Дорогой Лев Иванович!
Я не смог, не сумел написать предисловие к этому альбому, написать которое мне так хотелось. Мне хотелось сказать о том, что стихи Вы иногда пишете, а чаще они возникают сами и становятся всенародными песнями.
Если сущность поэзии действительно звук, в чем я убежден, Вы — поэт редкого дара.
Эх, дороги,
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей,
Может, крылья сложишь
Посреди степей.
Выстрел грянет,
Ворон кружит,
Твой дружок в бурьяне
Неживой лежит.
Цитирую по памяти и блаженствую эстетически и умственно. Эти строки превратились в кровь и плоть целой эпохи, воздух Великой Отечественной войны пронизан ими. Но сколько лет миновало с тех пор, а строки эти продолжают произносить новые поколения. Так будет и впредь. Потому что заключена в них своя, неповторимая гипотеза, концепция бытия земного. Они содержат в себе музыку, независимую от мелодии, и звучат с «высот надзвездной мусикии».
Вы входите в заветное число немногих поэтов, способных в минуты вдохновения писать на вечные темы, которых тоже немного, но которые никогда не стареют, не выходят из моды.
И нельзя представить себе звук поэзии полувека без как бы сквозь сон произнесенных строк:
Издалека долго
Течет река Волга.
................
Среди хлебов спелых,
Среди снегов белых.
................
Как получилось, что все слова эти созвучны друг другу: издалека — река, долго — Волга, снегов — хлебов, спелых — белых. Сколько безыскусной свободы в этих сплошных созвучиях, какую мощь заключают они в себе, подчиненные «демонской воле творца». Чернилами такого не напишешь. Потому и вошли они в состав крови времени.
В творческом жесте Вашем — неисчерпаемый запас сил. И каждый шаг чреват музыкой. Порыв творческой воли освободил Ваши лучшие стихи ото всего лишнего, оставив только сущность — только звук. По моему убеждению, звук, форма — это судьба, а содержание — только тема.
Об этом хотелось еще сказать в предисловии. Но я не умею писать предисловия.
Любящий Вас АЛЕКСАНДР МЕЖИРОВ
***
Вероятно, я должен сказать здесь о моем личном отношении к этому поэту, ответить и на главный вопрос: почему я беру для своих песен стихи именно его, Ошанина? Может быть, потому что песни с его стихами не умирают, а живут многие десятилетия? Или, притихнув на время, возвращаются снова?
Я люблю с Ошаниным сидеть у рояля. Когда есть уже первый набросок стихов, и у меня есть что ему предложить. Сидеть, отыскивая наиболее яркое решение мелодии и стиха. Ошанин отлично слышит мелодию и чутко реагирует на любые в ней повороты.
Давно, когда радио только давало о себе знать и помещалось там, где сейчас находится памятник А. С. Пушкину, в небольшой комнате стоял рояль и микрофон, и мы с Ошаниным сами первый раз пели по радио «Футбольную песенку». «Втравил» нас в это дело первый наш футбольный комментатор Вадим Синявский.
В наших с Ошаниным песнях мы живём, как один человек, что даёт себя знать в поисках и находках разнообразных интонаций, ритмических выразительных форм, словом, всего того, что звучит потом в «Дорогах», «Песне московских студентов» или «Балладе о русских мальчиках». Ошанин недаром писал:
Я знаю, как песня родится. Как ранит,
Как всё в ней до срока темно.
Как яростно спорят в ней два дарованья,
Пока не сольются в одно.
Я люблю Ошанина как мастера песни, как поэта, всегда находящегося в творческом поиске, поэта-коммуниста, поэта широких масштабных устремлений. Лев Ошанин – блестящий мастер стиха, создавший множество разнообразных по содержанию, иногда сложных по форме лирических стихотворений, песен и баллад. Однако стихи его всегда остаются лёгкими, ясными. Его стихи настолько напевны, музыкальны, что иногда кажется – их надо только подтолкнуть и они запоются сами. Вероятно, он знает какой-то удивительный секрет мастерства.
Лев Ошанин и сейчас много пишет. И мне кажется, что из-под его пера появится ещё много песен, связанных с жизнью нашего народа и его историей.
АНАТОЛИЙ НОВИКОВ
***
Лев Иванович Ошанин! Имя это уже много десятилетий знакомо и любимо. С чего начать рассказ? Попытаться рассказать о поэте Ошанине? О педагоге Ошанине? Общественном деятеле? Наставнике молодёжи? О друге, товарище?
Лев Ошанин родился на Волге, в городе Рыбинске, трудовой путь начал в Москве на заводе, а потом три с половиной года жил и работал в заполярном Хибиногорске, ныне Кировске, почётным гражданином которого он является. С юности, вернее, даже с детства он писал стихи. Но неожиданно судьба венчает поэзию Ошанина с музыкой, и на всю жизнь. Уже первые песни Ошанина стали широко популярными, и прежде всего – вошедшие в золотой песенный фонд «Дороги» и «Гимн демократической молодёжи». С тех пор ни один форум молодёжи, ни один фестиваль, ни одна встреча не обходятся без этого гимна.
На моей памяти много песен Ошанина, которые навсегда вошли в нашу жизнь. Среди них «Песня о тревожной молодости» (музыка А. Пахмутовой, 1958), «Течёт Волга» (музыка М. Фрадкина, 1962), «Бирюсинка» (музыка Э. Колмановского, 1962), «Песнь любви», «Пусть всегда будет солнце», «Красная гвоздика» (музыка А. Островского, 1962-1964). Все эти песни я много раз пел на эстраде и по радио, да и судьба моя песенная началась со стихов Ошанина. В те далекие годы я учился в Гнесинском институте, пел на эстраде вдвоем с В. Кохно и никак не мог найти свою тему. Но вот Островский и Ошанин доверили мне первое исполнение своей удивительно чистой и непритязательной песенки о первой любви «А у нас во дворе». Это исполнение принесло мне известность и определило всю мою дальнейшую судьбу.
Многие строки Ошанина стали крылатыми и прочно вошли в жизнь народа. Его песня «Ярославия» внесла поправку в название области, и придуманное им слово «Бирюсинка» обернулось улицей в Москве, кинотеатром, тканью и даже… тортом!
За годы своей творческой жизни Лев Ошанин выпустил больше пятидесяти книг лирики, баллад, песен. Первые из них «Всегда в пути» и «Дети разных народов» вышли в 1948 и в 1950 годах, в 1971 году – «Избранное в двух томах» (издательство «Художественная литература»), а в 1980-1981 годах – трёхтомное собрание сочинений в «Молодой гвардии».
Лев Иванович – профессор Литинститута им. Горького, из его семинара вышли известные поэты Дмитрий Блынский, Герман Фролов, Леонид Завальнюк, Александр бобров, азербайджанец Фикрет Годжа, эстонец Матс Траат, туркмен Италмаз Нурыев, татарин Разиль Валеев, балкарец Муталип Беппаев, монгол Бегзийи Явуухулан. И такие прозаики, как Василий Белов и Анатолий Приставкин.
В своём творчестве Ошанин не повторяется, а всё время ищет новую дорогу, а на самом деле давно нашёл её и повёл по этой своей дороге поколения советской молодёжи.
Интерес его к молодёжи, с которой он связал всю свою жизнь, неслучаен и органичен. Недаром последняя из его авторских пластинок целиком состояла из произведений, написанных молодыми композиторами. И здесь, на песенном диске этого альбома звучат (кроме двух) песни самых последних лет. Они такие же темпераментные, добрые, озорные, как и их вечно молодой автор.
ИОСИФ КОБЗОН
***
Поэзию Льва Ошанина всегда отмечала сиюминутность, сиюмоментность. Не в том плохом смысле этого слова, что она вспыхивала и моментально гасла, но в том смысле, что стихи (и песни, конечно, тоже) нарождались всегда от соприкосновения с только что промелькнувшим фактом, с текущим событием. Долговременность стихов от этого не зависит, и мы знаем песни Льва Ивановича, которые так же звучат и сегодня, как звучали они и тридцать и сорок лет назад.
Просто я хочу публично удивиться тому, что такой злободневный (опять же не в плохом смысле этого слова) поэт обратился вдруг к истории, и не к простой истории – древней. Лев Иванович Ошанин написал большой цикл баллад (а хочется назвать это романом в стихах) об Александре Македонском.
Впрочем, надо сказать, что все эти стихи о древности очень и очень современны.
Когда-то я услышал запомнившийся мне разговор на спортивную тему. Речь шла о рапирах. Ну, кому-де нужен теперь этот спорт? Мушкетёры перевелись, шпаги не в моде, да и не купишь нигде, даже если захочешь…
Да, - отвечал оппонент. Но разве обесценились и не нужны качества, которые вырабатывает и воспитывает этот вид спорта: ловкость, молниеносность реакции, мужество, изящество и благородство движений…
Я вспомнил это, читая стихи Льва Ошанина об Александре Македонском. Добро остаётся добром, а зло – злом. Подлость остаётся подлостью, а добро – доблестью. Душевная широта остаётся душевной широтой, а скупердяйство – скупердяйством, храбрость – храбростью, а трусость – трусостью, высота духа – высотой духа, а низость – низостью. Об этих-то человеческих качествах (и некачествах) и пишет поэт. Вот гречанка Таис (любимая гречанка) принудила царя к жестокости, и он её каприз исполнил. И видел, как она наслаждается видом огня и крови.
Но странно – ни глаз её сливы,
Ни стан, ни пылающий рот
Теперь не казались красивы,
В душе его ширился лёд.
Стоял он, угрюм, безучастен,
И сам он не знал, почему
От радости силы и власти
Вдруг стало печально ему.
С такой проекцией на вечные душевные человеческие качества и ценности написаны все эти стихи.
Вл. СОЛОУХИН
Содержание:
Пластинка 1. Стихотворения
Сторона 1
Счастливый своей находкой...
От избранницы веет твоей...
Дай мне руку, девочка. Не бойся...
Хочешь, я расскажу тебе сказку...
Год за годом несется вдогонку...
Кто-то придумал, что тридцатого мая...
Мокрый мой, июньский мой лесок...
Две березы...
Туман
В старом Лувре
В Стратфорде
Любовь, надежда, страх...
Яблоко
Ночь в Багдаде
Ты зажигала свечи...
Спасибо тебе, что тебя я придумал...
Надела кофточку отвлеченную...
Как нам было весело и сладко...
Не потому ль, что я в ваш дом приехал...
Ты возникаешь, как радуга, из темноты...
Меня тревожит молодость твоя...
Остаюсь без тебя. За светящийся круг...
И волосы рыжи, и тонки запястья...
Смешно наивничать и молодиться...
Молодому поэту
Если б мне предложили выбрать...
Сторона 2
Вода бессмертья, роман в балладах (фрагменты)
Вступление
Баллада о доброте
Баллада о доверье
Послесловье
Талисман Авиценны, роман в балладах (фрагменты)
В поэзии рифма бывает бесценна...
Как вошел в мою жизнь
Разговор Ибн Сины со степным ветром
Баллада степных трав
Пластинка 2. Песни
Сторона 1
01. Жанна Рождественская - Опять глаза (А.Мажуков)
02. Заур Тутов - Остаюсь без тебя (В.Шаинский)
03. Валентина Толкунова - Самолёты и соловьи (А.Мажуков)
04. Валентина Толкунова - Озеро (Р.Паулс)
05. Лев Лещенко - Поезд юности (О.Иванов)
Сторона 2
06. Валентина Толкунова - Ах, Наташа (В.Шаинский)
07. Иосиф Кобзон - Не горюй, верблюдица (О.Иванов)
08. Бируте Петриките - Желтоглазая ночь (А.Мажуков)
09. Леонид Серебренников - Попутная песенка (А.Мажуков)
10. Вахтанг Кикабидзе - Канадец (Г.Мовсесян)
11. Иосиф Кобзон - Если любишь - найди (К.Листов)
Продолжительность: 00:49:43 + 00:37:26
Пластинка 1: Читает автор
Пластинка 2: Ансамбль «Мелодия» под руководством Георгия Гараняна
Записи 1981-1982 г.
Оцифровки:
Пластинка 1: manfred06
Пластинка 2: indy-73
Носитель: Vinyl LP (2 LP)
Год выхода: 1982
Издатель: Мелодия
№ по каталогу: С40-17529-30, С60-17531-2
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 212 Мб
Комментариев нет :
Отправить комментарий