Эта пластинка, уже третья у джаз-ансамбля «Аллегро», впервые представляет коллектив в новом составе: с тремя духовыми инструментами, новым барабанщиком и вторым исполнителем на клавишных — Николаю Левиновскому помогает молодой пианист Алексей Курочкин.
В советском джазе «Аллегро» являл собой в последние годы поэмно-романтическое, «фантазийное» крыло. Музыка ансамбля, по-человечески тёплая, сердечная, часто обращалась к «звукописи», рисовала картины природы, то причудливо-загадочные, то полные движения, света, жизни. Это колористическое начало присутствует и на новой, третьей пластинке. Однако в целом звучание группы изменилось, стало более жёстким, плотным, «биг-бэндовым». К этому привело смешение трёх духовых (в отдельных эпизодах число их, с помощью «двойного наложения», доводится до пяти) с «оркестральными» тембрами синтезаторов. Возникает ощущение масштабности, большей объёмности звучания, появляются массивные гармонические вертикали. Ритмически «Аллегро» по-прежнему близок стилю «фьюжн» — джазроковому сплаву со значительной примесью латиноамериканской перкуссивности.
Фантазию соль мажор характеризует мягкий, тёплый ритм, нежная, романтическая мелодия трубы — своеобразная «песня без слов», цепочки колоритных постепенно усложняющихся аккордов. Этот начальный материал продолжается затем серией сольных импровизаций, каждая из которых состоит из двух частей — напевного зачина и стремительного дубль-темпа. Первое соло — тромбонист Вячеслав Назаров. Играет певуче, почти вокально; во второй части соло появляются напор, импульсивность, виртуозный захват широкого звукового пространства. Второе соло: трубач Александр Фишер — вспышка беззаботно-улыбчивых, грациозных пассажей. Третье соло — Николай Левиновский (фендер-пиано). Электронный рояль то таинственно мерцает, то рассыпается водопадом жемчужных брызг... Три сольных эпизода сливаются наконец в напевный, гимнового склада унисон, переходящий в репризу лирической первой темы. Звучание постепенно стихает, растворяется в повторяющихся фигурациях.
Композиция на тему Кола Портера «Love for sale». Н. Левиновский «прочёл» эту лирическую мелодию-образ по-своему, она стала у него остромоторной. Уже в первом проведении темы музыканты довольно далеко отходят от оригинала, заменяя портеровские гармонии своими, вводя массу побочных аккордов. В аранжировке «Love for sale» в наибольшей степени проявилась «оркестральность» «Аллегро»: тема изложена в виде переклички двух «медных» групп, но если одна из них — это звуковой пучок, составленный из трубы, саксофона и тромбона, то вторая — умело подобранный тембр синтезатора. Во многих эпизодах слышны многоголосные вертикали, созданные приёмом многократного наложения (отметим тонкую работу звукорежиссёра). В этой композиции также три соло: спокойная, лёгкая импровизация тромбониста В. Назарова, изящная, ритмически остроумная — трубача А. Фишера и лирическая — контрабасиста В. Двоскина. Композицию завершает электророяль Н. Левиновского, перекликающийся с энергичными репликами ансамбля.
Концертная сюита в трёх частях. Сочинение Н. Левиновского, исполнявшееся и прежним составом группы, но сейчас заново аранжированное и частично перекомпонованное.
Первая часть — динамичная, моторная. Унисон духовых интонирует простую лирико-романтическую тему. Соло исполняют А. Закарян (тенор-саксофон) и электророяль (Н. Левиновский). Заключение части — с большим темповым «разгоном», наращиванием динамики, контрапунктом духовых и клавишных, усложнением музыкальной ткани и, наконец, энергичным соло ударных (А. Гагарин), подводящим к средней части Сюиты. Она написана без духовых инструментов, с использованием одних лишь синтезаторов, Где-то в глубине зарождается звуковая «точка». Она растёт, ширится, обрастает призвуками, электронными «сполохами». Это музыка размышлений, покоя, статики. Неторопливо поёт свою богато орнаментированную песнь мини-муг... Третья часть возвращает нас в стихию движения, это весёлая карнавальная самба, вереница «инструментов-масок», когда каждое соло как бы становится персонажем, а между участниками шествия-танца завязывается ироническая игра (отметим весёлые переклички между трубой и синтезатором в конце финала Сюиты).
Аркадий Петров
Содержание:
01. Фантазия соль мажор (Николай Левиновский)
02. Композиция на тему Коула Портера (Николай Левиновский)
03. Концертная сюита в трёх частях (Николай Левиновский)
Продолжительность: 00:41:51
Художественный руководитель Николай Левиновский
Николай Левиновский - клавишные
Виктор Двоскин - контрабас
Алексей Гагарин - ударные
Юрий Генбачёв - ударные
Александр Фишер - труба, флюгельгорн
Александр Закарян - саксофон-тенор
Вячеслав Назаров - тромбон
Алексей Курочкин - синтезатор
Запись 1984 года
Носитель: Digital Album
Год выхода: 2022
Издатель: Мелодия
№ по каталогу: MEL CO 1170
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 96.4 Мб
Здравствуйте. Спасибо, с удовольствием слушаю. Проверьте ссылку на виниловый альбом, выводит на предыдущий альбом - "Сфинкс".
ОтветитьУдалитьНе досмотрел, исправил. Спасибо!
Удалить