суббота, 22 октября 2022 г.

20 популярных пластинок фирмы «Мелодия» (Часть первая)


«Хибла Герзмава. Сопрано»


Предлагаемая пластинка – первый за последние 23 года новый виниловый проект «Мелодии», запечатлевший музыкально-исполнительское искусство XXI века.Фирма Мелодия не выпускала виниловых пластинок более двадцати лет. Хотя в советское время активно сотрудничала с основной площадкой страны - Большим театром, записывала лучшие спектакли, оперы и выступления звезд классической сцены. И вот в октябре прошлого года в зале Московского Международного Дома Музыки состоялась запись концерта Хиблы Герзмавы с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова.Именно эту запись фирма «Мелодия» и решила издать в честь своего пятидесятилетия.Новая пластинка «Хибла Герзмава. Сопрано», определенно станет рубежом в истории современной классической музыки. На пластинке - знаменитые арии из опер Верди, Беллини, Штрауса и, конечно же, Моцарта. Хибла Герзмава - одна из лучших моцартовских певиц современности. Пластинка «Хибла Герзмава. Сопрано» - одна из пятидесяти пластинок, которые выпустит фирма «Мелодия» к своему юбилею.



В 1979 году в Советском Союзе пластинка «Большой успех Демиса Руссоса» была самым модным подарком. Каждая советская барышня мечтала иметь заветный винил. Своего кумира советские девушки увидят гораздо позже, в 1985 году, а пока — сладкий голос греческого соловья льется с советских экранов, вместе с голосами «Баккара», «АББА» и «Боней Эм». Демис Руссос — в официальном списке разрешенных музыкантов. Его песни звучат на дискотеках, под них танцует и влюбляется вся страна. Да что уж там! Поговаривали, что под «Good bye, my love good bye» отходил ко сну сам генсек Леонид Ильич Брежнев. Эту песню исполнял и известный мультипликационный персонаж — попугай Кеша в минуты глубокой печали. Помимо этой песни в пластинку вошли и другие хиты из золотого фонда Демиса Руссоса: «My reason», «Forever and ever» и «We shall dance» — песня, с которой, собственно, и началась его сольная карьера. Но самой популярной в Союзе песней стала «From Souvenirs to Souvenirs», которую почему-то перевели «От сувенира к сувениру», но это было неважно. Знаменитый «Сувениарз» знали в каждой советской республике, даже там, где не имели ни малейшего представления о том, кто такой Демис Руссос. Название пластинки — «Большой успех Демиса Руссоса» полностью соответствовало положению вещей. Его популярность в Союзе была феноменальной. Правда, с первыми гастролями в нашу страну он приехал только в 1985 году. Это был трехнедельный гастрольный тур и его первая встреча с советскими поклонниками. Событие, которое запомнилось ему на всю жизнь.



С Джо Дассеном советский зритель познакомился в 1979 году благодаря концерту артистов французской эстрады. К этому времени американец по происхождению - Джо Дассен добился признания во Франции и уже более десяти лет был в зените своей славы. В конце 70-х из-за прихода к власти кабинета Валери Жескара Дестена отношения между Францией и Советским Союзом потеплели настолько, что площадь перед гостиницей «Космос» в Москве назвали в честь Шарля Де Голля, а саму гостиницу доверили строить французской фирме. В то время все французское в нашей стране принимали на ура и отставания этого никто не заметил. В белоснежную обаятельную улыбку Джо Дассена советский зритель влюбился сразу. Несмотря на бешеную популярность в Советском Союзе вышло всего несколько пластинок Джо Дассена. Миллионные тиражи никто не видел в продаже, они расходились, разлетались «по своим». Пластинки привозили из-за границы, песни Джо Дассена записывали на магнитофон с телевизора. Но его всегда было мало. И вот, в 1979 году - первый гигант «Люксембургский сад». Наконец-то! Через три года после официального релиза, но советскому слушателю это было неважно. В 1979 году Джо Дассен приехал в Москву. Правда, никто из советских фанатов его не увидел. Он выступил на открытии гостиницы «Космос» и вернулся в Париж. Госконцерт предложил ему гастроли по стране, но эти планам так и не суждено было осуществиться. В 1980 году Джо Дассен неожиданно умирает от инфаркта во время своего отдыха на острове Таити. Пластинка «Люксембургский сад» станет прощальным подарком Джо Дассена советскому слушателю.



На дворе 1973 год. Давид Тухманов еще не ударил по советской эстраде контрапунктами. Он сделает это чуть позже — всего два года спустя выйдет его революционная пластинка «По волнам моей памяти», а пока — Давид Тухманов самый модный, самый востребованный, самый высокооплачиваемый композитор Советского Союза, работает в жанре эстрадной песни. Все его произведения становятся шлягерами немедленно. Он как счастливый билет для молодых исполнителей. Его песня «Опять от меня сбежала последняя электричка» сделала певца Владимира Макарова знаменитым в одну минуту. Он повлиял на карьеру многих. Его песня «Соловьиная роща» стала одной из лучших в репертуаре народного артиста Льва Лещенко. «Соловьиная роща», «Притяжение земли» легко вписывались в официозный стандарт. В 1972 году Тухманову даже вручили Премию Московского Комсомола за музыкальные достижения на патриотической ниве. Соответствуя стандартам, он делал советскую эстраду более яркой, легкой и живой даже там, где это не представлялось возможным. Как в случае со стихами Владимира Харитонова. Из которых и родился тот самый легендарный хит про дом и про улицу и про адрес — Советский Союз. Помимо этой песни на счету Тухманова еще с десяток музыкальных шлягеров. Алхимик от музыки, он, кажется, и правда создал секретную формулу создания хита. Его песни несутся из окон, сотрясают танцплощадки от Москвы до Владивостока. А его песню — «Эти глаза напротив», в исполнении Валерия Ободзинского, женщинам дарят вместо цветов.

Пластинка «Песни Давида Тухманова» разлетелась по стране моментально, как эхо. И стала первым серьезным итогом работы Тухманова на советской эстраде.



Ансамбль «Мелодия» появился на свет на базе Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» в 1973 году и выполнял в основном прикладную функцию, а именно - аккомпанировал певцам, записывающим свои альбомы. Таким образом, за год своего существования ансамбль набрал материала на пять весьма достойных пластинок. Но пришло время перемен - и четверо музыкантов басист Игорь Кантюков, руководитель Георгий Гаранян, пианист Борис Фрумкин и трубач Константин Носов заперлись в студии и написали свои собственные композиции - так на свет появился альбом «Лабиринт. Джазовые комппозиции», который тогда, в семьдесят четвертом году, был вершиной джазовой музыки в Союзе. Он звучал свежо, живо и, выражаясь современным языком, был в тренде. Он был выполнен в жанре электрофицированного джаз-рока.

Сложную музыку, основанную на громких и напористых ритмах рок-музыки с большим количеством джазовых импровизации придумали и активно внедряли заокеанские коллеги - Майлз Дэвис, «The Mahavishnu Orchestra», «Viva report», но в глухом к мировым культурным революциям Советском Союзе, их пластинки достать было невозможно, поэтому советский джаз-рок рождался автономно и это был - мучительный процесс. Пластинка вышла в Советском Союзе небывалым для инструментальной музыки тиражом. «Лабиринт» Мелодии был на полке почти у каждого. Он вдохновил десятки и сотни тысяч молодых людей, и те, обалдев от услышанного, стали играть джаз-рок в своих самодеятельных коллективах по всей стране. Пластинка «Лабиринт» ансамбля «Мелодия» стала предтечей движения фьюжн, которое будет развиваться значительно позже, в 80-е, и навсегда осталась в музыкальной истории страны.

В оформлении пластинки принял участие самый известный советский джазовый критик - Аркадий Петров. Он написал рецензию для конверта.



На гастроли в Советский Союз великая Далида собиралась неоднократно, но этому, увы, так и не суждено было случиться. Зато благодарный советский слушатель не один десяток лет с замиранием сердца ждал ее появления в каком-нибудь из западных телешоу, так редко транслируемых в Советском Союзе. И вот в 1980 году в стране наконец-то вышла первая большая пластинка певицы — сборник «Поет Далида». Настоящий подарок поклонникам, но только самым счастливым. В семидесятых фирма «Мелодия» выпускала альбомы и других западных звезд, в основном, правда, французских: Эдит Пиаф, Мирэй Матье, Шарль Азнавур. Далида родилась и выросла в Египте, но всеобщее признание она получила именно во Франции, поэтому советский зритель и знал её благодаря легендарным концертам артистов французской эстрады, приуроченных ко дню взятия Бастилии. В семидесятые по популярности Далида уступала разве что боготворимой всеми Анне Герман. В нашей стране Далиду любили и продолжают любить не только за уникальный голос, но и за трагичность ее судьбы. Красивая, успешная и бесконечно одинокая. Все ее мужья покончили собой, да и она сама, не выдержав ударов судьбы, отравилась в возрасте пятидесяти четырех лет. Одинокая сильная женщина — очень русская история. Удивительно, но в эту пластинку не вошла, пожалуй, самая знаменитая в нашей стране песня Далиды — «Пароле». Ее она исполнила вместе с Аленом Делоном в 1972 году, зато в сборник «Поёт Далида» вошли песни разных лет на арабском, итальянском и французском.



В 1966 году на советской сцене появилась группа активных, талантливых молодых людей, которые совершили музыкальную революцию. Они все делали иначе: не так одевались, не так пели, использовали другие ритмы. Но их музыка соответствовала духу времени, поэтому успех был оглушительным. Меньше, чем за пять лет они добились невероятной славы. Первыми из советских исполнителей дали сольный концерт на большой площадке – в спорткомплексе «Лужники». Их первый миньон семидесятого года разошелся тиражом более 15 млн копий. За него три года спустя «Веселые ребята» получили серебряную медаль на международном конкурсе грамзаписи в Ливерпуле. Но советская власть этим успехам, кажется, была совсем не рада. «Веселых ребят» не показывали по телевизору, фирма «Мелодия» выпускала только миньоны. Так продолжалось до 1974 года. Когда после восьми лет существования в стране наконец-то появилась первая большая пластинка легендарного ансамбля «Веселые ребята» – «Любовь – огромная страна». Пластинку «Любовь – огромная страна» критики признали одним из лучших альбомов советской эстрады. А за песню «Я к тебе не подойду» в 1976 году «Веселые ребята» получили первую премию на международном конкурсе грамзаписи в Праге.



Пластинка «Муслим Магомаев» вышла в Советском Союзе в 1970 году. К этому времени масштаб популярности Муслима Магомаева в стране граничит с эпидемией. Устоять перед Магомаевым невозможно — он красив, совсем не по-советски элегантен, но главная черта, которая отличает его от коллег по эстраде — эмоциональность. В Советском Союзе было не принято демонстрировать чувства на сцене, страсть и сексуальность под запретом, но Магомаев ломает много стереотипов.

Магомаев первый в Союзе официально исполнил песни Битлз. Он поет на английском и итальянском — и ему все сходит с рук. Он любим не только публикой, но и властью. Ему благоволит министр культуры Екатерина Фурцева, его «Белла чао» напевает сам Леонид Ильич Брежнев. Магомаеву удалось вписаться в советскую систему. Для него пишут песни лучшие поэты и композиторы страны — Пахмутова, Евтушенко, Рождественский, Бабаджанян. Работа с композитором Арно Бабаджаняном — отдельная глава в истории творчества Муслима Магомаева. Именно Бабаджанян написал первый советский твист — «Лучший город земли», который Хрущев сразу же запретил. Песня «Лучший город Земли» стала визитной карточкой Муслима Магомаева. Она не вошла в пластинку семидесятого года, но оставить ее за эфиром мы не могли. Поэтому вы услышите пластинку «Муслим Магомаев» и сингл — «Лучший город Земли», который появился на свет в 1964 году.



На дворе 1980 год — в стране только и разговоров, что о спорте. Москва готовится принимать гостей и участников Олимпиады. 78 олимпийских объектов «доводят до ума». Все должно быть идеально и соответствовать международным стандартам. Согласно требованиям Международного Олимпийского комитета, принимающая сторона должна сделать олимпийский фильм. Серьезную задачу советская власть возложила на режиссера Юрия Озерова. А он, в качестве репетиции, решил снять фильм «Любовь моя — спорт», рассказывающий о Летней Спартакиаде СССР 1979 года.

Для работы над фильмом Озеров привлекает одного из лучших композиторов страны — Александру Пахмутову. Фильм «Любовь моя — спорт» никто, увы, не запомнил, а вот песни в исполнении Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Софии Ротару — навсегда покорили сердца советских слушателей. Поэтому вслед за выходом картины, фирма Мелодия немедленно выпускает пластинку «Любовь моя — спорт». На ней впервые звучит не вошедшая в фильм песня «Команда молодости нашей» в исполнении Людмилы Гурченко.

После выхода картины «Любовь моя — спорт» Озеров и Пахмутова сделают еще один фильм «О спорт — ты мир!». А в феврале 1980 Александра Пахмутова и Николай Добронравов получат заказ на написание прощальной песни московской Олимпиады — «До свидания, Москва», под которую на Центральном стадионе имени Ленина будут плакать тысячи гостей, провожая в небо олимпийского мишку.



В 1982 году фирма «Мелодия» выпускает пластинку с песнями Александра Вертинского. В сборник вошли отреставрированные записи 20-х годов, которые привозили в страну контрабандой и передавали из рук в руки. В 1920 году Вертинский вместе с остатками белой армии уже покинул Россию, поэтому для советский власти он был беглецом, эмигрантом, а за прослушивание его песен в Союзе сажали в тюрьму. Для Вертинского же, напротив, Россия всегда была единственной музой. В эмиграции он меняет костюм Пьеро на элегантный фрак и цилиндр, но и в Харбине, и в Шанхае, и в Берлине, и в Париже он неизменно поет песни на стихи Блока, Есенина, Аненнского. В какой-то момент он безоговорочно становится квинтэссенцией Серебряного века.

В эмиграции Вертинским были написаны, пожалуй, его лучшие вещи: «Аравийская песня», «Пиколло бамбино», «Маленькие актрисы», «Джимми-пират». Героями его историй всегда становились циркачи, актрисы, пираты... странники, как и он сам, двадцать три года проскитавшийся по миру. Его камерный хрупкий голос любили не только в парижкских кабаках, но и в родной стране. Только не официально, конечно. Говорят, сам Сталин частенько отправлялся с ним в путешествие в бананово-лимонный Сингапур. В 1943 Вертинский наконец-то возвращается в Советский Союз. Восхищенный победой русских под Сталинградом, он в то же время жестоко разочарован текущим положением дел. Он без устали дает гастроли по стране, собирая аншлаги, а в 1951 даже получает сталинскую премию. Но не за песни, а за ничем особо не выдающийся фильм «Заговор обреченных».

Вертинский — звезда мирового масштаба, но в стране его официально нет. Его песни по-прежнему не звучат на радио, по телевизору и не выходят на пластинках. За полгода до смерти Вертинский напишет письмо министру культуры Кафтанову с вопросом — почему так? Но умрет, так и не получив ответа. Волна посмертной славы накроет шансонье буквально через десять лет, и песни Вертинского зазвучат снова, и будут звучать теперь, надеемся, всегда.

Комментариев нет :

Отправить комментарий