешали восприятию песен и мы с редактором А. Львовым решили их удалить. Большая работа была проделана над голосом. Записи делались Шемякиным в разные годы и на пленках разных фирм. Менялся и сам голос Высоцкого.
С помощью новейшей технологии мы приближали голос к более естественному звучанию, восстанавливали его настоящий тембр, ориентируясь на несколько редких грамзаписей, на которых он был почти не искажен. К сожалению, на большинстве пластинок (включая диски фирмы "Мелодия") голос Высоцкого "зарезан" фильтрами, изменена его частотная характеристика. (Помните? "Мой отчаяньем сорванный голос современные средства науки превратили в приятный фальцет"). Здесь хочется сказать об одной проблеме, с которой мы столкнулись. Дело в том, что голос Высоцкого звучит так хорошо потому, что Шемякин записывал его не далеким, а близким микрофоном. Именно это делает голос живым, натуральным, создает сильный эффект присутствия. Однако, при записи близким микрофоном на глухих согласных (таких как "п" "т" "ш" и т.д.), сопровождающихся большим выбросом воздуха, иногда появляется звук, похожий на удар по микрофону — т.е. задувание. Вырезать его из пленки практически невозможно — меняется ритм песни, может пропасть частичка текста. Единственный выход — уменьшить эффект задувания, срезая низкие частоты. От этого мы категорически отказались. Высоцкий обладал красивейшим баритоном. Мы решили, что лучше оставить несколько задуваний, но сохранить настоящий бархатный голос Высоцкого. Но тут еще одна проблема: на пластинке при сильных задуваниях игла перепрыгивает с одной дорожки на другую. Чтобы избежать этого, при нарезке металлических дисков-матриц, был применен особый компьютер, который при приближении задувания раздвигал звуковые дорожки так, чтобы при воспроизведении игла не перескакивала.
Высоцкого писали многие, но из профессиональных записей ни в России, ни на Западе ни одна не может соперничать с коллекцией Шемякина по объему, чистоте звучания в сочетании с исключительным подбором песен (по существу, это великолепная антология Высоцкого), а главное — по красоте и драматизму исполнения, на которые, я уверен, очень повлияло Мишино присутствие. Вот чем еще уникальны эти записи: Высоцкий пел не для пластинки, а для близкого друга, чье мнение он так высоко ценил.
Михаил Либерман.
Содержание:
01. Поэтам (2:13)
02. Мой друг уехал в Магадан... (2:13)
03. Песня микрофона (3:50)
04. Чужая колея (3:37)
05. Горизонт (3:23)
06. Белое безмолвие (2:45)
07. Баллада о короткой шее (2:19)
08. Штормит весь вечер... (3:04)
09. Банька по-белому (8:09)
10. Банька по-черному (3:04)
11. Ошибка вышла (5:22)
12. Никакой ошибки (2:59)
13. История болезни (4:26)
Продолжительность: 47:24
Носитель: Audio CD
Год выхода: 1996
Издатель: Фонд Аполлон / PolyGram
№ по каталогу: APOLCD-06
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 139 Мб
Комментариев нет :
Отправить комментарий