Творчество дагестанского композитора Мурада Кажлаева (1931 г.) — одно из наиболее ярких и оригинальных явлений советской музыки. Его произведения привлекают богатством и разнообразием содержания, яркими контрастами, блеском оркестрового наряда.
Мурад Кажлаев — автор многих симфонических, камерных, инструментальных и вокальных сочинений, музыки для кино и для театра. Один из известных мастеров советской джазовой музыки, он удостоен высших призов на Международных композиторских конкурсах (Вена, 1959; Прага, 1966).
Закончив Азербайджанскую государственную консерваторию по классу композиции профессора Б. И. Зейдмана, М. Кажлаев создаёт ряд значительных сочинений; среди них следует назвать балет «Горянка» (1968 г.), симфонические картины «Дагестан» (1965—1969 гг.), «Симфонические танцы-картины» (1968 — 1970 гг.), вокальные циклы на стихи Р. Гамзатова, ревю «Миллион новобрачных» (1970 г.), Концерт для джаза «Африканский» (1964 г.), Романтическую сонатину (1967 г.), многочисленные сочинения эстрадного жанра.
Способность воплощения в звуках характерных движений, жестов, мимики — всё это обусловило частое обращение композитора к танцевальному жанру.
М. Якубов
***
Я снова и снова возвращаюсь в горы, мчусь по стремительным, порой крутым и отвесным дорогам Дагестана. Сидя за рулём своего верного, «объезженного коня», я тихонько что-то напеваю или обдумываю программы своих будущих «опусов»; в стремительном движении рождаются иногда и новые музыкальные идеи.
На горных дорогах каждый поворот открывает новые сказочные красоты. Увлекаясь этим необычным зрелищем, сменой всё новых и новых красок, невольно переключаешься от одного настроения к другому. Возможно, что именно это и побудило меня назвать свою новую грампластинку «Крутые повороты».
Но не только это; своё творчество я отдаю двум музам — серьёзной и лёгкой, в равной доле каждой. Я искренне люблю лёгкую музыку, люблю джаз, люблю его поиски и отношусь к этому очень серьёзно. Мне кажется, что эта область даёт неисчерпаемые возможности для творчества.
В грампластинку я включил пьесы, облачённые в наряд современного танца. Пьесы эти относятся к разным годам, и написаны они в разных стилях танцевального джаза. Их чередование — как бы крутые повороты от одного музыкального направления к другому.
Программа начинается пьесой «На причале», в которой использованы приёмы бит-музыки. Её сменяет композиция «Голубой закат» (как и пьеса «Вечер», она написана в духе так называемой «музыки для отдыха»). Вы услышите сочинение в форме традиционного блюза — «Знойный полдень» и пьесу «Туман над заливом», основанную на приёмах серийного джаза. Здесь же прозвучат пьеса «В старом ауле», выполненная в стиле «кул»-джаза, и гротесковая композиция «Снежный человек».
Свой цикл и завершаю сочинением «Девушка с кувшином». Это как бы приглашение в Дагестан («босса-нова» характерна для движения восточной мелодии). Ну а к какому стилю относится пьеса «Крутые повороты», судите сами — в ней квитэссенция замысла всей пластинки.
В завершение несколько слов об исполнителях. Все они мои давние друзья. Невольно вспоминаются мне наши первые встречи, поиски, бесконечные увлечённые разговоры о музыке. С тех пор прошло немало лет. «Время — это всадник на лихом коне, меняющий чёрную бурку ночи на светлый бешмет дня, — гласит дагестанская притча. Радостно сознавать, что молодость моих друзей прежняя: она светла как день. Ведь в джазе, как ни в одном другом жанре, идти в ногу со временем — это значит быть всегда молодым. Замечательные музыканты, которых вы сейчас услышите, талантливо утверждают эту истину.
Мурад Кажлаев, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственный премий РСФСР и ДАССР
Содержание:
01. На причале (слоу-бит) (Константин Бахолдин - тромбон)
02. Голубой закат (блюз) (Георгий Гаранян - саксофон-альт)
03. Снова в горы (фокстрот-самба) (Борис Фрумкин - орган, Александр Пищиков - сакс-тенор, Игорь Кантюков - бас-гитара)
04. Знойный полдень (блюз) (Константин Носов - труба)
05. Крутые повороты (быстый фокстрот) (Борис Фрумкин - фортепиано, Георгий Гаранян - саксофон, Игорь Кантюков - к-бас)
06. Снежный человек (медленный фокстрот) (Георгий Гаранян - саксофон, Леонтий Черняк - бас-тромбон)
07. Туман над заливом (свинг-блюз) Константин Бахолдин - тромбон, Константин Носов - труба)
08. Вечер (блюз-баллада) (Владимир Чижик - труба)
09. В старом ауле (вальс) (Александр Бухгольц - гитара)
10. Час пик (быстрый фокстрот-бит) (Александр Симоновский - ударные)
11. Девушка с кувшином (босса-нова) (Борис Фрумкин - фортепиано)
Продолжительность: 00:35:51
Джазовая танцевальная музыка Мурада Кажлаева. Цикл «Крутые повороты» (1969-1972)
Композитор: Мурад Кажлаев
Инструментальный ансамбль «Мелодия». Дирижёр: Мурад Кажлаев
Запись 1973 года
Носитель: Digital Album
Год выхода: 2021
Издатель: Мелодия
№ по каталогу: MEL CO 0654
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 82.1 Мб
Обновите релиз - вышла полная версия с двумя ранее не издававшимися пьесами.
ОтветитьУдалить