Творчество дагестанского композитора Мурада Кажлаева (1931 г.)—одно из наиболее ярких и оригинальных явлений советской музыки. Его произведения привлекают богатством и разнообразием содержания, яркими контрастами, блеском оркестрового наряда.
Мурад Кажлаев—автор многих симфонических, камерных, инструментальных и вокальных сочинений, музыки для кино и для театра. Один из известных мастеров советской джазовой музыки, он удостоен высших призов на Международных композиторских конкурсах (Вена, 1959; Прага, 1966).
Закончив Азербайджанскую государственную консерваторию по классу композиции профессора Б. И. Зейдмана, М. Кажлаев создает ряд значительных сочинений; среди них следует назвать а балет «Горянка» (1968 г.), симфонические картины «Дагестан» (1965—1969 гг.), «Симфонические танцы-картины» (1968 — 1970 гг.), вокальные циклы на стихи Р. Гамзатова, ревю «Миллион новобрачных» (1970 г.), Концерт для джаза «Африканский» (1964 г.), Романтическую сонатину (1967 г.), многочисленные сочинения эстрадного жанра.
Способность воплощения в звуках характерных движений, жестов, мимики — все это обусловило частое обращение композитора к танцевальному жанру.
М. Якубов
***
Я снова и снова возвращаюсь в горы, мчусь по стремительным, порой крутым и отвесным дорогам Дагестана. Сидя за рулем своего верного, «объезженного коня», я тихонько что-то напеваю или обдумываю программы своих будущих «опусов»; в стремительном движении рождаются иногда и новые музыкальные идеи.
На горных дорогах каждый поворот открывает новые сказочные красоты. Увлекаясь этим необычным зрелищем, сменой все новых и новых красок, невольно переключаешься от одного настроения к другому. Возможно, что именно это и побудило меня назвать свою новую грампластинку «Крутые повороты».
Но не только это; свое творчество я отдаю двум музам—серьезной и легкой, в равной доле каждой. Я искренне люблю легкую музыку, люблю джаз, люблю его поиски и отношусь к этому очень серьезно. Мне кажется, что эта область дает неисчерпаемые возможности для творчества.
В грампластинку я включил пьесы, облаченные в наряд современного танца. Пьесы эти относятся к разным годам, и написаны они в разных стилях танцевального джаза. Их чередование— как бы крутые повороты от одного музыкального направления к другому.
Программа начинается пьесой «На причале», в которой использованы приемы бит-музыки. Ее сменяет композиция «Голубой закат» (как и пьеса «Вечер», она написана в духе так называемой «музыки для отдыха»). Вы услышите сочинение в форме традиционного блюза—«Знойный полдень» и пьесу «Туман над заливом», основанную на приемах серийного джаза. Здесь же прозвучат пьеса «В старом ауле», выполненная в стиле «кул»-джаза, и гротесковая композиция «Снежный человек».
Свой цикл я завершаю сочинением «Девушка с кувшином». Это как бы приглашение в Дагестан («босса-нова» характерна для движения восточной мелодии). Ну а к какому стилю относится пьеса «Крутые повороты», судите сами— в ней квинтэссенция замысла всей пластинки.
В завершение несколько слов об исполнителях. Все они мои давние друзья. Невольно вспоминаются мне наши первые встречи, поиски, бесконечные увлеченные разговоры о музыке. С тех пор прошло немало лет. «Время—это всадник на лихом коне, меняющий черную бурку ночи на светлый бешмет дня», — гласит дагестанская притча. Радостно сознавать, что молодость моих друзей прежняя: она светла как день. Ведь в джазе, как ни в одном другом жанре, идти в ногу со временем — это значит быть всегда молодым. Замечательные музыканты, которых вы сейчас услышите, талантливо утверждают эту истину.
МУРАД КАЖЛАЕВ, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственных премий РСФСР и ДАССР
Содержание:
Сторона 1
01. На причале, слоу-бит (К.Бахолдин, тромбон)
02. Голубой закат, блюз (Г.Гаранян, саксофон-альт)
03. Снова в горы, фокстрот-самба (И.Кантюков, бас-гитара; Б.Фрумкин, орган; А.Пищиков (сакс-тенор)
04. Знойный полдень, блюз (К.Носов, труба)
05. Крутые повороты, быстрый фокстрот (И.Кантюков, к-бас)
06. Снежный человек, медленный фокстрот (Л.Черняк, бас-тромбон)
Сторона 2
07. Туман над заливом, свинг-блюз (К.Носов, труба; К.Бахолдин, тромбон)
08. Вечер, блюз-баллада (В.Чижик, труба)
09. В старом ауле, вальс (А.Бухгольц, гитара)
10. Час пик, быстрый фокстрот-бит (А.Симоновский, ударные)
11. Девушка с кувшином, босса-нова (Б.Фрумкин, ф-но)
Продолжительность: 00:36:39
Инструментальный ансамбль солистов*
Дирижёр Мурад Кажлаев
* Уточнение Г.Гараняна: Кажлаев пригласил музыкантов ансамбля "Мелодия" на запись этой пластинки и назвал их "инструментальным ансамблем".
Солисты:
К. Бахолдин - тромбон (1, 7)
А. Бухгольц - гитара (9)
Г. Гаранян - саксофон-альт (2)
И. Кантюков - бас-гитара (3), контрабас (5)
К. Носов - труба (4, 7)
А. Пищиков - сакс-тенор (3)
А. Симоновский - ударные (10)
Б. Фрумкин - орган (3), ф-но (11)
Л. Черняк - бас-тромбон (6)
В. Чижик - труба (8)
Оцифровал samopal records
Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 1973
Издатель: Мелодия
№ по каталогу: 33 С 04535-6
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 84 Мб
Мурад Кажлаев - Крутые повороты (1973).rar
Мурад Кажлаев - Крутые повороты.rar
Спасибо за пластинку. Очень понравилось.
ОтветитьУдалить