Заслуженный деятель искусств композитор Вениамин Ефимович Баснер принадлежит к числу самых признанных, самых любимых в нашей стране мастеров песни. «На безымянной высоте», «С чего начинается Родина?», «Это было недавно — это было давно», «Березовый сок» и другие созданные им песни прочно вошли в нашу жизнь, стали подлинно народными. Широчайшая их популярность превзошла известность его работ, созданных в других, менее распространенных музыкальных жанрах. Между тем и в них он проявил себя как художник яркий и своеобразный. Любители оркестровой музыки высоко оценили его Симфонию, Скрипичный концерт и ряд сюит, знатокам камерной музыки известны его превосходные квартеты и вокальные циклы на стихи М. Лермонтова, А. Ахматовой и А. Вознесенского. Любители театра хорошо знают его балет «Три мушкетера», поставленный на советской сцене и за рубежом. Оперетты В. Баснера «Полярная звезда», «Требуется героиня», «Дочь океана», «Белый танец» прочно вошли в театральный репертуар. А совсем недавно композитором завершена работа над оперой «Вешние воды» по И. С. Тургеневу.
Баснер точно ощущает требования разных жанров, но, несомненно, в его творчестве они взаимодействуют. И даже в самых простых и бесхитростных напевах сказывается его универсальное композиторское мастерство.
Примечательно складывалась творческая судьба Баснера. Он родился в 1925 году в Ярославле. В детстве начал обучаться игре на скрипке, тогда же обнаружился у мальчика и композиторский талант. В годы войны Баснер был на фронте, а потом поступил в Ленинградскую консерваторию в класс скрипки. Увлечение композицией не покидало его, однако юноша долгое время не решался довериться своему призванию; на композиторский факультет он так и не перешел, но дарование Баснера заметил и высоко оценил Димитрий Дмитриевич Шостакович.
Он разрешил юноше в качестве вольнослушателя посещать свой класс. Отношения между великим композитором и его молодым коллегой вскоре стали дружескими. Тогда и впоследствии каждое значительное свое сочинение Баснер показывал Шостаковичу, пользовался его советами, и это было для молодого музыканта великолепной композиторской школой!
В 1955 году на конкурсе Всемирного фестиваля демократической молодежи в Варшаве за Струнный квартет Баснер был удостоен премии. К этому времени относится и его приход в кинематограф.
...Завершалось производство фильма «Бессмертный гарнизон». По рекомендации Г. В. Свиридова, поддержанной Шостаковичем, к работе над картиной был привлечен Баснер. Созданная им в кратчайший срок звуковая партитура (позже положенная в основу самостоятельного исторического произведения) усилила впечатляющее воздействие фильма. И с той поры наряду с созданием концертной и театральной музыки он постоянно работает в кино. Среди фильмов, в титрах которых стоит имя Баснера, — такие известные, как «Битва в пути», «Тишина», «Ленинградская симфония», «Родная кровь», «Судьба человека», «Полосатый рейс», «Щит и меч», «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта», «Блокада» и многие другие. И почти в каждом из них — песни. Они написаны в сотрудничестве с разными поэтами, чаще всего с Михаилом Матусовским. После выхода фильмов в свет эти песни становятся популярными.
Лучшие из песен Баснера рождены памятью о войне, о народном подвиге. Есть эти песни и на пластинке: среди них — ставшие уже известными «На всю оставшуюся жизнь», «Как, скажи, тебя зовут» и впервые публикуемая проникновенная баллада-воспоминание «Маки». Свои прочувствованные интонации и строгий маршевый ритм эти песни унаследовали от тех мелодий, что пели солдаты в землянках, в перерывах между боями. И как не могут бывшие фронтовики не помнить о пережитом, так и Баснер в своих песнях — о чем бы они ни были — не уходит от этих главных для него мотивов. Нет-нет, да и мелькнет драматическая или раздумчивая интонация его песен о войне и в сугубо мирных напевах, таких, как «Березовый сок», «Та река, где ты родился». Мелодические истоки баснеровских песен — в разных слоях русского народного творчества и бытовой музыки. Ярким примером тому — любое из представленных здесь сочинений — лукавая девичья «Не ищите ландышей», и озорная «Туман», и выдержанный в духе старых напевов под гитару романс из кинофильма «Дни Турбиных».
Песни композитора притягательны тем, что выражают человеческий характер — цельный и прямой. Им свойственны нравственная чистота и доброта, особенно трогательно проявившиеся в произведениях, связанных с миром детства, — «Крестики-поляки» и «Колыбельная».
Этот диск, запечатлевший лишь часть из написанных Баснером песен, дает тем не менее ясное представление о том ярком своеобразии, какое образуют они в мощном потоке советского песенного творчества.
М. Бялик
Содержание:
Сторона 1
01. ВИА «Песняры» - Берёзовый сок (из к/ф «Мировой парень») (М.Матусовский) - 4.01
02. Людмила Сенчина и Эдуард Хиль - Та река, где ты родился (из к/ф «След на земле») (М.Матусовский) - 3.40
03. Таисия Калинченко - Крестики-нолики (из к/ф «Оборона Севастополя») (М.Матусовский) - 2.38
04. Таисия Калинченко и Павел Кравецкий - На всю оставшуюся жизнь (из к/ф «На всю оставшуюся жизнь») (В.Вахтин, П.Фоменко) - 3.19
05. Павел Кравецкий - Как, скажи, тебя зовут? (М.Матусовский) - 2.59
Сторона 2
06. Эдуард Хиль - Маки (Г.Поженян) - 5.37
07. Людмила Сенчина - Колыбельная (из к/ф «Человек родился») (В.Попов) - 1.45
08. Людмила Сенчина - Не ищите ландышей (М.Матусовский) - 2.11
09. Людмила Сенчина - Романс (из т/ф «Дни Турбиных») (М.Матусовский) - 3.43
10. Эдуард Хиль - Туман (М.Матусовский) - 3.25
Продолжительность: 00:33:37
Композитор Вениамин Баснер
Ленинградский концертный оркестр. Дирижер А. Бадхен
Оцифровал indy-73
Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 1981
Издатель: Мелодия
№ по каталогу: С60-15039-40
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 83.6 Мб
Комментариев нет :
Отправить комментарий