среда, 8 февраля 2023 г.

Музыкальное приношение. Шнитке, Денисов, Губайдулина, Булошкин, Артемьев исполняют свои сочинения на синтезаторе «АНС»

А.Шнитке, Э.Денисов, С.Губайдулина, О.Булошкин, Э.Артемьев исполняют свои сочинения на синтезаторе «АНС»

Дирижер бросает взгляд на партитуру, взмахивает палочкой, и вот уже поют скрипки, вступают трубы, арфы, ударные... Картина, знакомая каждому любителю музыки. Теперь вообразите партитуру, которая звучит сама — без дирижера, без оркестрантов, даже без музыкальных инструментов. Это волшебство создается с помощью музыкального синтезатора «АНС».

«АНС» — машина, позволяющая композитору рисовать свои произведения, творить музыку, минуя ноты и оркестр. Двадцать лет потратил советский ученый Евгений Александрович Мурзин на создание своего детища, которое позволило — впервые в истории музыки — свести воедино три процесса: сочинение музыки, запись сочиненного и исполнение.

Действие музыкального синтезатора «АНС» сложно и хитроумно. В нем горят лампы, вращаются узорчатые стеклянные диски, мечутся, преломляясь в призмах, световые лучи. Сидя за пультом, композитор склоняется над листом стекла, покрытым слоем темной краски. Это — своеобразная «бумага» для записи «самозвучащих нот». Их наносят резцом, снимая в определенных местах краску и образуя таким образом прозрачные линии. Рисунок на стеклянной партитуре и служит «самозвучащими нотами». Он задает машине программу работы, какие звуки и в каком порядке следует воспроизвести. Чтобы прослушать нарисованную звуковую картину, достаточно нажать кнопку, и стекло с прозрачным узором плавно въезжает в широкую темную щель читающего устройства. Там и происходит чудесное перевоплощение «гравюры» в музыку. Линии рождают звуки, звуки сменяют друг друга, машина поет. А композитор превращается в дирижера: управляя рычажками и педалями, он замедляет или ускоряет звуки, увеличивает или уменьшает громкость. Для того чтобы не возникало звукового хаоса, Е. А. Мурзин ввел в конструкцию аппарата еще одну важную деталь. Он поставил на пути светового луча зачерненную пластинку, которую назвал предельно точно — партитура.

Да, поистине огромные возможности таит в себе этот инструмент композитора: музыкант может творить лишь в рамках двенадцатиступенчатого темперированного строя, а в октаве «АНСа» — 72 элемента, целая сокровищница звуков.

Е. А. Мурзин посвятил свое изобретение А. Н. Скрябину. И это, безусловно, оправдано. Именно он, творец «Поэмы экстаза» и необъятного «Прометея», особенно горячо ратовал за расширение рамок музыкального строя, искал звучания, более богатые и разнообразные, чем способен дать традиционный симфонический оркестр. Мечта А. Н. Скрябина сбылась, но лишь в 1959 году, когда Е. А. Мурзин установил в мемориальной квартире композитора электронный оптический аппарат «АНС».

Электронная музыка, записанная на «АНСе», известна советским зрителям по кинофильмам «В космос», «Солярис», «Зеркало», «Сибириада» и другим. Синтезатор использовался и при выпуске первой грампластинки с записью электронной музыки — произведений композиторов Э. Артемьева, С. Крейчи, Ш. Каллоша, А. Немтина.

В 1966 году начала работу студия электронной музыки. За десять лет ее существования было сделано немало интересных открытий, но в конце 70-х годов вся работа вдруг была объявлена ненужной и неперспективной. Студию закрыли. И только теперь, после .столь значительного перерыва, стал возможен выпуск второй грампластинки, замысел которой возник еще в начале семидесятых. Произведения композиторов Э. Артемьева, О. Булошки-на, Э. Денисова, С. Губайдулиной, А. Шнитке, представленные на этой пластинке, были исполнены в бывшей студии электронной музыки.

Содержание:

01. Олег Булошкин - Sacrament / Таинство
02. София Губайдулина - VVivente-Non Vivente / Живое-неживое
03. Эдуард Артемьев - Mosaic / Мозаика
04. Эдуард Артемьев - 12 Looks at the World of Sound / Двенадцать взглядов на мир звука
05. Эдисон Денисов - Birds' Singing / Пение птиц
06. Альфред Шнитке - Stream / Поток

Продолжительность: 00:42:19

Композиторы: Олег Булошкин, София Губайдулина, Эдуард Артемьев, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке

Звукорежиссёр Юрий Богданов

Запись 1971 года.

Носитель: Digital Album
Год выхода: 2016
Издатель: Мелодия
№ по каталогу: MEL CO 0430
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 100 Мб

2 комментария :

  1. Спасибо! В коллекции есть такой винил (куплен в Москве в 1991 году).

    ОтветитьУдалить