среда, 10 февраля 2021 г.

Михаил Матусовский - Стихи и песни


Михаил Матусовский родился 23 июля 1915 года в Донбассе, в городе Ворошиловграде (бывшем Луганске). Учился в семилетке, потом в строительном техникуме. Работал техником на сооружении Ворошиловградского паровозостроительного завода имени Октябрьской революции. В 1935 году был принят в Литературный институт Союза советских писателей имени Горького, по окончании которого учился в аспирантуре Московского института истории, философии и литературы и защитил кандидатскую диссертацию по древнерусской литературе. Первая книга стихов поэта «Моя родословная» вышла в 1940 году. С первых дней Отечественной войны Матусовский находился на фронте в качестве военного корреспондента газет Западного, Северо-Западного, Второго Белорусского фронта и вместе с воинами фронта прошел путь от берегов озера Ильмень до Эльбы. Был ранен, награжден орденами и медалями, принят в число почетных ветеранов тех дивизий и армий, в которых ему пришлось бывать в годы войны и с которыми его связывает фронтовая дружба. 

Матусовский — автор ряда сборников стихотворений, среди которых: «Фронт», «Когда шумит Ильмень-озеро», «Слушая Москву», «Все, что мне дорого», «Подмосковные вечера», «Как поживаешь, земля», «Тень человека», «Не забывай», «Это было недавно, это было давно» и другие. В послевоенные годы начал писать песни. С И. Дунаевским им написаны песни «Школьный вальс», «Не забывай», «Летите, голуби», «Молчание», «Вечер вальса», «Поручение», «Скворцы прилетели». С В. Соловьевым-Седым — «Подмосковные вечера», «Баллада о солдате», «Солдат — всегда солдат». С Т. Хренниковым — «Что так сердце растревожено», «Лодочка», «Московские окна». С М. Блантером — «Пушки молчат дальнобойные». С Б. Мокроусовым - «Вологда». С М. Фрадкиным — «Вернулся я на родину», «Солдатская вдова», «Прощайте, голуби». С О. Фельцманом — «Черное море мое». С А. Пахмутовой — «Хорошие девчата», «Старый клен». С Э. Колмановским — «Листья прошлогодние», «Песня о гудке». С Я. Френкелем — «На большой перемене», «Шахтерский характер». С В. Баснером — «Руки рабочих», «На безымянной высоте», «С чего начинается Родина», «Махнем не глядя», «Березовый сок». Этот список можно было бы значительно продолжить. Много и плодотворно работает поэт в кинематографе. Им написаны песни к кинофильмам «Верные друзья», «Запасной игрок», «Огненные версты», «Крылатая защита», «Неподдающиеся», «Битва в пути», «Прощайте, голуби», «Девчата», «Оптимистическая трагедия», «Тишина», «На пути в Берлин», «Разрешите взлет», «Мировой парень», «Щит и меч», «Опасный поворот», «Переступи порог», «По собственному желанию», «Блокада», «Фронт без флангов», «Такая короткая долгая жизнь» и ко многим другим.

Поэт продолжает писать песни для кино, радио и телевидения, и мы вправе ожидать от него немало новых интересных и своеобразных песен.

***

Дорогой незнакомый друг, я смею назвать вас другом, потому что у нас с вами есть общее, что роднит и сближает нас это — любовь к песне. С большой надеждой и тревогой передаю я в ваши руки мою пластинку, в которой, — это я говорю не ради красного словца, а так оно и есть на самом деле, - часть моей жизни, моего сердца. Не знаю почему, песню принято считать малым и даже легким жанром. Несмотря на то, что сама по себе песня невелика, она способна вместить очень многое. Ей доступны любые чувства — «Радость и гордость, тревога и счастье, гнев и скорбь, беззаботность и серьезность, грусть и веселье. Песня — один из самых массовых и общедоступных жанров, соединяющих настолько нерасторжимо слово и музыку, что всю славу и бесславие, все удачи и неудачи поэт и композитор должны делить поровну. 

Будь на то моя воля, я бы писал слово «песня» с большой буквы. Ведь она звучит над колыбелью человека еще в раннем детстве. С песней мы знакомимся задолго до того, как научимся читать по-складам, и она очень рано входит в нашу жизнь, как родная природа, лица близких и родных, окружающих нас, небо над головою, вот что значит песня.

Мне в жизни повезло: я начинал писать свои первые песни с большим мастером этого жанра, с художником, чьи произведения вот уже много десятков лет радуют поколения все новых и новых слушателей. Я говорю о композитора Исааке Дунаевском Школа Дунаевского, которую я проходил под его строгим и дружелюбным взглядом, навсегда определила мои интересы, требования и вкусы в песне. Многое мне дала в жизни встреча с Василием Соловьевым-Седым, композитором оригинальным, своеобразным, перед дарованием которого я всегда преклоняюсь. А потом я работал и дружил, и продолжаю это и по сей день, с яркими и интересными представителями песенного искусства — Тихоном Хренниковым, Матвеем Блантером, Вениамином Баснером, Марком Фрадкиным, Эдуардом Колмановским, Александрой Пахмутовой, Яном Френкелем, Никитой Богословским, Юрием Левитиным. Я благодарен им за то, что мои скромные стихотворные строки зазвучали, обрели крылья музыки, как любил говорить поэт Михаил Исаковский. 

Очень многое в судьбе песни зависит и от ее исполнителей, которых можно, в какой-то мере, считать соавторами песни. Ведь им надо понять душу песни, ее характер и настроение и суметь передать все это с слушателям. Я помню, как самоотверженно и настойчиво работал Марк Бернес над песней «С чего начинается Родина». Как по-разному пробовал он трактовать ее, сколько сделал вариантов записки, пока не добился такого звучания, как ему хотелось. Вот пример добросовестности и требовательности настоящего артиста. Многим я обязан Людмиле Зыкиной и Иосифу Кобзону, Юрию Богатикову и Эдуарду Хилю, Краснознаменному ансамблю Советской Армии и ансамблю «Песняры», в чьем исполнении вы услышите песни, записанные, на моей авторской пластинке,.

Вот сейчас вы поставите пластинку на проигрыватель. Задержитесь только на одну секунду. Мне хотелось бы присутствовать сейчас в вашем доме, быть рядом с вами, следить за выражением вашего лица. И очень хотелось бы знать, какая песня вам не понравилась, какая оставила вас равнодушным и какую песню вы приняли и захотите завтра прослушивать снова. Итак, в добрый путь, моя пластинка!

Мих. МАТУСОВСКИЙ

Содержание:

Сторона 1

01. Михаил Матусовский - Возле Едрово у Валдая
02. Марк Бернес - С чего начинается Родина (из к/ф «Щит и меч») (В.Баснер)
03. Краснознамённый ансамбль - Баллада о солдате (из к/ф «В трудный час») (В.Соловьев-Седой)
04. Юрий Богатиков - На безымянной высоте (из к/ф «Тишина») (В.Баснер)
05. Людмила Зыкина - Солдатская вдова (из к/ф «Прощайте, голуби») (М.Фрадкин)
06. Эдуард Хиль - Берёзовый сок (из к/ф «Мировой парень») (В.Баснер)

Сторона 2

07. Михаил Матусовский - Я столько прошёл и проехал с тобой
08. Муслим Магомаев, хор - Что так сердце растревожено (Романс Лапина) (из к/ф «Верные друзья») (Т.Хренников)
09. Юрий Богатиков - Вернулся я на Родину (М.Фрадкин)
10. Рузана и Карина Лисициан - Ой вы, ночи, ночи (Б.Мокроусов)
11. Вокально-инструментальный ансамбль «Песняры» - Вологда (из спектакля «Белые облака») (Б.Мокроусов)
12. Михаил Матусовский - Сверчки в тени чертополоха
13. Иосиф Кобзон - Песня о гудке (из спектакля МХАТ СССР «Сталевары») (Э.Колмановский)

Продолжительность: 00:41:47

Стихи Михаила Матусовского

Оцифровал indy-73

Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 1976
Издатель: Мелодия
№ по каталогу: С60-07899-900
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 105 Мб

Комментариев нет :

Отправить комментарий