АЭРОБИКА, АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ И СПЕЙС-ДИСКО: САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ РЕЛИЗЫ РЕКОРД-ЛЕЙБЛА «МЕЛОДИЯ»
В СССР на пластинки записывали буквально все. Речи партийцев, лекции по технике безопасности Госкомитета, звуки скотного двора, заводские гудки или банальное пение птиц. Всю уникальность советской виниловой индустрии воплотил один лейбл — «Мелодия», который в 2019 году отпраздновал 55-летие. Мы расскажем о релизах лейбла, которые стали синонимами — а иногда и инициаторами — целых явлений в советской культуре.
Что такое «Мелодия»
Крупнейший в Восточной Европе лейбл был основан в 1964 году, в 80-х у него была монополия на выпуск музыки в СССР. Выходила всевозможная классика, радиоспектакли, эстрада, поэзия и все то, что мы с вами слушаем сейчас в формате подкастов. С 1990-х «Мелодия» пребывала в запустении и пыталась обанкротиться, пока в 1993 году ей не присвоили страшную приставку ФГУП, которая в конечном итоге спасла дело.
В 90-е многие достояния фирмы были распроданы или разворованы, производство встало, в начале нулевых фирма лишилась студии и почти всех грам-оригиналов на металлических матрицах. В 2011 году в фирму пришел работать нынешний гендиректор «Мелодии» Андрей Кричевский, который оказался спасательным кругом — в фирме запустили оцифровку записей и онлайн-продажи. Правда, оцифровка 90 тысяч пленок будет длиться еще пару десятилетий, но «Мелодия» воскресла и даже печатает CD для зарубежных фетишистов и меломанов. Именно «Мелодии» мы обязаны проникновением на нашу территорию западной музыки — от Билли Холидей до Питера Гэбриела и культовых записей зарубежной классики. Но главной заслугой лейбла можно считать выпуск уникальной советской музыки — поп, эстрады, электроники и таких культовых релизов, как «Зеркало души» Аллы Борисовны
— образчика советского фанка и блюза. Кстати, закрытая премьера альбома состоялась в формате трансляции на борт орбитальной космической станции «Салют-6». Могли себе позволить.
Ритмическая гимнастика
В 1984 году советские электронщики получили уникальную возможность обойти ценз и растиражировать плоды трудов своих вовне. Случай подвернулся после выхода на центральном телевидении передачи «Ритмическая гимнастика», которая вскоре была раскритикована как аморальное зрелище. В 1985 году вышла пластинка «Ритмическая гимнастика»
— саундтрек для занятий аэробикой дома, причем ее содержание было сертифицировано Спортивным комитетом СССР. Результатом записи явились аутентичные образцы советского электро- и итало-диско, замаскированные под аэробику. Серия последующих релизов на «Мелодии» выходила под названием «Спорт и музыка». Например, это релиз «Пульс 1»
советских электронщиков Андрея Родионова и Бориса Тихомирова, которые одними из первых в СССР стали использовать синтезаторы Roland и Yamaha и даже компьютер. В этой же серии выходили работы коллективов «Арсенал»
и «Аэротон».
Пластинки для занятий аэробикой в течение нескольких лет держали позицию самого популярного подарка девушке на 8 марта.
Аутогенные тренировки
«Я самая обаятельная и привлекательная» — действительно, 70–80-е были временем увлечения аутотренингом, который через метод Шульца хлынул в советскую медицину. В 60-х был создан «Интернациональный координационный комитет для клинического применения и обучения аутогенной терапии», а значит, появился и контент, который стал общественно полезен и мог быть воспринят на слух. Будь то последствия черепно мозговой травмы, беременность или алкоголизм, аутотренинг применялся дома, в санаториях и поликлиниках, в виде «психотонической тренировки», «психорегулирующего практикума», гипноза и средства от вредных привычек.
В серии полезных для психики звуков в 1980-х на лейбле выходили пластинки серии «Мелодии спокойного сна»,
записи в формате «сеансов эмоционально-стрессовой психотерапии для лиц, злоупотребляющих алкоголем»
которые подходили для домашнего самогипноза. «С помощью данного гипноза человек сам у себя тренирует силу воли и формирует полный отказ или отвращение от алкоголя. То есть аутотрениг заставляет больного взять себя в руки самостоятельно», — гласила аннотация на конверте, написанная авторами очередной психометодики. Примечательно, что антиалкогольные тренировки для записи разрабатывались в санатории «Энергетик» в Ялте двумя кандидатами медицинских наук — И. А. Кулаковым и В. Я. Ткаченко. «Моя правая рука теплая. Я чувствую это», — и так далее.
Спейс-диско и sovietwave
В СССР под влиянием космической темы 60-х музыкальное подполье начала 70-х сходило с ума по спейс-диско. Главным вдохновением была группа Space во главе с Дидье Маруани. В правительственных культурных кругах все знали Space и стали задумываться: почему, собственно, не дать диковинной западной музыке зеленый свет? Текста — почти нет, идеологию никакую не поддерживает, на слух непривычно — ну и что ж, синтезаторы, космос, фантазии о будущем. В общем, решились пригласить группу в СССР с концертом.
Замминистра культуры лично, будучи в Париже, поговорил с Дидье Маруани, и в 1983 году в СССР Space отыграли 21 концерт. После гастролей «Мелодия» выпустила первый альбом коллектива, записанный в 1977 году, — «Волшебный полет» (Magic Fly).
Лучше всего переформатировать на местный лад западную футуристическую электронику удалось прибалтам «Зодиак». Это такой Space, помноженный на Жан-Мишеля Жарра, сведенный до зубодробительной наивности и начисто лишенный буржуазного налета. В 1981/ 82/ 83 годах релизы «Зодиака»
звучали самой прогрессивной поп-музыкой СССР, выпущенной на «Мелодии». Еще в формате футуристического диско лейбл выпустил пластинку «Звездный вираж»,
записанную оркестром Павла Овсянникова, литовскую группу Argo,
В 2010-х по мотивам ностальгии по советскому спейс-диско появилось целое музыкальное мини-направление под названием Sovietwave. Это было всплеском интереса к советскому винилу — появился целый ряд групп вроде «Артек Электроника», «Второй этаж поражает» и «Весна 310».
Советский авангард и синтезатор АНС
После оттепели начался период либерализации, а в концертных залах зазвучали Онеггер, Мийо, Пуленк, Хиндемит, Мессиан и Берг. Стали регулярно проходить фестивали «Варшавская осень», где впервые открыто презентовалась музыка советских академических авангардистов.
Но музыкальный фон радикально изменило изобретение советского инженера Евгения Мурзина, который в конце 50-х, наконец, довел до финальной стадии разработки свой синтезатор АНС (аббревиатура взята от имени знакового русского композитора-новатора Александра Николаевича Скрябина). Первый вариант АНС занимал половину комнаты на даче инженера, второй — чуть меньше, но все равно являл собой удивительную конструкцию, в которой в дополнение ко всему вращались пять оптических дисков.
В 1967 году при фирме «Мелодия» была организована Московская экспериментальная студия электронной музыки (МЭСЭМ), которая разместилась в Доме-музее Скрябина. В 1980 году на лейбле вышла пластинка «Метаморфозы»,
которая собрала самые значительные работы резидентов этой студии — Эдуарда Артемьева, Юрия Богданова, Владимира Мартынова. Но первые произведения с использованием АНС были записаны еще в 1971 году Альфредом Шнитке, Эдисоном Денисовым, Софьей Губайдулиной, Эдуардом Артемьевым и Олегом Булошкиным — этот материал был издан «Мелодией» в 1990 году под названием «Музыкальное приношение».
АНС можно услышать в фильмах «Солярис», «Зеркало», «Приходите завтра», «Бриллиантовая рука», в мультфильме «Маугли» и других работах для ТВ, для которых писали теперь уже культовые композиторы.
«Мелодию» в первую очередь все же принято считать хранилищем выдающейся академической классики. Среди симфонических лейблов фирма входит в пятерку лучших по качеству и значимости релизов, которые можно уже найти на 50 цифровых платформах вроде iTunes. «Мелодия» ведет переговоры с «Яндекс. Музыка», VK, «Одноклассниками» и осваивает блокчейн-технологии для защиты интеллектуальной собственности. Пока аналоговый гигант телепортируется в цифровые величины, самое время взять пластинку Наташи Королевой и Игоря Николаева под названием «Дельфин и русалка»
и сделать убийственный селфи под хештегом #Sleeveface. Слушать — не обязательно, все равно побеждает эстетика.
Комментариев нет :
Отправить комментарий